В Антарктиде появился пик Донбасс!
Сегодня наша редакция получила победную телефонограмму от Первой донецкой антарктической экспедиции, которая на ледовом континенте выполнила все поставленные перед ней задачи. Во-первых, покорила высшую точку - пик Винсон (4897 м). Во-вторых, совершила первовосхождение на безымянную вершину (3126 м), которая будет названа пик Донбасс.
«Жители Донбасса!
5 января в 12.30 по местному времени (17.30 по киевскому) команда Первой донецкой антарктической экспедиции, в составе Сергея Ковалева (руководитель экспедиции), Елены Выбловой, Виталия Кутнего, Сергея Токарева совершила первовосхождение на вершину высотой 3126 м.
На вершине были развернуты флаги Украины, Донецкой области и спонсоров. По традиции первовосходителей, альпинисты соорудили на вершине контрольный тур, в котором оставили капсулы с углем предприятий угольной промышленности, другие символы Донбасса, записку со своими именами и предложением назвать вершину пик Донбасс.
Гора находится в отрогах массива Винсон, маршрут гребневой, комбинированный (ледово-скальный), примерно 2Б категории сложности. Восхождение до вершины заняло 5,5 часа. Программа экспедиции выполнена. Рождество команда встретит в Антарктиде.
Анатолий Вовченко. Руководитель проекта, инструктор альпинизма.
Сергей Ковалев. Руководитель экспедиции, мастер спорта международного класса по альпинизму».
Донецкие альпинисты добились громкой победы на ледовом континенте: покорили высшую точку Антарктиды - пик Винсон (4897 м) - и совершили первовопроход на безымянную вершину (3126 м), которая будет названа пик Донбасс. Возвратившись в базовый лагерь, участники экспедиции вспоминали, как всё начиналось.
Сергей Ковалев: Любовь к салу перевешивает любовь к деньгам
Как всё начиналось? Да как обычно начинается всякое путешествие. Суета на вокзале, забытые дома вещи, бесконечное перекладывание рюкзаков. Мистический ужас при виде количества коробок, сумок, пакетов, рюкзаков и рюкзачочков, которые нужно уместить в понятия «багаж» и «ручная кладь», а также в 25 кг зачетного для каждого пассажира веса. Принцип незатейливый - платить за перевес не будем. Поэтому всё, что можно надеть и обуть, надевается и обувается на себя. Благо на улице зима, и вид четырех полоумных в пуховках и высотных ботинках ажиотажа в Киеве не вызывает. Спасибо строителям нового терминала в Борисполе, можно не проходить в пуховке регистрацию, а спокойно пронести всё в больших пакетах в руках, утверждая, что все вещи сняты для удобства прохождения контроля безопасности.
27 декабря. На пике Винсон.
Дальше самолет-пересадка-самолет-пересадка-самолет-пересадка-самолет-пересадка-самолет... Кажется, это были Италия и Бразилия, а может, и нет. Из окна транзитного зала все столицы всех стран мира выглядят примерно одинаково. Запомнилась в Сантьяго башня из чемоданов, потерянных (ха-ха-ха, где сейчас летит наш багаж, одному богу известно) пассажирами. Успокаивает, что всё самое важное - высотные ботинки и колокол - летит в ручной клади. Получаем в Сантьяго наш багаж. Необходимо пройти таможенный и санитарный контроль, потому что в Пунта Аренасе аэропорт не международный. На вопрос: «Сало, яблоки есть?» - привычно округляем глаза и нагло врем, что нет. Возможный штраф - триста баксов, но любовь к салу перевешивает любовь к деньгам. Национальная гордость пересекла границу. Легкое недоумение таможенников по поводу колокола сменилось респектом и уважухой - церковь в католической стране - дело святое. Из Сантьяго перелет с двумя промежуточными посадками до Аренаса. Все время хочется спросить рядом сидящего пассажир
а: вы на следующей выходите?
5 января. На пике Донбасс.
Патагония встретила пронизывающим ветром, разноцветными, будто детские кубики рассыпали, домиками и серой водой Магелланова пролива. Красиво, но диковато. В течение трех дней брифинги, закупка продуктов и необходимых мелочей. Компания «Antarctic Logistic & Expedition» - фирма серьезная. Шеф Питер каждое слово «forbidden» (запрещено) дублирует по-русски. Наверное, знает, с кем придётся иметь дело. Запрещено курить в палатках и всячески мусорить. Всё нужно увезти с собой. Ну, вообще всё. Компанию постоянно контролируют разные комитеты по вопросам Антарктиды, и в случае любых нарушений экологии парней ждут огромные штрафы. Позже нам рассказали историю, как несколько лет назад при разгрузке разлилась бочка солярки. Компании пришлось собрать весь снег, вырезать слой льда и спецрейсом самолета вывезти в Чили. Второе часто звучавшее на брифинге слово - терпение. Самолет может не вылететь, а если вылетел, может прямо над аэродромом, по решению пилотов, развернуться и улететь назад. Непогода может заставить сидеть в палатках по две недели, палатки может порвать бурей, на восхождении можно отморозить все по самое... В общем, всё страшно, и главное, организаторы ни за что не отвечают.
Для снятия стресса выпили по стаканчику чилийского красненького и пошли собирать вещи. Самолет оказался большим и «казахстанским». Российско-украинско-белорусский экипаж ИЛ-76 - приветливым и профессиональным. Пошутили, посмеялись, взлетели и после нескольких часов лета приземлились. И дальше всё вдруг стало необычно...
Елена Выблова: Соскребаем со снега каждую каплю
Необычно белый-белый снег без грязных отпечатков машинных следов, разных пятен - следов человеческой деятельности и даже вообще без следов, вроде бы по нему не ходят, а летают над ним. Белый континент должен быть сохранен в дев-ственной красоте, и мы смиряемся с тем, что даже свои собственные отходы собираем и увезем с собой. Через время даже становится обидно, что такую красоту мы могли бы поддерживать и в своей стране, но увы... Аккуратно соскребаем со снега любую грязную каплю!
На вершине символ региона - «Артемовское».
На сто процентов отсутствует влажность - снег, попавший в палатку, лежит и не тает, но при этом, когда жарит солнце, в палатке просто сауна, всё сох-нет за 20 минут. Солнце в Антарктиде - это просто спасение. Не знаю, как кому, а для меня - это жизнь! Оно тут есть всегда!!! И пусть хреново засыпать, но можно надвинуть шапку на глаза и чудесно «давить» до 12 часов, пока солнце не выйдет из-за горы и холодная, минус 30-градусная типа «ночь» (не потому, что темно, а потому, что солнце спряталось за горы) превратится в отличный зимний день, не жаркий, но с поскрипывающим снежком, который можно брать прямо из-под ног, чтобы топить для еды и питья. Еда, кстати, вся свеженькая, поскольку промерзает напрочь, и всё надо размораживать в горячей воде. Но во время непогоды у нас было на это достаточно времени, и мне (всё-таки женщина) приходилось готовить всякие деликатесы.
Да, отвлеклась от своей любимой темы: солнце! Поскольку оно летом в Антарктиде всегда, то ходить можно сколько угодно долго и когда хочешь, лишь бы не тогда, когда солнце за горой и наступает жуткий дубарь. Поэтому мы быстро потерялись во времени: приходили в лагерь в 12 часов «ночи», ели и спали до 12 часов дня. А во время томительного ожидания выхода на вершину в течение нескольких дней и совсем сбились. Зато так и не пришло то, что я больше всего не люблю в альпинизме: вставать ночью и ломиться, не видно куда, в темноте с фонариком. Как всегда, нас встретило чудесное солнечное утро, день или уже ночь (ни фига не различишь), но было семь часов утра, и мы вышли на штурм горы...
Виталий Кутний заучивает новогоднюю речь!
Но это, как обычно, я вам рассказала все самое легкое и теплое, что остается в памяти во время тяжелой экспедиции. На самом деле в связи с устоявшейся непогодой нам из Донецка посоветовали прибегнуть даже к... сбриванию Ковалевской бороды. Ну, это, как водится, на крайняк, для улучшения погоды! Но Ковалев ее почухал-почухал, в смысле, бороду: жаль-то ее, родную - и таки решил без жертв договориться с погодой...
Не прошло и пяти дней жития в холоде и постоянном ураганном ветре, уносящем палатки, как мы дождались чудесной погоды. А до этого было и строительство снежных стен под пронизывающим, ураганным ветром для укрепления наших вырывающихся в небо палаток (кстати, поломали две лопаты), и белая метель, которая моментально укрывает снегом вылетевшие из палатки вещи... Наконец-то идем на гору...
Виктор Тачинский.