Крещенный фронтовым и доменным огнем

Фронтовик и металлург с дочерью Ниной и правнучкой Настей.

Отдав доменному производству на заводе им. Фрунзе в Константиновке более тридцати лет, фронтовик Николай Нетус, потерявший в боях слух, не утратил бодрости духа. Мастер огненной профессии воспитал десятки доменщиков, вырастил дочь и помогает воспитывать правнучку.

«Снял» двух пулеметчиков


Неутомимому активисту ветеранской организации города - 83 года. На память не жалуется. Помнит детство в селе Лихачево Кировоградской области, ужас после сообщения о войне, которая застала их семью в Красноярском крае. В ноябре 1943-го военкомат сибирского городка Ужур призвал юношу в войска и направил в 105-й запасной стрелковый полк.

Быстро пролетели месяцы напряженной боевой учебы. И вот младший сержант, полюбовавшись на новенькие погоны с двумя лычками, уже бежит в составе своего 1025 стрелкового полка к вагонам эшелона, направлявшегося на Ленинградский фронт. Шел июнь 1944-го.

Таким Николай Нетус был в победном 1945-м.

Таким Николай Нетус был в победном 1945-м.

Когда прибыли, блокада уже была снята, но оставалась угроза со стороны Финляндии. Их стали готовить к освобождению Выборга, передав в состав 21-й армии.

- Что запомнилось в первые фронтовые дни?

- Под Тарту меня поразило, насколько укрепилась мощь советской армии. Я стоял на посту, наблюдая марш наших моторизированных частей на Карельский перешеек, и был оглушен шумом сотен танков и самоходок. Ясно было: такой народ никогда не победить... Вскоре нас тоже перебросили на Карельский перешеек. Учились преодолевать препятствия и заграждения, штурмовать укрепления. Пошли в наступление. Сначала прошла артподготовка, «поутюжили» оборону немцев и наши самолеты. Я был ординарцем у комполка и слышал, как один из фрицев на допросе заявил: «Такого огня мы никогда не испытывали. Пехота, находящаяся на переднем крае, в панике бежала». Выборг мы освободили через три дня.

- Как получили свои медали «За отвагу»?


- На одном из участков наступления наш батальон положил на землю немецкий пулеметчик. Да так, что головы поднять нельзя. Что делать? Беру свой «дегтярь» и ползу под прикрытием больших валунов в обход. Не заметили меня. Как лупанул очередь сбоку: один фриц завалился, а второй бросил пулемет и зигзагом побежал, как заяц... За это получил первую «За отвагу». Вторую - несколькими месяцами позже, в Силезии. Снова умудрился уничтожить пулеметчика, державшего на прицеле несколько рот наступающего полка.

Проведал родственников и остался в Донбассе


В сентябре 44-го 21-ю армию передислоцировали на нарвское направление для обороны южного побережья Финского залива. С декабря Нетус и товарищи попали в резерв Ставки в составе 1-го Украинского фронта. Затем начались сильные бои в ходе Сандомирско-Силезской операции. Ветеран до сих пор хранит старенькую фронтовую газету «За Родину!», в которой было написано о тех днях: «28 января 1945 г. войска 21-й армии во взаимодействии с соединениями 59-й армии овладели городами Домбровского угольного бассейна Катовице, очистили от врага Силезский промышленный район». Скупые строки. А ведь он потерял там почти всех своих друзей, сам был тяжело ранен.

Выписали бойца из госпиталя в начале мая. А вскоре войска облетела радостная весть: «Победа!»

После войны Нетус уехал к маме в Вологду, где обосновалась их семья. А потом она попросила сына проведать родственников в Донбассе.

- Проезжая через Константиновку, я видел, как работают заводы. Веселые люди махали поезду руками. Тогда я и решил поселиться в этом городе. Стал трудиться в доменном цеху, познакомился с красивой бухгалтершей Шурой. А в 52-м у нас родилась дочь Нина. Но это уже другая история, - улыбается Николай Михайлович. А потом с грустью добавляет: - Жаль, время уходит: всего трое нас, фронтовиков, осталось в поселке металлургов.


Сергей Маринцев. Фото автора и из архива Николая Нетуса.
Читайте также: