Азовское море - на грани катастрофы

Между Белосарайской косой и посёлком Ялта есть так называемый "угол",  где из-за ила не пройдёт даже плоскодонная лодка.

Государственные программы комплексного землепользования, ухода за малыми водными притоками и контроля за соблюдением правил очистки судоходного канала торгового порта не работают. В результате крайний юг Донецкой области оказался на грани экологической и экономической катастрофы: число туристов резко сократилось, береговые линии разрушились, рыбные запасы исчезают.

Грузский Еланчик нуждается в лечении...

В Новоазовском районе не скрывают, что с упадком промышленности и сельского хозяйства рыбный промысел стал главной надеждой местных жителей заработать на кусок хлеба.

- Лов бычков и таранки, а также курортный бизнес стали единственным средством свести концы с концами для тысяч семей, - рассказала корреспонденту "Донбасса" зампредседателя райгосадминистрации Светлана Калиниченко. - Однако из-за сильного заиливания Азовского моря, изменения береговой линии посёлок Седово уже практически потерял статус курортного. На пляжах нет песка - только ил и камни, постройки уходят под воду, в том числе и жилые дома. Например, в селе Обрыв под угрозой обрушения оказался участок берега шириной  27 метров (!), на котором расположены 22 дома. Сейчас мы отселяем людей из этих мест, из областного бюджета на это нам выделили три миллиона гривен. Но люди не желают покидать родные места. Их не устраивает сумма выкупа. Проект строительства берегового скоса и бонов уже разработан, но его реализация идёт крайне медленно.

Спасти известный курорт Седово власти планируют намывкой широкой полосы. Это пока единственное, что они могут сделать.

 - В прошлом году сразу два проекта прошли государственную экспертизу, - отметила Калиниченко. - В них предусмотрены расчистка русла реки Грузский Еланчик и береговой линии в районе посёлка размером 200 х 150 метров. Дело в том, что русло полностью забито песком, которого так не хватает в море. В результате рыба не может пройти на нерест в устье, а намывкой песочной полосы мы решаем сразу две важные проблемы.

Местные чиновники рассказывают, что столь вялого курортного сезона, как минувшим летом, не было давно.

- Несмотря на то, что в Новоазовском районе находится более 60 баз отдыха, в 2013 году из них открылась только половина, - отметил председатель райгосадминистрации Олег Сидоренко. - И это при береговой линии в 54 километра! Главным отпугивающим фактором для туристов является загрязнённость моря, а предпринимателям нет смысла развиваться, ведь доход от бизнеса очень мал.

...а Ялта - в зиме без затоплений

В Першотравневом районе ситуация ещё более серьёзная. Заиливание дна Азова достигло таких масштабов, что одно из самых рыбных мест в Ялте - Таранья бухта - превратилась в поле ила, поросшее камышом и другой растительностью.

- Наш посёлок обладает колоссальным курортным потенциалом, ведь протяженность пляжей составляет более 12 километров, - отметил мэр Ялты Дмитрий Черница. - Однако заиливание дна всё перечёркивает. Этот процесс начался около 20 лет назад и продолжается до сих пор. Причина этого явления - в безответственности Мариупольского торгового порта. На траверзе села Ильичёвское и поселка Рыбацкого с 1921 года складируется грунт, извлеченный из судоходного канала, однако донные иловые накопители уже переполнены, и проблема не решается.

Всё, что удалось сделать местным властям - добиться того, чтоб Таранью бухту признали заповедником, и вести активную работу по популяризации знаменитых ялтинских грязей. В результате сюда едут те, кому необходимо подлечить суставы, кожу или дыхательные пути.

- До недавнего времени в Тараньей бухте располагались до 50 ставников - сетей протяженностью в километр, - отметил Дмитрий Васильевич. - При Союзе, когда рыбы было вдоволь, ячея сетей была рассчитана на крупные виды - осетровых, судака, леща. Потом она становилась все меньше - на тарань, хамсу, тюльку. В результате сети стали сдерживать большое количество ила - превращались в барьер, и прибрежные течения не могли перемещать его в сторону открытого моря. А после того, как два года назад бухта была признана заповедником, ставники убрали, на центральном пляже Ялты сразу уменьшилось количество ила. Однако по сравнению с общим положением дел - это капля в море.

В этом году местные власти попытались было почистить бухту самостоятельно - даже выделили на это 600 тысяч гривен. Но не "потянули" - область пообещала ещё 30-40 миллионов при наличии проекта очистки, и на этом дело остановилось.

Но ещё больше поселкового голову беспокоит проблема затоп-ления домов в осенне-зимний период.

- Семь лет назад нас затопило даже дважды, - вспоминает мэр. - Около 300 частных подворий оказались в зоне бедствия. Пришлось взламывать плотину изо льда, перекрывать движение по трассе Донецк - Ялта. Тогда мы драглайном почистили русло Мокрой Белосарайки в месте её впадения в море, но сейчас река полностью заросла камышом, а лиман Цапельник наполнился илом. Если пойдут сильные дожди или начнется интенсивное таяние снега, возможно повторение ситуации.

Страшно вспомнить, как несколько недель подряд людям доставляли продукты прямо по воде! А своими силами мы не справимся.

Спасение - в островах и земснарядах

Владимир Пьявка:

Владимир Пьявка:  "В Новоазовском, Тельмановском, Володарском и Першотравневом районах необходимо посадить  2600 га леса!".

По мнению экологов, в Украине и Донецкой области достаточно специалистов, которые могли бы решить проблему при наличии чётко выработанной государственной программы и финансовой поддержки.

- Положение дел катастрофически, - признают эксперты. - Однако ситуацию можно переломить, если к проблеме подходить комплексно и ужесточить меры наказания браконьерских компаний за незаконный вылов, а порты обязать соблюдать чистоту своих акваторий.

- В первую очередь играют роль природные факторы, такие как эволюция речной системы, эрозия почв, - отмечает заведующий лабораторией Украинского НИИ экологических проблем Владимир Кресин. - Однако более значимым является антропогенное влияние, которое обострилось после 1991 года - разрушение промышленной инфраструктуры, домов отдыха, запустение в сельском хозяйстве. Торговый порт обязан обеспечить очистку судоходного канала от ила! Свалку грунта перенесли ближе к берегу, где господствует сильное придонное течение, уносящее ил в застойную Таранью бухту. К тому же река Мокрая Белосарайка фактически не доходит до моря - её русло тоже забито. Негативно сказывается и бесконтрольная застройка Белосарайской косы. Раньше берег имел возможность самоочищаться, а сейчас толщина иловых отложений на берегу восточнее Ялты дошла до четырёх метров.

Для решения проблемы экологи предлагают вывезти ил в море на расстояние 15 км от берега, где засыпать слоями песка или же складировать на суше в полигоне с геотекстильным покрытием.

- А ещё можно построить искусственный остров в Ялтинском заливе длиной 700 м и шириной 80 м на расстоянии 5 км от берег, - отметил Владимир Кресин. - Такой остров будет иметь площадь 19 гектаров, ограниченную бетонными стенками или шпунтами, забитыми в дно до твердого грунта. В этом варианте ил будет размещаться слоями вперемешку с песком.

Что касается Новоазовского района, в частности посёлка Седово, экологи предлагают убрать иловые массы со дна с помощью земснарядов.

- Глубина иловых отложений в районе Новоазовска сегодня достигает почти метра, - констатировал директор Донецкого регионального филиала проектно-изыскательного института "Днепрогидроводхоз" Владимир Пьявка. - Прежде всего это смывы с прибрежных полей, так называемая эрозия почвы. Нужно убрать их земснарядом. При этом из моря извлекается масса, на 80 процентов состоящая из воды и на 20 процентов - из ила. По пульпопроводу длиной 1 км ил перебрасывается в гидроотвал объемом 25 тысяч кубических метров. Для этого дополнительного отвода земли не требуется, ведь она была выделена ещё во времена СССР.

По словам Владимира Пьявки, немаловажное значение имеет укрепление берегов с помощью лесополос.

- С распадом Союза государственная программа по противостоянию эрозии почв не выполняется, - отметил он. - В Новоазовском, Тельмановском и Старобешевском районах лесистость ландшафта не превышает 2 процентов, хотя должна составлять не менее 10. Нет и облесения оврагов. С начала 90-х годов прекратилась высадка лесополос, несмотря на то, что старые посадки пришли в негодность (деревья сохнут и болеют). Эрозия пахотных земель достигла 50 процентов (!), что критически угрожает сохранению их плодородия. У людей нет элементарной агротехнической культуры - фермеры пашут землю не поперек склона, а вдоль. В результате борозды ведут воду прямо в реку. И мы  наблюдаем сильное заиление моря, которое на 80 процентов происходит по причине умирания рек, впадающих в него. Нужно возобновить лункование при обработке почв, тогда осадки задерживаются на полях, питают землю, а не стекают вместе с плодородным слоем в реки и море. В Новоазовском, Тельмановском, Володарском и Першотравневом районах необходимо посадить 2600 га леса!


Елена Харченко. Фото автора.
Читайте также: