"Я проживу сто тридцать лет!"

«Понимаете, я во второй раз родился! - уверенно говорит Анатолий Панченко. - И живу не только для себя, но и ради других...»

Именно это заявил своим землякам и корреспонденту «Донбасса» пенсионер из села Осыково Старобешевского района Анатолий Панченко, который уверен, что ему удалось обрести утраченную формулу эликсира Макропулоса

Полет над сушей и землей


Что и говорить, обязательство серьезное, особенно если учесть, что к пятидесяти годам мужик начал разваливаться на ходу, а его амбулаторная карточка по количеству страниц приближалась к третьему тому полного собрания сочинений Антона Чехова.

Лишь самую малость карточке уступает в объеме трудовая книжка. Владельцев подобных «гроссбухов» при советской власти именовали летунами, не подозревая, что тем самым оказывают честь. Ведь изначальный смысл слова «летун» Сергей Ожегов толкует как «тот, кто хорошо летает». И потом, второе, негативное, значение в нашем конкретном случае никоим боком не лепится, ведь Анатолий Иванович исколесил просторы одной шестой части   суши вовсе не ради больших денег.

- Был шахтером, рыбачил на Дальнем Востоке, пахал землю, строил дороги. Пару сезонов по договору охотился за Полярным кругом, - вспоминает собеседник. - Словом, испытал себя во всех почти ипостасях. Путешествовал бы и дальше, если бы не один и тот же навязчивый сон... Я все время видел вишенник из родительского сада. Узнав о моих проблемах, вертолетчики очередным рейсом забросили вещмешок с морожеными и консервированными вишнями. Однако это было не то... Поблагодарив ребят за беспокойство, отправил в промысловую контору прошение об отставке. Тем более, что причина появилась уважительная - скопом навалились хвори, о существовании которых даже не подозревал. Один из врачей, выписывая мне кипу рецептов, даже обронил: «Странно, что с таким «букетом» болезней ты еще на этом свете...»

Дерматологи спасали травкой


 - Итак, - продолжает Анатолий, - к пятидесяти годам я почувствовал отвращение к выполнению супружеских обязанностей и самой жизни. Оставил семье дом в Донецке и перебрался на хутор Кашпоровку, так ранее именовалась эта околица Осыково... Извините, вам может показаться, что часто курю. Это, так сказать, по милости здешних работников прилавка. У них, видите ли, закончилась лицензия на сигареты... Три недели с другими мужиками постился... Обзавелся хозяйством. Стал собирать зверобой и другую траву. Поначалу водку закрашивал, а потом в руки попал сборник лекарственных растений.

Травники испокон веков пользовали страдающих от мигрени барынь и сирых гречкосеев, которые, случалось, вымирали от хворей целыми селами. Востребованным их ремесло остается и сегодня. О травнице из Великоанадольского леса Клавдии Трушенко и ее преемнице, дочери Людмиле, слагают чуть ли не легенды.  Впрочем, они не так уж далеки от истины. И это, в частности, может подтвердить Нина Васильевна П., довольно известный врач-дерматолог, которую Клавдия Савельевна спасла от прогрессирующего кожного заболевания.

Но мать - дипломированный лесовод, дочь - медсестра. Им, как говорится, сам Господь велел заняться травами. А вот с Анатолием случай особый. Шахтер, рыбак, охотник, механизатор... Какой, спрашивается, из него спец?

- Самый обычный, - улыбнулся хуторянин Панченко. - Если человек однажды обнаружит в себе желание чего-то добиться, он это сделает. Разумеется, при условии, что мозговые извилины еще не окостенели и руки не утратили способность держать  черенок лопаты и склянку со снадобьем...

Однако вернемся к снам, которым суждено играть главенствующую роль не только в судьбе Анатолия.  Как известно, таблицу химических элементов Дмитрий Менделеев увидел во сне, знаменитый путешественник Федор Конюхов, с которым у меня сложились самые дружеские  отношения, во сне определил координаты колодца с пресной водой. К слову, этот источник является пока что единственным в лежащем на самом берегу Азовского моря селе Атманай. Таким образом, покоритель океанов и гор сделал то, что на протяжении трех веков не удалось именитым лозоходцам. Поэтому дальнейшую исповедь хуторянина я воспринял без особого скепсиса.

- Я никогда не испытывал подобной жути, -  вспоминает Анатолий, - хотя неоднократно оказывался в самых немыслимых переделках... Если не возражаете, о некоторых  расскажу с небольшими подробностями... Учитывая мой незначительный стаж, начальник шахтного участка определил меня на обучение к Степанычу. Три дня я путался у него под ногами неразумным щенком, шарахаясь от комбайнов и отбойных молотков. А на четвертый день ученика вместе с наставником завалило. Откапывали сутки. «Малец, - сказал мне потом начальник участка, - ты родился в рубашке,  а вот Степанычу повезло меньше...»

Случай второй. Попросил своего товарища отвезти на самолет, а надежный, в общем-то, мотоцикл посреди дороги вдруг закапризничал, уперся похлеще упрямого ишака. На самолет, разумеется, опоздал. Подхожу к билетерше, интересуюсь: можно ли с доплатой устроиться на следующий рейс? А она в крик... Я, с вашего позволения, закурю... Оказывается, самолет разбился, все пассажиры погибли. Короче, отпаивали валерьянкой нас с билетершей обоих.

И встала дыбом борода

Пригодились бы успокоительные капли Анатолию и за Полярным кругом. Вышел поохотиться на тундровых куропаток, а набрел на белого медведя.

- Наверное, в тот миг, - рассказывает собеседник, - я уподобился соляному столбу. Конечно, будь у меня в стволах не патроны на мелкую птицу... В глаза зверя не гляжу. Покорненько так таращусь на когти, а они подлиннее будут, чем пальцы профессионального пианиста-курильщика. Только, наверное, не суждено мне было в тот день откочевать к предкам. А все потому, что не голоден оказался зверь... Отобедал перед встречей с человеком нерпой. Опустился на передние лапы, рыкнул предупреждающе и был таков.

- Могу лишь посочувствовать и представить ваше положение. И еще хотелось бы, наконец, узнать о навеянном сном ужасе, перед которым блекнут смертельные приключения?

- Я с вашего позволения... Пробудился в два ночи. В окно луна подсматривает, в ногах кошка спит. Ее бы согнать, но голос отнялся,  а руки-ноги не слушаются. Зато от жути борода на дыбы встала. И остальные части волосяного покрова тоже.

- Мертвые  с косами померещились?

- Кое-что иное...  Хотите верьте, хотите нет, а я увидел формулу утерянного снадобья Макропулоса... Был такой аптекарь в древности, который известен как автор эликсира вечной молодости. У Карела Чапека на этот счет много написано... На вторую ночь продолжение того же сна. Названия трав, сроки их сбора, дозировка  - все это я записал поутру самым добросовестным образом. Хотите - могу поделиться?

Он ромашку узнает в лицо

Отказавшись от излишне щедрого подарка, я поспешил задать встречный вопрос:

- А с какой стати вы решили, что явившийся во сне рецепт и есть формула утраченного человеческого эликсира?

- Несколько раз рефреном повторялись два слова: «Формула Макропулоса». Это я  уже потом  разузнал, что был в древности такой лекарь... Слова видел отчетливо, как заставку на экране телевизора. Дождался весны и отправился собирать травы. Теперь я знаю «в лицо» почти все растения ближней и дальней округи. Лаборатории у меня, как видите, нет, подопытных кроликов - тоже. Поэтому испытание пришлось проводить на собственной персоне.

- И?..

- Что я могу сказать?.. Когда начал принимать лекарство, неоднократно возникало желание зашвырнуть пузырек в дальний край огорода. Уж очень тяжело шло, особенно - поначалу. Иногда казалось, что сейчас подохну. Но я ломал себя, как сухую ветку о колено. Лучше уж отправиться к праотцам, чем быть живой развалиной... Могу добавить, что в больницу я с той поры ни ногой. А ведь до этого раз в месяц имел или острую простуду, или воспаление легких. Понимаете, я во второй раз родился, вновь обрел интерес  к представительницам прекрасного пола.

- Не опасаетесь гнева со стороны местных мужиков?

- Отнюдь, ведь живу по христианским заповедям, одна из которых гласит: «Не возжелай жену ближнего». С чего им на меня гневаться?  А потом, я ничего не боюсь: ни насмешек, ни явного непонимания со стороны дипломированных медиков, ни даже Верховной Рады, которая собирается объявить охоту на ведьм, колдунов и травников.

Плесните чуток панацеи...

Ради экономии пришлось пожертвовать двумя третями записей, сделанных сразу же после возвращения из Осыково. Поэтому публикацию завершаю свидетельскими показаниями и некоторыми персональными впечатлениями. Так, жительница поселка Новый Свет Старобешевского района Александра Николаевна П. призналась, что сельский целитель избавил ее от жесточайшей аллергии.

- Анатолий Иванович, - добавила она, - подарил мне десять лет полноценной жизни. Признательна ему также моя дочь, длительное время страдавшая хроническим ларингитом.

Пришлось побывать в роли пациента и автору этих строк. Анатолий, вероятно, обратил внимание, что гость потирает лоб.

- Голова донимает?  Сейчас поправим, - с этими словами он плеснул на дно бокала немного коричневой жидкости. - Пейте спокойно: запах не учует ни главный редактор, ни гаишник с трубкой.

Спустя четверть часа надоедавшая боль тихонько улетучилась. А чуть ранее хозяин провел сеанс бесконтактной диагностики и объявил координаты раскапризничавшихся позвонков. Данные полностью совпали с заключением специалистов магниторезонансной томографии Донецкой ОЦКБ.

Все это вместе взятое, повторяю, значительно поколебало изначальный скепсис. По крайней мере, я перестал воспринимать Анатолия как примитивного соискателя популярности и славы. Ведь человек был, есть и будет оставаться величайшей загадкой планеты Земля, и кто знает - сколько еще больших и малых открытий он совершит именно во сне.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: