«Клевая» мечта Ширвиндта

«Клевая» мечта Ширвиндта

Завтра Александру Ширвиндту, любимому актеру и режиссеру нескольких поколений, исполнится 75 лет.

Пожалуй, лучше всего о нем сказал в своей книге режиссер Марк Захаров: «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист... Тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он - Ширвиндт».

С музыкой не срослось

Сын скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича и редактора Московской филармонии Раисы Самойловны (в молодости она начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену) в детстве родителей видел мало. Шла война, и они ездили с концертами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня.

Зато когда у родителей появилось больше свободного времени, они так за него взялись, что Саше вздохнуть было некогда. Он занимался сразу в трех школах: общеобразовательной, музыкальной и бальных танцев. Последняя ему особенно нравилась - у юного Ширвиндта замечательно выходили полонез и падеграс. А вот с музыкой не задалось. Промучившись пять лет, он получил «расчет» с категорическим выводом: «Не пригоден!».

Впрочем, к тому времени Александр, много игравший в самодеятельном театре и часто видевший в доме таких звезд, как Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов, твердо знал, что станет актером.

Юношеская харизма не покидает Александра Ширвиндта.

Покоритель сцены и экрана

С отличием окончив знаменитую «Щуку» (кстати, он преподает в ней уже почти полвека), Ширвиндт был зачислен сначала в труппу Театра-студии киноактера, а год спустя, в 1957-м, в штат киностудии «Мосфильм». Сыграв в дебютной картине «Она вас любит», Александр заработал на автомобиль «Победа».

Далее были Театр имени Ленинского комсомола, Московский драмтеатр на Малой Бронной и, наконец, Театр сатиры, куда его сманили хорошие друзья - Михаил Державин и Андрей Миронов. С 1970 года Ширвиндт сыграл там более 30 ролей, поставил немало спектаклей, а с декабря 2000-го стал худруком.

Еще в студенческие годы он увлекся «капустниками», переросшими со временем в творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и исполнителем. Именно Александр Анатольевич помог родиться знаменитому дуэту - Авдотье Никитичне (Борис Владимиров) и Веронике Маврикиевне (Вадим Тонков). Он также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Владимиром Винокуром, писал для Михаила Пуговкина и Всеволода Санаева.

Ширвиндт органичен как на сцене, так и на экране, где чаще играл эпизодические, но западающие в душу роли (тот же Павлик в «Иронии судьбы, или С легким паром» или пианист Шурик в «Вокзале для двоих»). Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Ширвиндт-Миронов-Державин в комедии «Трое в лодке, не считая собаки», вышедшей на экраны 30 лет назад.

Юбилей в кустах и кризис человечности

Незадолго до юбилея Ширвиндт стал лауреатом высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» в самой почетной номинации «За многолетнее доблестное служение театру». А вообще-то он терпеть не может отмечать круглые даты.

«Многие их также не любят, но тем не менее празднуют. А я не люблю и не праздную. Вот и в этот раз не буду. Спрячусь где-нибудь в кустах и пересижу этот день», - заявил Александр Анатольевич. На утверждение, что все равно найдут, со смехом уверил: «Не найдут! Надо правильные кусты знать. Уж я-то в этом разбираюсь».

Он разбирается во многом. Иронично-философский склад ума обязывает. Вот что, к примеру, Ширвиндт говорит о кризисе:

- Предыдущие 70 лет двигателем нашей жизни был, как это ни странно, дефицит. Всё - от гречки до машины или путевки на отдых - нужно было доставать, добиваться путем огромных усилий. А для этого необходимо было дружить, объединяться, обзаводиться связями. Сегодня необходимость в этом отпала. Живя на огромных скоростях и ставя во главу всего деньги, мы разучились общаться по-человечески. Погоня за бессмысленным благополучием привела к тотальному выхолащиванию духовности, душевности, к девальвации таких понятий, как «дружба», «любовь». Люди, имеющие хорошие деньги, понастроили четырехэтажных особняков и не знают, что с ними делать. Более того, они на этот четвертый этаж физически подняться не могут! Кризис нам говорит о том, что нужно быть проще в своих бытовых притязаниях. Окружающие считают меня идиотом, когда видят, что на банкетах из всего разнообразия блюд я предпочитаю шпроты или мелкий частик (эта рыба в эпоху СССР была самым доступным видом консервов). А артисты в театре мне до сих пор в качестве взяток носят плавленый сырок «Дружба».

Четыре удочки и термос с коньячком

Непритязателен юбиляр и в мечте: «Свою мечту могу обрисовать так: я в безветренный, пасмурный, но не дождливый денек сижу на пологом бережку тихой заводи или лучше - пруда. Вокруг ни души. Комаров тоже нет. Зато есть четыре удочки и термос с хорошим коньячком. И самое важное, чтобы в этот день был мерный клёв средней рыбы типа уклейки или подлещика. Вот такая у меня мечта…»

На вопрос, что сегодня смешит лично его (такое впечатление, что Ширвиндт смеется, даже когда сидит с каменным лицом), он отвечает с тем же самым непроницаемым выражением:

- Прежде всего, я насмехаюсь над самим собой. Чувство юмора нельзя терять ни в коем случае. Только оно спасет. Если ко всему, что сейчас крутится, относиться глобально-серьезно, начиная от гвоздя и заканчивая катаклизмами, то - хана.

Молочная страсть

- Знакомство Ширвиндта с будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед, будучи главным архитектором Москвы. Согласно легенде, обожающий молоко Александр сначала пленился коровой, которая имелась в хозяй-стве Белоусовых. А там уж увлекся и столбовой дворянкой Натальей. Их сын Михаил одно время работал в театре, а потом ушел на телевидение.

Последние слова Миронова

- Последние слова Миронова были обращены к Ширвиндту. В самом финале спектакля «Женитьба Фигаро» во время своего монолога Андрей прошептал стоящему рядом другу: «Шура, очень болит голова...» - и упал ему на руки. Позже, став художественным руководителем Театра сатиры, Ширвиндт начал свою деятельность со спектакля «Андрюша», посвященного памяти друга.

Рыбка, трубка и лучок

- Александр Анатольевич увлекается рыбалкой, баскетболом, бильярдом, игрой на скрипке (в пику тем, кто не обнаружил у него музыкальных способностей). Более 40 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом. А еще любит такое далеко не деликатесное блюдо, как… вареный лук.


Александр Евгенко.
Читайте также: