Украина подарила Маковецкому жизнь и любовь

С супругой Еленой, которая старше на 18 лет,  они весной отпраздновали «жемчужную свадьбу».  Ту самую, до которой немного недотянула чета Путиных.

Свой юбилей гордость Украины (по рождению, детству и отрочеству) и России (по теперешнему месту проживания и обретению славы) Сергей Маковецкий будет гулять как настоящий актёр - на сцене. Непосредственно 13-е, когда ему исполняется 55, проведёт в Женеве, где его родной Московский академический театр им. Вахтангова третий день подряд даёт «Дядю Ваню» (именинник играет Ивана Петровича Войницкого). А там, один за другим, пойдут посвящённые двум пятёркам творческие вечера лауреата премий «Ника», «Золотой орёл», «Хрустальная Турандот», «Чайка» - в Москве, Санкт-Петербурге и родном Киеве. «Я ощущаю себя комфортно. Есть силы для серьёзных и самых неожиданных ролей, - признаётся именинник. - Я стал мудрее, осознал, что важно любить ближнего как самого себя. Из этого должны исходить все поступки. Старости не боюсь. Её незачем бояться. Нужно лишь понять, как её встречать».

Киев: мама и политика

Отец ушёл из семьи ещё до рождения Серёжи. Так что он носит фамилию мамы, работницы киевского завода искусственных кож «Вулкан». Детство будущего актёра прошло в посёлке Дарницы, что на Днепре. После школы пытался поступить в театральный институт имени Карпенко-Карого. Не приняли. Год он работал в театре им. Леси Украинки монтировщиком декораций. А потом отправился штурмовать театральные вузы Москвы. С ГИТИСом не сложилось, зато в театральное училище им. Щукина его взяли. Продержаться в столице тогдашнего Союза на крохотную стипендию было невозможно. Выручал родной Киев в лице мамы.

«Она присылала мне «вторую стипендию». Каждый месяц отправляла перевод - дополнительные 40 рублей из собственной зарплаты, - делится Сергей Васильевич. - Зато потом, когда я стал актёром, смог сам баловать мамочку. Любил приезжать к ней в Киев. Сначала мы принимали гостей - кумовьёв, двоюродных братьев и сестёр. «Як справи, що новенького?» - такую вот устраивали «пресс-конференцию» во время застолья. Потом все уходили, мы оставались одни, я помогал прибрать со стола. Мы вдвоём садились на кухне, наливали по чарочке, и теперь уже я спрашивал: «Мамочка, что новенького?». И мы говорили, говорили… Это были мои любимые мгновения».

Когда мама была на его первом спектакле в Театре Вахтангова «Старинные русские водевили», она проплакала всё представление.

«Я переживал: «Мам, ну что же ты? Это же весёлый спектакль!». А она расчувствовалась, потому что увидела своего Серёжку на сцене. Слава Богу, она посмотрела большинство моих работ, даже успела поздравить со званием народного артиста России в 1998 году... Когда мамочка ушла, не дожив двух месяцев до семидесятилетия, родной Киев стал для меня немножко посторонним. Он теперь как фотография: красивая, любимая, но... фотография, - признаётся Маковецкий. - Приезжая туда, живу теперь в гостиницах, на съёмных квартирах, чего раньше и помыслить не мог. Киев - это мой темперамент, это мой Крещатик, это горилка медовая с перцем, это все украинские песни».

Так получилось, что во время «оранжевой революции» Маковецкий с театром как раз гастролировал в Киеве. События, происходящие на Майдане, врезались ему в душу. Он даже сам выступал там («Потому что все мои друзья были на этой площади»), поверив, как и многие, что Ющенко с командой приведут Украину в светлое будущее. Но от поста советника президента, предложенного ему позже Виктором Андреевичем, отказался: «В политике я никогда не был, в партии не вступал и не собираюсь». Позже Сергей Васильевич ужаснулся тому, что стало твориться на родине.

«Премьер не пускает президента на трибуну Верховной Рады, тот заводит уголовные дела на вчерашних соратников… Стыдно смотреть! Денег на повышение пенсий нет, зато уже идёт подготовка к новым выборам (ситуация для Украины, похоже, перманентная. - Прим. А.П.). Лучше потратить средства на отдых сирот на Чёрном море», - возмущался артист.

Что объединяет нас всех, по мнению Маковецкого, так это искусство: «И во Львове, и в Киеве, и в Донецке, и в Запорожье любят ходить в театр. Люди принимают артистов, они понимают, что те - вне политики, являясь, по сути, людьми мира. И может быть, театр, искусство, актёры всех помирят».

Одесса: Елена и Фима

Сергей Маковецкий в сериале «Ликвидация».

Сергей Маковецкий в сериале «Ликвидация».

Красной строкой в жизни юбиляра проходит и Одесса. Здесь он снялся в первом заметном для себя фильме - «Экипаж машины боевой», вышедшим на экраны 30 лет назад. Тогда же встретил и будущую жену Елену. Дочь адмирала, окончившая Ленинградский театральный институт, она работала редактором на Одесской киностудии.

