"Улыбнись, парень, ты же в Коктебеле!"

"Улыбнись, парень, ты же в Коктебеле!"

Все когда-то бывает в первый раз. Этим летом для меня таким стал джазовый фестиваль. С 29 августа по 2 сентября в Крыму прошел традиционный фестиваль «Koktebel Jazz Festival».

В этом году «Koktebel Jazz Festival» праздновал свое десятилетие. Как сказала на пресс-конференции по поводу открытия президент фестиваля Лилия Млинарич: «10 лет — хорошая дата, но достаточно молодая. Дальше будем развиваться». В этом году кроме уже выступавших в Коктебеле Нино Катамадзе и белорусского кабаре-бенда «Серебряная свадьба», зрители могли увидеть совершенно новые лица и мировых знаменитостей.

Главные действа фестиваля проходили на трех сценах: Волошинской сцене, Open Stage и Nu Jazz Stage. Каждая площадка имела свою уникальную атмосферу. Open Stage — cвободная для входа сцена, на которой играли музыканты с 13.00 до 17.30. Площадка размещалась прямо на пляже, поэтому весь поселок Коктебель имел возможность наслаждаться великолепно музыкой  совершенно бесплатно.  Nu Jazz Stage — главная сцена фестиваля, на которой выступали основные хедлайнеры фестиваля. Она также была сооружена прямо на пляже, с обратной стороны Open Stage. Естественно, чтобы попасть сюда, нужно было заранее купить билет либо абонемент. Концерты тут начинались в 6 вечера и продолжались почти до утра. И Волошинская сцена — расположилась возле дома-музея Максимилиана Волошина. Эта сцена намного меньше двух предыдущих, и атмосфера была здесь более спокойной и камерной. Выступали здесь джазисты, в основном, классического направления. Концерты также проходили в вечернее время.

Открыл фестиваль Ляпис Трубецкой с мировой премьерой новой программы «Рабкор». Именно на концерт Ляписа на фестиваль специально приехало немало белоруссов, которые во время концерта заполонили пространство перед сценой национальными флагами. Описать словами сие действо не представляется возможным — это надо было видеть. Известный  украинский музыкальный критик, куратор Волошинской сцены Алексей Коган коротко сказал: «Ляпис дал жару. И атмосфера была такая, как и подобает настоящему open air»

За эти три дня было очень много музыки. Музыки самой разной. Хедлайнеров первого дня -  The Cinematic Orchestra - зрителям пришлось ждать до половины третьего ночи. Но британская группа отблагодарила всех дождавшихся потрясающими соло каждого из музыкантов коллектива, а также великолепным вокалом солистки. Деннис Аду, бывавший на фестивале ранее в качестве музыканта, теперь выступил в Коктебеле в качестве дирижера со своим Big Band. Зрители встретили его очень тепло и позитивно.

Но наиболее сильной по эмоциональному восприятию на зрителей оказалось «связка» второго фестивального дня Нино Катамадзе — Горан Брегович. Если Нино ввела всех в транс своим завораживающим вокалом, то похоронно-свадебный коллектив мировой звезды заставил зрителей буквально визжать от восторга. Таких зажигательных балканских танцев в исполнении украинских зрителей, видимо, не ожидал и сам Горан, который исполнял на бис все новые и новые композиции (автор сбился со счета). Когда Wedding & Funeral Band все же покинул сцену, зрители вызывали его на очередной бис бесчисленное количество раз. К сожалению,  Горан решил не продолжать балканскую "истерию".

Но не только одними лишь концертами был насыщена программа фестиваля. Очень хорошо запомнились мастер-классы Алексея Когана «Слушаем музыку вместе». Они проходили днем, и посетить их мог любой желающий. Аудитория, кстати, была не меньше, чем вечерние концерты на Волошинской сцене. Такие фантастические истории о музыке в исполнении украинского знатока я еще не слышал нигде. Все присутствующие не остались равнодушными ни к джазу, ни к музыке в целом.

Но больше всего впечатлил сам Коктебель. Поселок на три дня превратился в огромный музыкальный мегаполис. Здесь не только была абсолютная свобода и демократия (сцены Nu Jazz и Open Stage располагались рядом с нудистскими пляжами), но и поразительное многообразие музыки. Если вы пройдетесь по набережной, то сможете найти себе стиль по вкусу. В одном из кафе неизменно играл рэп, в других — популярная музыка, в баре возле основных сцен фестиваля играли свои рок-композиции харизматичные седовласые музыканты. По вечерам на пляже играла группа на барабанах, присоединиться к их заводным ритмам мог любой желающий. И, конечно, же джаз. Везде и всюду. Коктебель в эти три дня стал Меккой для любого меломана.

Раньше у меня была мечта — побывать на музыкальном фестивале в Коктебеле. Теперь мечта — вернуться сюда еще раз. И закончить хотелось бы словами одной завсегдатайши фестиваля (бабушка лет семидесяти, которая кричала это мне на ухо во время концерта): «Улыбнись, парень, ты же в Коктебеле!». Вот я и улыбнусь.


Сергей Долгополов
Читайте также: