Ученые нашли эффективный способ лечения болезни Альцгеймера

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе (США) открыли новый класс соединений, способных прерывать процесс формирования амилоидов — сгустков протеинов в головном мозгу страдающих болезнью Альцгеймера, которые вызывают характерное для этого недуга падение интеллектуальных способностей.

Основную ответственность за разрушение нейронов в головном мозге, как полагают, несёт амилоид бета (Аβ) пептид, один из компонентов образующихся в мозгу амилоидных бляшек. Производныефлуорена, небольшой молекулы, состоящей из трёх конденсированных углеродных циклов, первоначально были разработаны в качестве радиофармацевтических контрастов для обнаружения и визуализации амилоидов с помощью позитронной эмиссионной томографии. Однако, как оказалось, связываясь с амилоид бета (Аβ) пептидом, флуорены не только здорово помогают в нахождении самих белковых бляшек, но и дестабилизируют структуру (Аβ) пептида, способствуя замедлению формирования амилоидов.

Авторы рассматриваемой работы сфокусировались на доскональном изучении эффекта воздействия флуоренов на амилоиды, присоединив к структуре флуорена специальную метку, позволяющую использовать спектроскопию электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Эта технология позволила наблюдать очень специфическую активность изучаемых молекул без обычно мешающего фонового шума, поскольку биологические ткани не дают сигналов в ЭПР-спектроскопии. В качестве ЭПР-довеска к молекулам флуоренов выступила «спиновая метка» нитроксидом — чаще всего используемая модификация биологических молекул, которая обладает уникальным сигналом, детектируемым методом ЭПР.

И снова удача! Как оказалось, меченые флуорены дестабилизируют структуру (Аβ) пептида даже лучше, чем аналоги без меток. Более того, будучи эффективнейшим антиоксидантом, нитроксидная группа способна «снимать» активный кислород, который ответствен за поражение нейронов и увеличение воспаления. Всё это существенным образом содействует дальнейшей защите ещё жизнеспособных нейронов.

Болезнь Альцгеймера — самая частая причина слабоумия. Все существующие лекарства, призванные бороться с этой хворью, способствуют лишь небольшому временному улучшению состояния. Основным препятствием на пути разработки эффективных препаратов, как и в случае с любым заболеванием мозга, является гематоэнцефалический барьер, не пропускающий в головной мозг ни кровь, ни растворённые в ней вещества (и тем более токсины), кроме глюкозы, кислорода и некоторого количества необходимых ионов. Поэтому большинство лекарств просто не может преодолеть гематоэнцефалический барьер, и оттого потенциальное активное вещество, введённое орально или инъецированное прямо в кровь, не доходит до мозга. А вот флуорены способны с успехом проникать сквозь гематоэнцефалический барьер в головной мозг, что делает этот класс соединений полезным не только для визуализации, но и, как теперь выясняется, для лечения болезни Альцгеймера.

Наконец-то если не у наших стариков, то хотя бы у нас с вами в неизбежной старости появилась надежда на полноценное существование. А пока по расписанию тесты на животных...