«В тот момент мне казалось, что моя жизнь кончилась. Я была в разводе, с сыном от первого брака. Казалось, что нет никаких перспектив ни в работе, ни в личном... А Боженька нас отдал в объятия друг друга! - вспоминает Елена, которая старше Сергея на 18 лет. - Из-за шутливого спора с режиссёром Говорухиным я выкрикнула первому встречному, пробегавшему по тёмному коридору: «Молодой человек, вы на мне женитесь?». Он на ходу: «Женюсь!» - «А когда?» - «На майские». И исчез».

В тот же день «жених», которым оказался 24-летний Маковецкий, повёл «невесту» в ресторан, прогуляв там первый солидный гонорар в своей жизни. А расписался с ней именно на майские....

«Серёжа младше меня. И я сначала из-за этого переживала, - признаётся Елена. - Но как-то мгновенно к нему приросла и жизни уже не представляла без него. Муж питается моим жизненным опытом, а я рядом с ним чувствую себя моложе. Говорю ему: «Ты - моя пластическая операция!». Когда Серёжа уезжает на гастроли, мне его не хватает УЖАСНО! Я скучаю каждую секунду, мы перезваниваемся каждый час. Такая привязанность».

Одесса всплыла в его судьбе и во время съёмок потрясающего сериала «Ликвидация». После того, как умер Андрей Краско, роль экс-щипача Фимы предложили Маковецкому. Он взялся за неё со смятением, но интуитивно предложил для образа те же элементы, которые до него использовал Краско. К примеру, тюбетейку, которую выбрал из множества предложенных головных уборов.

«Перед съёмками я ходил по городу, приставал к местным, пытался услышать, как они говорят. Поэтому было ужасно приятно, когда одесситы потом меня хвалили: «Вы правильно говорите. Мы не «шокаем», а говорим «что». К сожалению, моего персонажа убили во второй серии... Не скрою, мне было лестно, что люди звонили с криками, со слезами и говорили: «Серёжа, что вы наделали? Моя мама отказывается без Фимочки смотреть этот сериал», - улыбается юбиляр.

Для ролей старел, лысел и консультировался у священников

Своими любимыми фильмами Маковецкий называет «Макаров», «Про уродов и людей», «Русский бунт», «Чудо», «Поп», «Живи и помни», «72 метра», «Ликвидация», «12»…

«В картине «Живи и помни» сыграл 65-летнего деда Михеича. Фильм снимался в умирающих деревнях под Нижним Новгородом, где мужики с утра если не пьют, то опохмеляются. Один такой абориген, пошатываясь, подошёл к съёмочной площадке и поинтересовался у ассистентки режиссёра: «Сколько лет Маковецкому? Пятьдесят? Боже мой, как плохо выглядит!». Не будешь ведь объяснять товарищу про грим», - смеётся Сергей Васильевич.

У Балабанова, который, к сожалению, недавно умер, в фильме «Про уродов и людей» Маковецкий придумал, как изменить цвет глаз, чтобы подчеркнуть странность своего героя: «Нашёл темные линзы с огромными диоптриями - глаза стали жёсткими, колючими, словно неживыми. Как мне потом говорили, на крупном плане они вызывали оторопь у зрителей! А когда Михалков сказал, что в фильме «12» мне придётся обрить макушку, согласился без раздумий. Жена, увидев меня, заверещала со страху. В театре наши какой-то ужасный парик, который надевался как горшок и постоянно сползал. Вышел в нём на сцену в спектакле «Лунный свет, медовый месяц…» Он то превращал меня в питекантропа, спускаясь до бровей, то оказывался где-то на макушке… Чудом удалось доиграть! Потом гримёры сделали мне прекрасный парик».

Готовясь к роли в фильме «Поп», Маковецкий много общался со своим другом, священником Александром Акуловым. «Нужно было быть очень точным: знать, как носить облачение, как держать кадило, чтобы не просыпался уголь, как должен звучать голос во время чтения великой ектении, - объясняет он. - Это что-то чуть большее, чем актёрство. Выверяли каждую фразу - я ведь понимал: чуть больше влево или вправо - и будет карикатура. Знакомые батюшки говорят: «Нет к тебе замечаний». Хотя, конечно, всё равно видно, что я не священник - глаза у них другие».

В этом году ожидается сериал «Умельцы», в котором Маковецкий тоже играет сыщика. Обещают также показать документальную ленту «Второй Иерусалим» - о православном Киеве от крещения до наших дней (Сергей Васильевич гуляет по родному городу и рассказывает его историю). Кстати, 21 марта он получил орден святителя Николая Чудотворца от Украинской православной церкви (Московского патриархата). Идут разговоры о съёмках сериала по мотивам бессмертного романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Маковецкому предложили роль Кисы Воробьянинова.


Андрей Питонов.
Читайте также: