Страшные, забавные и любовные истории "тёти Вали"

«Только я входила в здание телецентра,  как всё забывалось: садилась к камере  и становилась счастливой!» -  признавалась Валентина Леонтьева  (на фото она - с «коллегами» по передаче «Спокойной ночи, малыши!»).

«Она брала зрителей искренностью, простотой общения, казалось, каждому в душу входила, - такой талант у неё был от Бога», - сказала как-то о Валентине Леонтьевой сестра Людмила. Пожалуй, это - наиболее точная характеристика народной артистки СССР, которая в разные годы одинаково прекрасно вела программы «Будильник», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «От всей души», новогодние «Голубые огоньки». Сегодня Валентине Михайловне, которую вся страна знала как «тётю Валю», исполнилось бы 90 лет.

Блокадный сон про хлебный чемодан

«Папа был старше мамы на 20 лет, я безумно его любила. Спустя годы и я, и сестра, выходя замуж, в память о нём сохранили девичью фамилию. Помню чудные музыкальные вечера с конкурсами, балами и маскарадами в нашем доме, когда папа играл на скрипке…», - вспоминала Валентина Михайловна.

Когда грянула война, их семья не успела покинуть Ленинград. Ужасы блокады пережили не все. 60-летний отец стал донором, чтобы получить дополнительный паёк для спасения дочерей от голода. Однажды во время разбора мебели на дрова он повредил руку. Началось заражение крови. Завёрнутое в простынь тело отца дочки похоронили в братской могиле.

Самым лучшим лакомством той поры она называла слипшийся ком хлеба, который собирали по крошке, отрезая по чуть-чуть от пайков, чтобы  подать к столу на Новый год.

«Поутру мама просила нас рассказывать сны... Я сны придумывала, потому что каждую ночь видела один и тот же, он повторялся с удивительным постоянством. Снилось мне, будто я открываю огромный чемодан, а в нём буханки чёрного хлеба! Пропекшиеся! С зажаристой корочкой! Два ряда по пять буханок! Каждую ночь я видела десять буханок хлеба. Каждую ночь я чувствовала его запах...», - признавалась Леонтьева.

Мать научила дочерей курить папиросы «Звёздочка», чтобы им меньше хотелось есть. От пагубной привычки Валентина Михайловна так и не избавилась. Равно как от постоянного чувства голода. Любимым лакомством считала макароны.

«В 1942-м открыли Дорогу жизни, и мы решили уехать. Я, мама и сестра Люся спаслись. Люсин сыночек, которого она родила в начале войны, умер в дороге. Сестре даже не дали его похоронить. Она закопала тело малыша в ближайшем сугробе», - делилась телеведущая.

Они перебрались в село Новосёлки в Ульяновской области. Оттуда Валентина после окончания школы отправилась покорять Москву. Туда же вернулась умирать.

Вызывающий каблук и медвежий укус

Хоть в школьные годы Валя постоянно участвовала в художественной самодеятельности, играла в драмкружке, участвовала в конкурсах чтецов, поступила она… в химико-технологической институт Москвы. Некоторое время работала в поликлинике. Но талант рвался наружу. И она, окончив оперно-драматическую студию им.Станиславского при МХАТе, устроилась в Тамбовский драмтеатр. А в 1954-м, вернувшись в столицу, увидела объявление о наборе в группу дикторов ЦТ. На этот пост, правда, сперва не взяли. Зато предложили должность помощника режиссёра. А однажды попросили заменить заболевшего диктора. Она ухватилась за это перо из хвоста жар-птицы и… провалилась.

«Транслировали  новогоднюю ёлку в Центральном доме Советской Армии. Нужно было представить зрителям английскую общественницу. Режиссёр решил блеснуть перед гостьей и торжественно отсчитывал: «До передачи три минуты. Две минуты». Я умирала от страха. Когда «осталось - ноль», зрители увидели моё перекошенное от волнения лицо, - вспоминала Леонтьева. - Через час позвонил председатель Гостелерадио: «Чтобы я её в эфире не видел!». Но за меня заступилась диктор Всесоюзного радио Ольга Высоцкая».

И она осталась, чтобы на десятилетия стать незаменимой. Зачитывала программу, вела прямые репортажи с разных мест, концерты, передачи.

«Помню, как на одном из «Голубых огоньков» случился со мной казус, - делилась Леонтьева. - Пол в студии был выложен квадратами из стекла. Туфли в то время носили на очень тоненьких шпильках. И вот в самый неподходящий момент (впрочем, подходящего быть не могло) я вдруг чувствую, как металлическая набойка каблука намертво врезается в узкую щель между стеклянными квадратами... Понимаю - прикована, туфлю мне уже не вытащить. Медлить нельзя. Хорошо, платье было длинное, и вот я в одной туфле, стараясь не хромать, веду дальше «Огонёк», перехожу из одной мизансцены в другую. А застрявшая туфля так и «вела себя вызывающе» до конца передачи».

Режиссёр Калерия Кислова, много лет проработавшая с Валентиной Михайловной на Шаболовке, вспоминала, как однажды в студию приехал цирковой коллектив. Было много зверей, в том числе очаровательный медвежонок. Леонтьева с удовольствием возилась с косолапым. А потом Кислова заметила, что у телеведущей запястье обмотано носовым платком. «Оказывается, этот медвежонок укусил её за руку. Но она даже виду не подала и довела программу до конца - понимала, что в прямом эфире на неё смотрит весь Советский Союз. А когда программа закончилась, пришлось вызывать «скорую» - ей было очень плохо», - рассказывала Кислова.

Неимоверной популярностью пользовался цикл передач «От всей души» (предок «Жди меня»), с которым Леонтьева объехала более 50 городов страны. Этот проект на Западе даже называли первым советским ток-шоу. «Как ведущая я родом из украинского села Тимановка на Виннитчине, где сняла первый выпуск «От всей души», - признавалась Валентина Михайловна.

Она жила только на ТВ. Вне его - скорее существовала. В 1982-м, когда Леонтьевой было присвоено звание народной артистки СССР, умерла её мама. Прямо на руках Валентины Михайловны, в больнице. «А мне на следующий день нужно было лететь на съёмки программы «От всей души» в Комсомольск-на-Амуре. И в пути у меня - сердечный приступ. А после передачи - обморок. Так я маму и не схоронила», - вспоминала она.

Уже в перестроечное время Леонтьева, абсолютно чуждая звёздной болезни (наравне со всеми стояла в очередях за продуктами, очень долго жила в коммуналке), оказалась не нужна новым телебоссам. Сперва её убрали «за кадр», сделав помощником режиссёра, а потом - консультантом в отделе сурдоперевода. А там и вовсе лишили настоящего дома - ТВ.

Она пыталась вернуться. Ради этого даже сделала пластическую операцию (по уникальной технологии ей сжигали верхние слои кожи вместе с морщинами). Но на «голубом экране» царили уже другие герои и другие законы. И «тётя Валя» с её искренностью не пришлась ко двору.

Незадолго до смерти Леонтьева, доживавшая век под присмотром сестры и её родни, признавалась: «Телевидение сейчас уже не то, что было раньше. Тогда в людях было больше искренности, мы любили свою работу. Оттого и передачи получались душевные и добрые. А что сейчас? Бесконечные игры и шоу, в которых царят алчность, безнравственность и жажда наживы».

«Я всегда считал себя её учеником, почитая за честь и счастье работать с Валентиной Михайловной», - рассказывал партнёр Леонтьевой по множеству эфиров Игорь Кириллов. - Она могла в любой момент помочь, подхватить и спасти ситуацию в условиях самого жёсткого форс-мажора. Неудивительно, что стала любимой, близкой  и родной - своей для миллионов телезрителей. Просто была на экране самой собой -  естественной и эмоциональной».

«Я всегда считал себя её учеником, почитая за честь и счастье работать с Валентиной Михайловной», - рассказывал партнёр Леонтьевой по множеству эфиров Игорь Кириллов. - Она могла в любой момент помочь, подхватить и спасти ситуацию в условиях самого жёсткого форс-мажора. Неудивительно, что стала любимой, близкой  и родной - своей для миллионов телезрителей. Просто была на экране самой собой -  естественной и эмоциональной».

Бросили два Юрия и Дмитрий

Валентина Михайловна не была красавицей. Но она просто искрилась обаянием! К тому же - хорошие густые волосы, элегантная одежда, стройная, подтянутая фигура. Неудивительно, что в неё влюблялись Булат Окуджава, Аркадий Райкин. А ещё некий немец, которого - пленного - в 45-м юная Валечка угостила тарелкой супа. Он вернулся спустя десять лет - просить её руки. Леонтьева, конечно, отказала. Но были и те, кому она отказать не смогла.

С первым мужем, режиссёром Юрием Ришаром, она познакомилась в тамбовском театре. Вместе перебрались в Москву. А спустя почти четыре года - расстались: Валентина застала благоверного с другой.

Второй брак продлился более 27 лет. Дипломат Юрий Виноградов поспорил с другом, что сможет разыграть Леонтьеву, представившись англичанином Эриком. И таки разыграл, весь вечер общаясь с телеведущей в ресторане через переводчика. Потом позвонил, во всём сознался и позвал на свидание уже в реальном своём образе. А там - и замуж.

Некоторое время, уже с маленьким Митей, они прожили в США. Потом вернулись. И Леонтьева окончательно погрузилась в телевидение, которое искренне называла своей единственной любовью. Отдаваясь ему всей душой, фактически лишилась семейного счастья. Муж, устав от того, что больше видит Валентину по ТВ, чем вживую, ушёл к молоденькой медсестричке. А сын Дмитрий, так и не простив, что она стала мамой для всех детей СССР, но не для него, последние три года жизни телеведущей не навещал её и даже на похороны в мае 2007-го не приехал.

«Я видела, что сестре не хватает людей, общения. Но в последний год уже не до того было: ей становилось всё хуже и хуже, она уже и нас с дочерью не всегда узнавала. А потом заболела воспалением лёгких и сгорела буквально за несколько дней», - рассказывала Людмила Леонтьева.

Похоронили «тётю Валю» на деревенском кладбище. Проститься со звездой советского ТВ пришли около тысячи местных жителей. Из Москвы практически никого не было. Спустя месяц после смерти знаменитости имя Леонтьевой присвоили Ульяновскому областному театру кукол. 1 августа ­2008-го, в день её 85-летия, Валентине Михайловне открыли памятник в Ульяновске. С того же года там проходит международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра им. Леонтьевой - «От всей души».


Андрей Питонов.
Читайте также: