Режиссер Станислав Говорухин отмечает 75-летие

Режиссер Станислав Говорухин отмечает 75-летие

Сегодня Станислав Говорухин отмечает юбилей. Режиссеру, чьи фильмы знает и любит не одно поколение зрителей: "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", "Десять негритят", исполняется 75 лет.

Дымящаяся трубка, длинный плащ, кепка - фирменный стиль Станислава Говорухина. В кино, впрочем, у него тоже есть фирменный стиль - почти все его картины стали культовыми, всенародно любимыми. Фамилия "Говорухин" в титрах - это уже как знак качества картины.

Режиссер снял больше 20 фильмов, причем очень разных: для детей экранизировал, когда понял, что классику не читают, "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках Капитана Гранта", снял мужское кино – "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя"; написал сценарий к "Пиратам ХХ века". А потом обратился к прекрасной половине своими фильмами "Благословите женщину" и "Артистка".

Говорухин из тех режиссеров, чьи фильмы даже приковывают к телевизору, когда знаешь их наизусть. И еще одна особенность - он умеет открывать новые имена. Звезда кино сегодняшнего Светлана Ходченкова дебютировала у него в фильме "Благословите женщину" и моментально стала знаменитой:

"Сложно было, но не потому, что он кажется жестким человеком. Сложно было потому, что я в первый раз попала на съемочную площадку. Он просто взял меня за руку и повел. Но, тем не менее, я вас уверяю, вся его жесткость - это только кажется".

Многие свои картины Говорухин снял на Одесской киностудии. Одесса для него вообще особый город, там, кстати, он встретил и свою жену. Там же, влюбленный в горы Говорухин, снял и знаменитую "Вертикаль". Картина стала судьбоносной не только для режиссера, но и для Владимира Высоцкого. Его магнитофонные записи уже звучали из окна, но после фильма, Высоцкого, что называется, узнали в лицо.

Потом у Говорухина был еще один фильм про горы – "Белый взрыв", снятый невероятно, сейчас, кажется, с применением спецэффектов и компьютерной графики, но это был 1969 год. И на съемках этой ленты произошел эпизод, после которого, как говорят, жизнь делится на "до" и "после". Говорухин выбирал место для съемок, когда вертолет врезался в скалу. Шансы выжить были минимальны, вертолет разлетелся на куски, но все остались живы.

Правда, любовь к горам после этого случая не остыла. Он и сейчас не прочь покорить вершины, но говорит, не может – "искурился".

Говорухин покорял и покоряет другие вершины. "Место встречи изменить нельзя" - это пик, вершина, на которую уже не взобраться. Но удивительно, "Место встречи" никаких наград и призов в год выхода не завоевало. Говорят, Говорухин по этому поводу очень переживал, даже затеял дома ремонт, чтобы привести нервы в порядок, и красил, и обои клеил сам.

А ведь когда картину показывали, улицы пустели. Фильм разобрали на цитаты.

Это еще и тот редкий случай, когда о фильме - о "Месте встречи" - сняли фильм, и, кстати, не один. И зрители узнали много закадровых историй, как например, Говорухин запретил Высоцкому петь свои песни. Об этом эпизоде он вспоминал и сам:

"Многие спрашивают, почему я не спел в нашей 5-серийной картине. Я думаю, что в этом виноват и режиссер-постановщик. Он решил быть оригинальным: если у него снимается Высоцкий, значит он, в отличие от других картин, не поет".

А ведь Говорухин просто считал, что если Высоцкий запоет свое, образ Жеглова разрушится. Правда, Высоцкий тогда по-своему отомстил: взял и не стал до конца исполнять песню Вертинского.

В 1999 году на экраны вышел еще один знаковый говорухинский фильм – "Ворошиловский стрелок". Это было уже другое время, на экранах было другое кино - засилье голливудских блокбастеров, но "Ворошиловский стрелок" выстрелил.

В последние годы Говорухин снимает другое кино, где женщина главная. "Почему?" - спрашивают у режиссера. Он отвечает: "Потому что женщина - самое совершенное существо на свете".


По материалам: www.vesti.ru
Читайте также: