Рассыпались два уголовных дела по наркотикам. Теперь милиционерами занялась прокуратура
Енакиевский городской суд возвратил материалы на дополнительное расследование, а милиция, от греха подальше, не мешкая, прекратила оба дела за недоказанностью. Вот тогда-то ими заинтересовалась прокуратура. Проведя необходимые экспертизы и проверку, она возбудила уголовные дела уже в отношении работников милиции по факту злоупотребления служебным положением и служебного подлога.
...Вышел мужичок зимней ночью из дому в тапочках и свитере покурить на улице. Там его ни с того ни с сего задержали работники уголовного розыска и доставили в горотдел милиции. В кабинете без понятых под угрозой закрыть в изолятор временного содержания заставили подписать бумаги о том, что у него изъяли наркотики. Другой бы спорил, качал права, а этот, стреляный воробей, быстро сник. Дважды судимый, он уверяет, что хорошо знает, как правоохранители могут истязать, выбивая показания, поэтому сдрейфил. Мужичок, правда, женился, пытаясь порвать с прошлым, стремился устроить личную жизнь, но милиция, судя по всему, не слишком приветствовала его благие порывы.
Рассказывая всё, как есть, этот енакиевец рассчитывал добиться справедливости в ходе следствия. Но, увы, тщетно. И лишь когда растаяли последние надежды, его услышал судья. И теперь уже работнику угро, сфабриковавшему дело, придется отвечать за свою самодеятельность по закону.
Участковый инспектор сработал не менее топорно. В его ведении был осужденный за телесные повреждения, который находился на испытательном сроке. Поэтому он, как и прежде, работал, выпивал и скандалил с женой, и хотя ходил под статьей, в противоправных действиях и тем более в пристрастии к наркотикам замечен не был. Воскресным вечером к нему для профилактической беседы пришел домой участковый. Пообщавшись в неурочное время с подопечным, он… изъял у того наркотики, которые сам же и принес. Причем обошелся без понятых и, угрожая тюрьмой за хулиганские действия, настоятельно рекомендовал взять хранение зелья на себя. Легенды, которая не выдерживала никакой критики (марихуану, дескать, подозреваемый нашел и держал для личного употребления), вполне хватило для возбуждения уголовного дела.
Чувство страха и полная зависимость от человека в погонах заставили со всем соглашаться и подписывать бумаги. Задним числом в них появились понятые, органы дознания провели расследование «липы», но в суде горемыка поведал, как жестоко его подставили. Лжепонятые подтвердили, что видят его впервые и в квартире при изъятии наркотиков их не было.
Это еще счастье, что оба потерпевших от ментовского «рвения» не подали иски о защите чести и достоинства, не потребовали от виновных в своих злоключениях возмещения морального ущерба.
- У меня есть младший брат. И мне страшно представить, что работники милиции могут ни с того ни с сего подбросить ему наркотики, задержать, возбудить уголовное дело, довести его до суда… И всё это ради того, чтобы выслужиться, улучшить показатели работы, дать результат по выявлению наркотиков, - говорит старший следователь прокуратуры Енакиева Евгений Буцулаев. - После удалых 90-х годов такие уголовные дела возбуждены в городе впервые. Для меня дело чести передать их в суд. И сотрудник уголовного розыска, и участковый в милиции уже не работают. Они злоупотребляли служебным положением вопреки интересам службы. За преступления в сфере служебной деятельности предусмотрено строгое наказание от пяти до десяти лет лишения свободы.
Комментарий «Донбассу»
Излишнее рвение подрывает авторитет
- Ни в коем случае нельзя говорить, что этим пороком охвачены все сотрудники милиции. Сейчас ГОВД Енакиева расхлебывает последствия неблаговидных методов руководства, которые применяло прежнее милицейское начальство. Его излишняя требовательность и гонка за показателями подталкивали молодых работников к таким преступлениям, - сказал в комментарии «Донбассу» прокурор Енакиева Сергей Ребенко. - Это вопиющие факты, которые в последние годы не встречались, но они дают повод для нареканий в адрес правоохранительных органов. Незаконное уголовное преследование и сфабрикованные дела работают на подрыв их авторитета. Начальству это, конечно, не нужно, а подчиненные всё еще не прочь заработать дополнительные баллы противоправным путем. Мы пока не дали оценку фактам незаконного оборота наркотиков, которым занимаются работники милиции, не решили, будем ли привлекать их за это к ответственности.
Ирина Коженцова.