"Куда вас, сударь, к черту занесло?.."
Уроки контраварийного вождения дают читателям «Донбасса» инструкторы спецкурсов
С приходом холодов, первого снега и гололеда на дорогах возрастает вероятность возникновения ДТП. Для их предотвращения у большинства автомобилистов просто не хватает опыта. Мы расскажем вам о том, как избежать подобных ситуаций.
«Учим не трюкам, а осторожности»
Понятие «экстремальное вождение» инструкторы центра «Донбасс Автопилот» категорически не приемлют и настаивают, что их курсы более уместно называть контраварийными.
- Многие ошибочно считают, что здесь учат получать дозу адреналина, выполняя трюки на авто, - говорит основатель и директор центра Михаил Анисимов. - Всё как раз наоборот. Мы формируем у учеников правильное понимание скорости, объясняем, как «чувствовать» автомобиль в разных условиях. А для этого нужно воспитать в себе не любовь к бешеному темпу, а осторожность и умение логически осмысливать то, что происходит на дороге.
Большинство водителей приходит сюда сразу после окончания обычных автошкол и получения прав. Таких приходится переучивать, уверяют преподаватели. Ведь вождению там уделяется меньше внимания, чем теории, полноценного управления машиной многие так и не осваивают. Базовые правила здесь тоже изучают, вот только делают это прямо в автомобиле.
- Есть несколько программ, - говорит Анисимов. - Первая, базовая, рассчитана на тех, кто уже имеет представление о том, как трогаться, тормозить и управлять. Люди заново учатся правильно крутить руль, сдавать назад, парковаться. С первого взгляда - элементарно, но делать это грамотно может не каждый водитель со стажем. Второй этап - для более опытных. На нем начинается изучение основ «контраварийки». В основном это езда на высокой скорости и способы маневрирования. Его больше всего предпочитают женщины. И быстро, и все азы можно усвоить. К слову, слабый пол гораздо ответственнее и серьезнее относится к такого рода занятиям, чем мужчины. Последние же с самого начала уверены, что всё умеют. А это очень мешает в полной мере освоить мастерство.
Только пройдя первые два уровня, можно приступить к курсу полноценного контраварийного вождения. Его программа более углубленная, и включает в себя изучение предотвращения почти любой опасной ситуации. Приемам выхода из сноса и заноса, экстренного торможения, ухода от столкновений, управления автомобилем в сложных погодных условиях (гололед, туман, дождь). Особое внимание уделяется способам контроля руля.
Сегодня в Донецке всего одна школа, где можно научиться всем премудростям управления автомобилем в экстремальной ситуации. Есть такая и в Краматорске. Главное, на что нужно обратить внимание при выборе школы: наличие хотя бы одного полноценного полигона. Без него просто невозможно выполнять виражи.
- Не каждый инструктор может преподавать контраварийное вождение, - объясняет Михаил, - для этого нужно иметь определенный опыт. Во-первых, он сам должен в совершенстве владеть этим мастерством. Не обязательно, чтобы за плечами у него было спортивное прошлое. В этой среде идет постоянная гонка за лидерством, а нам нужно рассказать, как уберечься.
Если вы всё же решитесь записаться в такую школу, то знайте, что постоянно придется преодолевать страх. Даже искусственно созданные аварийные ситуации вызывают у человека стресс, который нужно будет побороть здоровой логикой.
Главные ошибки автомобилистов
Самые типичные ошибки водителей в сезоне «осень-зима-весна» - дистанция, скорость и торможение на повороте. Многие автолюбители вместо того, чтобы сбрасывать скорость перед поворотом, тормозят, уже поворачивая, что в корне неверно.
- При торможении на повороте масса автомобиля перемещается на внешнюю пару колес, а два колеса никогда не удержат транспорт в траектории движения лучше, чем четыре, даже летом, - объясняет Анисимов. - Если на повороте вы теряете контроль над автомобилем, возможны два варианта - снос и занос. Их часто путают, хотя на самом деле они в корне отличаются друг от друга. Такие заблуждения приводят к неправильной реакции водителя и даже к аварии.
Снос - это скольжение передних колес автомобиля. С их помощью можно вернуть контроль над авто, но они просто скользят независимо от положения. Большинство автомобилей сегодня переднеприводные. Долгое время водителям внушали, что выйти из такой ситуации можно, добавив газ. Забудьте! Это только усилит забуксовку и уменьшит сцепление шин с дорогой. Так и в кювет слететь недолго. Важно держать под контролем колеса, они должны вращаться равномерно.
Главная задача курсов контраварийного вождения - научить не только выходить из таких передряг, а предвидеть их. Научившись логически осмысливать состояние дороги, скорость, водитель начинает просчитывать возможные последствия. И понимает, в какой момент нужно притормозить.
- Научиться выходить из заноса можно только на тренировках, - продолжает он. - Занос - движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Водитель должен побороть страх и научиться заставлять себя возвращать руль тогда, когда машину еще крутит. Воссоздавая это искусственно и усложняя условия, ученики постепенно добиваются контроля над собой и машиной. Проводить такие тренировки можно только на больших безлюдных площадях.
Понимание необходимости такого опыта, сожалеют инструкторы, обычно приходит к тем, кто раз или два уже попадал в подобную ситуацию. Часто заботливые мужчины отправляют сюда своих девушек, чтобы те усовершенствовали свои навыки. Труднее же всего с теми, кто давно за рулем и очень уверен в своем мастерстве. Таким инструкторы советуют пренебречь самомнением и попробовать хотя бы несколько раз выкрутиться из возможного ДТП на полигоне.
Марина Самара. Фото Ольги Кононенко.