Кира Муратова: Когда кино снимается - даже болезни откладываются!
Сегодня самый известный из действующих украинских режиссеров отмечает 75-летие.
Подрывная деятельность одесситки
Ее имя известно каждому - по крайней мере, в более-менее приличном обществе нельзя признаваться, что не смотрел работы этой выдающейся одесситки, хотя сюжеты фильмов Киры Муратовой с ходу назовут действительно лишь истинные киноманы. Впрочем, и современный массовый зритель попался в ее сети благодаря картине «Настройщик», вышедшей на экраны в 2004-м.
В своем почтенном возрасте Кира Георгиевна выглядит как миловидная пожилая дама, от которой ждешь неспешных задушевных бесед о прекрасном за чашкой чая. И признания, что можно, наконец, отдохнуть от работы.
Не тут-то было: всемирно признанный гений - в любви Муратовой объяснялись самые именитые режиссеры современности, она обладает всеми существующими «львами» и «слонами» - продолжает заставлять нас задумываться о себе самих и о том, что окружает. Подтверждение тому - ее новая картина «Мелодия для шарманки», которая после летней презентации тут же получила главные призы на московском кинофестивале, «Киношоке» и прочих специальных тусовках, где эстетическое кино ценится выше боевиков и комедий. Там считают, что Муратова занимается подрывной деятельностью: заставляет отказаться от «автоматизма восприятия» и тем самым доводит зрителя до белого каления, ведь публике приходится самой решать, сочувствовать героям или ненавидеть их.
Кстати, именно из-за такого «издевательства» над зрителями Муратова, начавшая снимать в 1961-м, долгие годы подвергалась гонениям. Это сейчас ее картины называют элитарными (и поэтому понятными не всем). Но сама Кира Георгиевна по этому поводу говорит так:
- Я не обольщаюсь, что могу собрать много публики на мои фильмы. Они не для миллионной аудитории. Но у них есть свои зрители. Работаю в своей нише и из себя не выпрыгиваю.
«Хочу прийти, поесть и уйти!»
Муратова по-прежнему обитает в этом черноморском городе - хоть она и родилась в Молдове, но как в студенческие годы приехала на Одесскую киностудию, так и осталась здесь.
Просматривая фильмы Киры Георгиевны, думаешь, что такой человек не может жить, как все. С ее восприятием мира нельзя ходить по обыкновенным улицам и покупать печенье в супермаркете! И всё же она (вместе со вторым мужем Евгением Голубенко; первым был режиссер Александр Муратов) живет в старой квартире в центре Одессы с большим количеством картин, уютной мебелью, кошками и оригинальными чашками.
Большого круга колоритных знакомых - неутомимых юмористов и рыбачек Сонь - у Муратовой нет.
- Иногда, когда хожу в магазин, меня узнают. Но должна признаться вам, что я - человек нелюдимый, ведущий жизнь отшельника, - рассказывает режиссер. - Получается, мне всё скучно, кроме одного дела - снимать кино. Я не люблю застолья, не пью, не хожу в гости, потому что не могу же я прийти и сразу уйти - это невежливо! (Смеется). Знаете, у меня есть такой знакомый, которому я в этом плане всегда ужасно завидовала, Сережа Попов, который когда-то снимался у меня: не актер, но замечательный талант. Так вот, он умеет прийти и сказать с порога: «Так, у вас есть какая-то еда? Да? Давайте!». Поел, встал и ушел. Я смеюсь всегда: «Боже, Сережа, как я хочу так же уметь!».
Отчасти именно из-за своего нежелания вылезать из «отшельницкой» раковины почти все свои фильмы Кира Георгиевна снимает в Одессе.
- Снимать здесь мне привычно. Хотя перезапись я еду делать в Москве или в Ленинграде. И камеру тоже откуда-то выписываю. С техникой на нашей студии есть проблемы. Как бы она вообще не закрылась! Ее пытается кто-то перекупить - говорят, что хотят построить на берегу моря казино или особняк.
Но вряд ли даже это остановит 75-летнюю Киру Георгиевну.
- «Зуд» есть - значит, будем снимать! А то что мне делать? Ну, суп сварю, приберусь, а потом? А когда кино снимается - это система. Никакой тоски. Никаких переживаний. Всё запланировано. Даже болезни откладываются. Хочу в систему! - смеется юбиляр.
Даже с самыми сложными киноактерами жесткая одесситка не имела проблем на съемочной площадке. Владимир Высоцкий (в роли геолога Максима) и сама Кира Муратова в фильме «Короткие встречи» (1967 год)...
Вампилов нового времени
После первых показов «Мелодии для шарманки» к Муратовой то и дело обращались поклонники: «Ах, Кира Георгиевна, это не фильм, а мощный набат о безразличии, о концентрации равнодушия в нашем обществе!» Но даже спустя полгода на все подобные отзывы режиссер отвечает сухо:
- А я не воспринимаю картину как клич или как набат! Помните сказку Андерсена «Девочка со спичками»? Вот я и подумала: голод, холод, две сиротки. Возможно, у меня получилось жестче, чем у сказочника. Но это зависит от того, кто как воспринимает. Я же ни к чему не зову и вообще не верю во всякие «зовы». Человек может жаловаться, плакать даже - это его проблемы, а звать к чему-то бесполезно! Просто такая история… Печальная. Это обычные люди, занятые собой. Обрушиваться на них с обличением - ах вы, такие-сякие равнодушные, - было бы, по крайней мере… бессмысленно.
...Рената Литвинова в «Настройщике» (2004 год)...
А вот Олег Табаков и Рената Литвинова, снявшиеся в «Шарманке», говорят о фильме и самой Муратовой так.
- В 60-е годы Вампилов диагностировал рак совести у советских людей. Мне кажется, точно так же теперь, уже в иное время, Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, о той разобщенности людской, которая мне представляется весьма опасной. Она очень нежно, но так твердо пытается призвать нас быть людьми, - считает Олег Павлович.
...Олег Табаков в «Мелодии для шарманки» (2008 год).
- Кира живет в Одессе и в каком-то смысле себя сохраняет, чтобы вглядываться. В мегаполисе ведь люди даже своей маме не успевают по-звонить. У них нет и мгновения, чтобы обратить внимание на людей в колодцах, на детей, которые умирают с пакетами на головах. Она не может вылечить, но у нее открыты глаза, - говорит Рената.
Оценить свежую работу Муратовой мы сможем благодаря театру кино имени Шевченко: с 19 ноября он в течение недели будет показывать «Мелодию для шарманки».
Ирина Панская.