Жители Донецкой области находят удивительные данные о своих предках

Светлана Сикварова держит в руках то самое свидетельство об окончании её прадедом уездного училища, которое помогло ей узнать об уровне образования в Бахмуте два столетия назад.

Как известно, каждая новая революционная власть сначала захватывает вокзалы, почту и телеграф (или, как нам уже привычнее - эфир на телевидении, административные здания и площади у памятников Ленину), а потом, расставив свои акценты и утвердив идеи, начинает… работать с прошлым, которое, по мнению революционеров, должно работать на будущее. Именно поэтому историю, науку точную и логичную, многие считают одной из самых "ветреных": переиначивали её под разными флагами так, что порой докопаться до истины сложно, а иногда и вовсе невозможно.

Советами, как научиться смотреть на большую историю сквозь призму семейных реликвий, с читателями "Донбасса" поделились краеведы-любители из старинного Артёмовска (бывшего Бахмута), которые по уникальным документам и фотографиям смогли восстановить много фактов из жизни города сто, двести и даже триста лет назад.

Дома, в которых семьи живут по 800 лет!

Наши соотечественники, путешествующие по странам Европы, удивляются: как там из обычного, казалось бы, ничем не примечательного факта в истории могут сделать объект культурного паломничества. Предметом гордости может стать всё, что угодно: скамейка, на которой раз в жизни присел поправить галстук известный писатель, или дом, несколько веков заселённый одним семейством.

- Меня поразил такой дом в Праге, по которому сейчас водит экскурсии пожилая супружеская пара. Этот замок принадлежит их роду уже восемь столетий! Во времена социализма жильцы, естественно, покинули родовое гнездо, но потом им вернули не только здание, но и всё имущество - строго по описи! Что характерно: сами здания и любые документы, связанные с историей семьи и рода, там тщательно берегут. У нас же, к сожалению, даже более ценные для истории объекты не вызывают интереса, что уж говорить о старинных фотографиях, которые пылятся в семейных альбомах. А они могут рассказать иногда гораздо больше, чем страницы учебников, - считает краевед Светлана Сикварова.

По мнению специалистов, именно бытовые, семейные реликвии, могут дать наиболее яркую картину атмосферы того или иного времени. А иногда - стать единственным источником информации о прошлом. Так случилось с историей первых соляных копий, которые расположены в посёлке Ступки на окраине Артёмовска. Их основали голландцы, которые после революции были вынуждены покинуть поселение. А несколько лет назад привезли в город документацию, дневники, фотографии, по ним и была восстановлена история возникновения соляной промышленности Донбасса. В местных семьях, к большому сожалению, подобных документов никто не хранил, и долгое время это была совершенно не изученная часть нашей истории.

- Действительно, в Западной Европе уже давно перешли от макроистории, от истории  классов, государственных учреждений, к микроистории, истории в её человеческом измерении. Семейные истории - это ключ к воссозданию большой истории: города, края, народа. На краеведческом материале это раскрывается легче и честнее всего: человек, его судьба, личные, семейные отношения, культура времени - это то, что меньше всего подвержено трансформации по каким-либо мотивам в угоду времени, - считает старший научный сотрудник артёмовского краеведческого музея Игорь Корнацкий.

Прадед с двойкой по геометрии считался очень образованным

Вдохновлённая примером иностранных семейных краеведов, Светлана Сикварова решила навести порядок и в своём фамильном сундуке. А там нашлось много интересного: несколько поколений её рода оказались коренными бахмутскими мещанами. Но самые интересные открытия начались со свидетельства об окончании уездного училища её прадедом Фёдором Первушиным.

- Между всякими бумагами, которые обычно накапливаются в семьях килограммами, я нашла свидетельство с печатью, на котором было указано, что с 1872 по 1874 годы сын мещанина Фёдор Первушин обучался в бахмутском уездном училище. Несмотря на то, что в семье ходили легенды о непоседливом характере прадеда, в свидетельстве было написано, что поведение его было очень хорошим, а вот с оценками дело у предка обстояло похуже. Среди леса "троек", которые обозначали посредственные знания, он умудрился схлопотать "двойку" по геометрии, что в то время оценивалось как "достаточно". Но если учитывать, что в то время в Бахмуте 90% горожан были неграмотными, то мой прадед со своей "парой" был всё равно чуть ли не элитой интеллигенции, - с юмором рассказывает Светлана.

Первое училище жило за средства меценатов

Эта находка не просто объяснила Светлане причину семейной "нелюбви" к математике, но и позволила окунуться глубже в историю бахмутского просвещения конца XIX - начала XX века: интересно ведь, как училось детворе в то время. Подав запросы в местные краеведческий музей и областной архив, она выяснила, что данное уездное училище было первым образовательным учреждением города. Его торжественно открыли в 1808 году за средства меценатов, в основном, Пантелеймона Золотарёва. Вместе со зданием училища было построено и жильё для учителей - таким образом в то время занимались решением кадрового вопроса. Количество учеников за 80 лет существования училища увеличилось почти вдвое: вместе с прадедом Сикваровой по коридорам бегало почти 150 мальчишек из среднего сословия.

Нашла она в документах и основные требования училища, согласно которым авторитет преподавателя провозглашался незыблемым, а если знания упорно не хотели попадать в голову ученику, его разрешали "драть, как сидорову козу". Народные смотрители строго следили и за распределением средств: содержали училище, в основном, за счёт меценатов, государство и тогда обеспечивало образование по минимуму.

- Самое интересное, что даже такое, казалось бы, поверхностное образование давало стране достаточно грамотных людей: по окончании уездного училища выпускники могли сразу поступать на государственную службу, а грамотные парни имели право служить в армии не шесть, а три года, - рассказывает Сикварова.

К сожалению, нигде не сохранилось сведений о том, где именно находилось первое училище Бахмута. Сейчас в городе остались только здания бывшей мужской гимназии, в котором размещено телеателье, реального училища (здание УВК №11) и женской гимназии (здание городского отдела образования).

В областном архиве обнаружился ещё один интересный документ, проливающий свет на устройство судебной системы дореволюционной губернии: Светлана нашла брата своего прадеда - Василия Первушина - в списках присяжных заседателей 1915 года. По правилам, таковым мог стать грамотный горожанин от 25 до 70 лет, который заслужил авторитет среди земляков. Как видим, в то время наличие образования, совести и авторитет среди земляков ещё были необходимыми качествами для тех, кому доверяли вершить судьбы людей.

Отставной барабанщик построил родовое гнездо

К огромному своему удивлению, автор этой статьи нашла в краеведческом музее и документы, которые проливают свет на историю собственного рода.

С этих чертежей, которые заверили чиновники в конце  XIX века, началось родовое гнездо автора этой публикации.

С этих чертежей, которые заверили чиновники в конце  XIX века, началось родовое гнездо автора этой публикации.

В одной из экспозиций есть несколько писем с гербовой печатью, в которых сельский староста Екатеринославской губернии Бахмутского уезда Архангельской волости подтверждает, что отставной барабанщик Ефим Гончаров не имеет долгов по платежам. А судя по выписке из крепостной книги Изюмского уезда, в июне 1897 года он купил у некоего горожанина место под строительство дома по улице Садовой в Бахмуте. В архивах сохранились даже чертежи этого дома, который мой прадед построил в конце позапрошлого века для своей семьи. Так две, казалось бы, бытовые бумаги, раскрыли историю появления моей семьи в этом городе и увеличили моё генеалогическое древо на ещё одну, очень важную ветвь.

Как найти следы своих предков

Старший научный сотрудник артёмовского краеведческого музея Игорь Корнацкий:

- Начинать работу по сбору информации о своих предках нужно с общения со старшими членами семьи и разбора тех документов, которые остались среди бумаг. Начертите символическое дерево, в котором подробно укажите всех родственников, о которых вам удалось узнать. Дальше - ищите подробные данные.

1. Отберите наиболее важные документы - свидетельства о рождении и смерти, заключении брака, любые бумаги, подтверждающие собственность на землю и имущество.

2. Максимально наведите справки у родных и знакомых о тех, кто изображён на старинных фотографиях, перечитайте дневники или воспоминания предков.

3. Обратитесь письменно или устно в областной архив: родственникам должны выдать любую информацию, которая касается их предков.

4. Выяснив место, обстоятельства и нюансы рождения, учёбы, проживания родственников, обратитесь в местный музей - возможно, там есть информация и о ваших родных.


Елизавета Гончарова.
Читайте также: