Художник-железнодорожник пишет полотно о ясиноватском депо

Владимир Куликов оживляет прошлое родного депо.

Среди многотысячной армии работников железной дороги, отмечающих сегодня свой профессиональный праздник, немало удивительных людей, профессионалов, влюбленных в свое дело. Но у макеевчанина Владимира Куликова - машиниста с 18-летним стажем - особый дар. Он умеет писать картины. Да так, что дух захватывает.

Однажды «таранили» машину


Железной дорогой он «заболел» еще в третьем классе. Пример для подражания имелся - отец лет шесть-семь был машинистом паровоза. Позже поменял профессию, но любовь к мощной технике, мчащейся по рельсам, осталась навсегда. И передалась сыну.

- В Макеевке в ту пору имелась детская железная дорога, где я пропадал постоянно, - рассказывает Владимир. - Увы, но со временем ее разобрали, а возродить уже не смогли. Я же до сих пор храню полученные там права машиниста «малого» тепловоза.

Он окончил техникум железнодорожного транспорта в Дебальцеве (до сих пор контактирует с преподавателями, которые, как уверяет, учили не только профессии, но и жизни), пришел в ясиноватское депо. «Был в диком восторге! - вспоминает. - Мотался по всему краю: Волноваха, Красноармейск, Роя, Мушкетово. Занимался грузовыми перевозками. Чаще всего - уголек».

- Машинист, с которым я работал, оказался замечательным человеком! Везло мне на таких, - улыбается 39-летний Куликов. - Виталий Григорьевич Пивоваров, как и преподаватели в техникуме, во многом повлиял на мое становление, характер. Мы общаемся и сейчас, хоть он уже на пенсии, уехал в Харьковскую область.

Во время работы случались и ЧП. Особенно запомнился наезд на автотранспорт.

- Мы вели тяжелый поезд из Рутченково в Красногоровку, - рассказывает Владимир. - Как раз была первая изморозь. Водитель авто затормозил до неохраняемого переезда, но по скользкой дороге машина скатилась на пути.

Состав впечатался в авто и проволок его по полотну. Счастье, что водитель от удара отлетел в сторону, на насыпь, и практически не пострадал.

В пути следования случались и другие нестандартные ситуации. Он справлялся со всем. Через восемь месяцев парень уже получил права машиниста.

Взрыв красок


Страсть к поездам постоянно сочеталась у него с другой - к рисованию.

- К краскам тянуло с детства. Но родители не поддержали, - вздыхает Владимир. - Зато уж в техникуме я дорвался... Рисовал, рисовал, рисовал - каждую свободную минутку. Поднаторел и во время службы в армии,  где был штатным художником в Ленинградском военном округе. Там получил немалую практику портрета, рисуя великих полководцев. Остановиться уже не мог...

Невероятно, но он, нигде специально не учившийся, создает прекрасные, живые картины. От его осенних пейзажей с тонко выписанным разноцветьем листьев и легкой поволокой тумана веет грустью и прохладой. Поезда, кажется, вот-вот вырвутся за пределы полотна, а лунная дорожка на дремлющем море будто движется.

Буквально в каждой картине у машиниста, имеющего, между прочим, высшее юридическое образование, получение которого считает напрасно потраченным временем («Лучше бы развивал художественный дар»), присутствует вода: то ли в виде снега, то ли тумана, то ли луж - зеркал, раскатанных на почве... «Очень люблю писать море, - признается Куликов. - Оно для меня - хрусталь, находящийся в постоянной динамике».

Владимир пишет неторопливо, будто смакуя процесс. Дает высохнуть промежуточным слоям, потом набрасывает новые. Много путешествует по просторам нашей области, по Крыму, Харьковщине. «Сперва ловлю красоту на этюды и любимую «Соньку» - цифровой фотоаппарат. А потом уже из всего этого рождаются картины», - рассказывает он.

Его произведения можно увидеть в локомотивном депо Ясиноватая-Западное, в Донецке на бульваре им. Пушкина, в галереях Мариуполя и Киева. Рисует и супруга Ирина, и 13-летняя дочь Оксана. А вот 11-летний сын Нимай предпочитает технику.

- Разбирает всё, что попадается под руку. Правда, и собирает тоже. Что-то у него жужжит, ездит постоянно, - качает головой Владимир. - Я брал сына пару раз на работу, даже в поездку. Он, как я в свое время, в восторге от локомотивов. Возможно, тоже станет железнодорожником.

Бывало, ломал картины об колено

- Как на работе относятся к твоему творчеству?

- Поддерживают. И товарищи, и руководство, включая начальника депо Ясиноватая-Западная Дмитрия Викторовича Подлипанова.

- Чем занят сейчас?

- Пишу традиционные пейзажи, портреты на заказ. А еще - историческую картину: родное локомотивное депо в 50-е годы. Паровозная тяга, старые цеха… Общался с ветеранами, которые помнят, что и как было. Помогают фантазия, опыт - собственный и руководства. Размер будет примерно 1 на 1,2 метра.

- Это самое большое твое полотно?

- Второе по величине. Ранее я нарисовал Святогорье - метр на два.

- Муки творчества случались?

- А как же! Даже ломал картины об колено. Бывает, не дается… Или дается, но не так, как хотелось бы. Вот вроде понял тему, ухватил - а получается не то…

- Главный смысл твоих картин - это?...

- …Простая красота! Не стараюсь создать что-то замороченное. Зачем, если вокруг нас столько удивительного!

По грузам мы - первые, по пассажирам - третьи

На ГП  «Донецкая железная дорога» (ДЖД) трудятся 62 тысячи человек, которые заняты грузовыми и пассажирскими перевозками, а также обеспечивают функционирование инфраструктуры (вокзалов, вагонных и локомотивных депо, дистанций сигнализации и связи и т.п.). По объемам и интенсивности грузовых перевозок ДЖД выполняет практически половину объемов от перевозок «Укрзалізниці»! В среднем в сутки перевозится свыше 400 тысяч тонн грузов, большая половина которого - каменный уголь.

В пассажирских же перевозках наша область третья, уступает лишь столичному региону и Харьковщине. Каждый день услугами железнодорожного транспорта пользуется свыше 160 тысяч пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: