Матрешки отправились в Африку

Ольга Кечеджи с дочерью Татьяной, которой нравится сказочный мир мамы.

Расписанные руками народной мастерицы из Мариуполя Ольги Кечеджи, они вызвали бурю восторга на Черном континенте

Вдохновение пришло... из сундука


В мастерской Ольги Кечеджи на улице Митрополитской пахло настоящим кофе, лаковыми красками и свежими опилками. Правда, опилок не было. Аромат исходил от множества заготовок, которые чем-то напоминали манекены магазинов готового платья.

- Заготовка, как и холст подрамника, является главной основой будущей работы, - объяснила хозяйка. - И если хочешь, чтобы она удалась, основа должна быть высшего качества. Например, местная  древесина - материал малоподходящий. Вот и приходится заказывать ее в России. А это, как вы понимаете, сказывается на цене.

К творчеству молодая женщина потянулась еще в раннем возрасте. Рисовала, одно время занималась вышивкой, резьбой по дереву. И неизвестно, чем бы еще увлеклась девочка, не попадись ей матрешка, хранившаяся в углу бабушкиного сундука. Я знаю такие сундуки. В них мирно дремлют воспоминания  о старинных волшебных вещах...

Дороже рукотворных пирогов

А познакомились мы с Ольгой на одной из сельских ярмарок. Честно признаться,  поначалу мне не глянулись разложенные сувениры, которые соседствовали с аппетитными шашлыками, пирогами ручной работы и прочей вкуснятиной. Что поделаешь, желудок сплошь и рядом одерживает верх над духом. И лишь потом, вернувшись домой, понял, что прошел мимо того, что бывает выше всяческих пирогов.

К счастью, я не отказался от предложенной визитки, поэтому появилась возможность наверстать упущенное. Позвонил, представился.

- Что ж, - просто ответила Ольга, - приезжайте. Запишите адрес: Мариуполь, улица Митрополитская... Буду дома без четверти двенадцать.

Дом, он же - мастерская, притаился в глубине дворика, по которому безошибочно можно угадать близость южного моря. Здесь в расщелинах истертых булыжников еще можно обнаружить николаевский пятак или бусину из мониста, в которых щеголяли волоокие жены греческих негоциантов. Но сейчас расщелины густо законопачены палым листом. И без всего этого нельзя понять атмосферу, повлиявшую на творчество молодой художницы, которой нередко самой приходится становиться за прилавок.

- Как удается совмещать два столь разных занятия?
- поинтересовался я.

 - Лично мне роль реализатора, которая хотя и отнимает драгоценное время, не кажется обременительной. Наоборот, общение с покупателями является своего рода лакмусовой бумажкой, заставляет более энергично работать фантазию, руки. Вот вы, пишущий человек, разве избегаете контактов со своими читателями?

Куклы едут на день рожденья

- Кто является вашим главным покупателем, и с какой целью  люди  приобретают матрешек? Ведь, насколько я понял, стоят они  недешево...

- Не дороже кукол фабричного производства. А покупают коллекционеры сувениров и родители. Что же касается ассортимента, прошу прощения за столь приземленное слово, то  здесь тоже полный порядок.

И действительно, при ревизорском осмотре мастерской мне не удалось обнаружить двух одинаковых кукол. Отличались они одна  от другой не только размером,  но и росписью. Вот классическая русская матрешка, вот - былинный витязь, вот - персонаж из сказок братьев Гримм.

- Отслеживаете  ли дальнейшую судьбу своих работ?


 - Для этого раздаю визитки, записываю телефоны покупателей. Случаев рекламации до сего дня не имелось. Надеюсь, и впредь не будет. По словам родителей, мои куклы ребятне по душе. Особенно в том случае, если старшие подробно расскажут о каждом персонаже.

- Настолько обширен «ареал обитания» матрешек?

- Могу ответить, что он уже шагнул за пределы Украины. Сотня их ушла  за Средиземное море, в Африку. Персональный заказ одной афро-украинской семьи, которая на день рождения малолетней дочери пригласила сто ее сверстников.

Для души и пропитания

По признанию Ольги,  зарабатывает она сносно:

- На суп и бутерброд с колбасой хватает. На красную икру - нет.

Это, наверное, один из немногих случаев, когда человек зарабатывает на кусок хлеба делом, которое ему по душе. Следовательно, он более счастлив, нежели занятый подневольным трудом соотечественник. Разумеется, есть и серьезнейшие проблемы. Сколько говорим о том, что надо развивать народные промыслы в нашем сугубо техническом регионе и на  этом зарабатывать деньги, а все уходит как в песок.

Говорю это потому, что приходилось бывать во многих странах мира. Они тоже уступают по всем показателям Германии,  Англии, США, многие не имеют ни металлургических заводов, ни плохоньких копей. Однако люди там не умирают с голоду.  И все потому, что развиты народные промыслы, где заняты миллионы взрослых граждан и даже детей. Кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, резчики по дереву... Продукцию мастеров можно встретить практически в любой портовом городе. Сразу же за проходной - ряды золотых украшений, чеканка, кувшины, сувенирные статуэтки. А ведь работы Ольги Кечеджи и других мастеров народных ремесел не менее колоритны, нежели маски с берегов Новой Зеландии. Их оценили даже в далекой Африке.

- Позвонил глава упомянутого семейства, - смеется хозяйка мастерской, -  и сказал, что от матрешек в восторг пришли не только  дети, и взрослые гости. Еще он пообещал в качестве дополнительной оплаты за труды привезти подарок. Что ж, пусть приезжает, в нашем доме гостям всегда рады.

Полтора часа в мастерской, крышу которой накрывает морским туманом, пролетели незаметно. И покидал я старый дворик с таким чувством, словно побывал в детстве, полном чудесных сказок и золотистых красок осени.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: