Странный уход Панина и болезненный - Пахоменко
Праздничные мини-каникулы были омрачены двумя трагическими вестями. На этой неделе в Москве и Петербурге похоронят великих артистов
Его Ватсона озвучит другой…
Исполнитель запомнившихся ролей в фильмах «Свадьба», «Бригада», «Водитель для Веры», «Сволочи», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и многих других (Андрей Панин снялся более чем в 70 полнометражных картинах и сериалах) был найден 7 марта мёртвым в своей московской квартире. Сегодня тело актёра, отпраздновавшего в прошлом году 50-летие, предадут земле. Последний приют он найдёт на Троекуровском кладбище.
Убился или убили?
Смерть Андрея Панина, которую сначала преподносили как несчастный случай, обрастает всё более странными подробностями.
«Он подхватил вирус, возможно, грипп. Я ему посоветовал пожить на отдельной квартире, чтобы не заразить семью (в браке с актрисой Натальей Рогожкиной у Панина подрастают двое сыновей. - Прим. А.К.). Он взял кучу сценариев почитать, поехал… И - всё», - рассказывает директор и друг покойного Геннадий Русин.
После того как актёр перестал отвечать на звонки (позже выяснилось, что он пытался вызвать помощь, но мобильник был разряжен), его директор вызвал полицию. Вместе они и проникли в квартиру, где обнаружили труп Панина. Первоначальная версия, что он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, упал «с высоты собственного роста» и убился насмерть, сейчас подвергается сомнению.
«Когда Следственный комитет разрешит, я расскажу, что произошло на самом деле. Гадостей много пишут. Могу сказать одно: Андрей был абсолютно трезв и болен», - скупо поделился с журналистами Русин.
Тем временем газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на источник в судебно-медицинском бюро, сообщает: Панина обнаружили на балконе. Он был в футболке, брюках и куртке, без обуви. Смерть наступила от тяжёлой черепно-мозговой травмы, которую он вряд ли мог получить в результате простого падения. Правый глаз буквально закрылся от гематомы, на костяшках пальцев - ссадины.
В воскресенье Следственный комитет возбудил по факту гибели Панина уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего». И хотя правоохранители уверяют, что о криминале речь не идёт (дверь в квартиру была заперта изнутри, следов борьбы не обнаружено, однако беспорядок имелся: несколько разбитых бутылок из-под водки, осколки сахарницы, поломанный каркас фильтра для воды), пока судмедэксперты не вынесут свой вердикт, всё покрыто мраком.
Лучшая роль была впереди
Режиссёры и актёры, которым довелось работать с Паниным, уверяют, что он был неподражаем.
«Когда мы снимались с ним в «Бригаде», он напоминал мне молодого Джека Николсона. Потрясающий, очень сильный партнёр в кадре, - написал Сергей Безруков в «Фейсбуке». - Очень жаль, очень жаль... Сколько бы он успел ещё сделать как актёр и как режиссёр. Посмотрите его режиссёрскую работу «Внук Гагарина» - замечательная, пронзительная картина. Это потеря для нашего кино».
«Он много импровизировал, дополнял роль. Был настоящей находкой. Не чёрная дыра, не механический робот, а творец, - вспоминает Максим Пежемский, снявший начинающего актёра Панина в лентах «Мама не горюй» и «Мама не горюй-2». - По его работам видно, что он всегда старался сыграть гораздо больше, чем давала ему роль, и наверняка страдал от нехватки соответствующих уровню его дарования… В своём поколении Андрей, безусловно, был лидером, личностью, актёром, ни на кого не похожим».
Режиссёр Карен Шахназаров, снявший Панина в лентах «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений» и «Всадник по имени Смерть» уверяет, что каждый раз тот создавал ни на что не похожий характер, образ: «Он обладал совершенно своим стилем. Причем это выражалось во всём: в манере разговаривать, в пластике… Андрей работал настолько многообразно и ярко, что выделить что-то очень сложно. Но я уверен, что лучшую роль он не сыграл. К сожалению, об этом приходится говорить уже в прошедшем времени».
«Мы познакомились только на съёмках «Шерлока Холмса». И мне было очень приятно с ним общаться, потому что в быту Панин был простой и приятный человек с прекрасным чувством юмора, что создавало замечательную атмосферу на съёмочной площадке. И настоящий профи - без капризов, очень контактный, никогда не брал в руки сценарий, потому что все реплики знал наизусть, даже когда текста было много… Сложные сцены, когда на бегу нужно было вскочить на крышу кареты, а потом свеситься из окна и стрелять, делал сам - с ловкостью и легкостью. Был очень органичен как в жизни, так и в кадре», - рассказал Михаил Боярский.
В 16-серийном варианте приключений знаменитого сыщика (Панин стал доктором Ватсоном, а Холмсом - Игорь Петренко, с которым Андрей играл в «Водителе для Веры», а также в сериале «Отрыв») вот-вот должен был начаться процесс озвучивания. Кто подарит свой голос персонажу Панина - пока не ясно. Как и то, что намерен делать режиссёр Бахтияр Худойназаров, у которого Андрей был задействован в главной роли (руководитель разведшколы для девушек, которым накануне Второй мировой войны предстоит уничтожить диверсионную организацию) в многосерийной ленте «Гетеры майора Соколова».
«Снято где-то 80-85% материала. У Андрюши оставалось ещё с десяток съёмочных дней. Мы приняли решение, что обязательно закончим фильм и посвятим его Панину. Не знаю, как будем это делать - при помощи дублёра или каких-либо технических, компьютерных приспособлений... Нужно переработать сценарий и сократить несколько сцен. Это последняя работа Андрея Панина, которую он сыграл блестяще. И зритель должен обязательно это увидеть», - рассказал «Известиям» продюсер «Гетер…» Рубен Дишдишян, обещая премьеру осенью.
Прости, Мария…
Мария Пахоменко - в молодости и в нашем веке.
«Жизнь - она пёстрая. Но надо жить. И делать это по-человечески. А это значит не причинять никому зла - ни большого, ни маленького. Я стараюсь так и делать», - говорила эта женщина, голос которой обрёл вторую жизнь после её смерти. Песни Марии Пахоменко (принесшая славу «Качает, качает», созданная на музыку супруга - композитора Александра Колкера, легендарные «Стоят девчонки», «Школьный вальс», «Подсолнухи») сейчас заслушиваются на Youtube «до дыр». И практически все комментаторы сходятся во мнении: такого чистого голоса и обаятельной манеры исполнения в наше время, увы, нет…
Двадцать первый век невзлюбил певицу, которая была одной из самых ярких звёзд советской эстрады. Сперва - забвение, потом - тяжёлые болезни, в том числе Альцгеймера. В феврале 2012 года Мария Леонидовна пропала: вышла вынести мусор и не вернулась в квартиру. Лишь сутки с лишним спустя её нашли в центре Санкт-Петербурга - Пахоменко узнали охранники одного из торговых центров.
А в сентябре прошлого года разразился скандал. Дочь певицы рассказала журналистам, что Колкер регулярно избивает больную супругу. Мол, она с мужем даже вынуждена была забрать несчастную к себе… В ответ композитор, проживший с Пахоменко более полувека, обвинил дочь в клевете, уверяя, что та и супруг просто хотят завладеть его имуществом.
В середине февраля уже этого года дочь поместила Марию Леонидовну в санаторий. Оттуда певица вернулась 2 марта, по словам родных, чувствовала себя хорошо, разве что немного кашляла. Участковый терапевт не смог распознать пневмонию: прослушав лёгкие, сказал, что в них чисто. Однако Пахоменко становилось всё хуже. Утром 8 марта пришлось вызвать «скорую». Выяснилось, что 75-летняя женщина сгорает от двустороннего воспаления лёгких. Её госпитализировали, поместили в реанимацию. Но вечером звезда погасла. Навсегда…
«Это была очень красивая, музыкальная и дружественная девушка, - вспоминает наш земляк Иосиф Кобзон. - Несмотря на свою популярность - удивительно скромная…»
«Её голос - чистый, как родник, искренний и теплотворный, делал шлягером каждую песню, - подчёркивает Лев Лещенко, который был знаком с Пахоменко более 40 лет. - Красавица с роскошной косой - она была символом русской души и красоты…»
«Тембр голоса, русская пронзительность - всё было у неё. Это невозможно забыть. Она была богиня. Я абсолютно раздавлена её смертью», - плачет певица Людмила Сенчина, назвавшая Марию Леонидовну идеалом женственности и трепетности.
Александр Розенбаум, узнав о смерти Пахоменко, обрушился на родной Питер с критикой:
- К великому сожалению, наш город её не ценил… Сколько я говорил: нужно устроить Марии Леонидовне бенефис, «вытащить» хотя бы на один концерт, на большую сцену. Снимите о ней фильм, окажите знаки внимания - и вы продлите ей жизнь тем, что вспомните... Артист без сцены не может жить, не может дышать. Но никто меня не слышал! Она же заболела в последние годы, а ранее была в полном здравии, могла петь, выступать. И, возможно, всё сложилось бы по-другому. А сейчас стали показывать её старые записи, нашли даже кадры с «Золотого Орфея», где она в 1971 году победила - первой из советских певиц. И не стыдно им показывать всё это только теперь, когда Марии Леонидовны уже нет?!