Легендарная донецкая балерина ночевала под княжьими шубами и взлетела на Коньке-Горбунке

Галина КРАМАРЕНКО-КИРИЛЛИНА  готовит новое поколение звезд балета.

Галина Крамаренко-Кириллина, бывшая балерина, а ныне репетитор балетной труппы Донецкого национального академического театра оперы и балета им. Соловьяненко, отметила свой юбилей. Накануне 80-летия заслуженная и народная артистка Украины, награжденная орденом «Знак Почета», поведала о том, как «гналась» за сценой на тачке, танцевала в «интересном положении» и поселилась в театре.

Танцевала через боль


- До 18 лет я жила в Москве, - рассказывает Галина Семеновна. - До сих пор помню военное время. Как-то шла со школы, вдруг объявляют тревогу. Несусь домой со всех ног, и тут - фьи-и-и! - осколок падает прямо передо мной. Взяла его, а он - горячий. Принесла домой, за что получила нагоняй от мамы.

Путь в балет она начала, проследив за подружками, которые занимались танцами в Доме пионеров.

- Я, десятилетка, просилась с ними, а они отнекивались: «Маленькая еще». Однажды, когда подружки ехали на занятия в троллейбусе, я прицепилась за какую-то тачку, которую везла лошадь. Когда добралась до места, вся была в навозе, - смеется Галина Семеновна. - Вот такая красотка и заявилась в Дом пионеров: «Хочу танцевать!». Там преподавала сестра знаменитого танцовщика Нежинского. И она говорит: «Стань в первую позицию». Я становлюсь - четко наоборот. Покачала она головой, но что-то, видно, во мне заметила. И взяла. Мы танцевали в госпиталях: с мячиками, куколками. Мужики в крови, без рук, без ног, а мы, малявки, перед ними пляшем…

Потом Галя поступила в Хореографическое училище при Государственном академическом Большом театре СССР: «Народу было! Из 800 человек взяли 180. Меня - в том числе».

В голодные военные годы от недоедания у нее были страшные фурункулы на боках, спине. Когда давали «Щелкунчика», Кириллина танцевала одного из солдатиков, сцепив зубы: трико давило на болячки.

Сразу после выпуска она получила предложение ехать в Одессу, но там не обещали квартир. А вот донецкие представители сулили золотые горы. Три парня и пять девушек, включая Галю, соблазнились.

- Лишь приехав, поняли, как «попали», - качает она головой. - Всё началось с вокзала, где в ту пору даже платформы не было, - соскакивали прямо на рельсы. На автобусе, который мы за невообразимую тряску прозвали «кенгуру», ехали по низенькому, неказистому «мегаполису». Поселили нас… прямо в театре. Стояла такая холодина, что взрывались стаканы с водой, превращавшейся в лед. Укрывались мы шубами из реквизита. Особенно хороши были из спектакля «Князь Игорь». Несмотря на все невзгоды, жили весело! Радовались, что уехали от родителей, что молоды, что занимаемся любимым делом.

От Царь-Девицы до Китри

Лишь через два года после приезда Галина получила солидную роль: в «Коньке-Горбунке» ее поставили на ведущую партию - Царь-Девицу.

- Боже, сколько было радости и восторга! - признается она. - Потом, уже не на премьере, а куда позже, я танцевала этот спектакль... в «интересном положении». Приме, исполнявшей на тот момент Царь-Девицу, стало плохо. И я, выходившая во втором акте с баранками и в наряде-палатке, скрывающем шестимесячный срок, срочно заняла ее место. Справилась, благо платье там тоже - солидная халабуда.

Когда в одноактном балете Равеля ей предложили танцевать болеро на каблуках, она поначалу испугалась. «Нет-нет! Я же привыкла на пальцах…». А потом очень полюбила эту испанскую партию - дерзкую, неожиданную.

Крамаренко=Кириллина Китри в

Последняя партия балерины Кириллиной - Китри в «Дон Кихоте».

После того, как села на «Конька-Горбунка», карьера понеслась в гору. Галина Семеновна исполнила около 25 главных партий - в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Жизели», «Хозяйке Медной горы», «Спартаке», «Коте в сапогах», «Сорочинской ярмарке»... В 27 ей дали звание заслуженной артистки УССР, а восемь лет спустя - народной. Со сценой попрощалась в 42 года, переработав четыре сверх положенных балерине двадцати.

- После того как во время одной из репетиций, выполняя сисон (небольшой полетик), подвернула ногу и порвала связки, подумала: «Галя, это тебе звоночек. Пора уходить!». И всё же, вылечившись, проработала еще год. Последней партией стала Китри в «Дон Кихоте» на гастролях в Мариуполе. Как не разрыдалась - не знаю. Театр поехал дальше, в Симферополь, но уже без меня. Директор потом звонил, уговаривал: «Приезжай, ведь люди идут специально на Кириллину (она танцевала под девичьей фамилией - Прим. А.К.)». Но я отказалась. Уходя - уходи…

Вернувшись в Донецк, Галина Семеновна пришла поздним вечером в родной театр. Вышла на сцену перед пустым залом. И только тогда осознала - всё! Не быть ей больше ни Жизелью, ни Спящей красавицей. Ни-ког-да! И сожаление, готовое вырваться еще в Мариуполе, прорвало плотину, полившись горькими слезами.

Жить нужно радуясь!

Крамаренко-Кириллина долгое время была депутатом - районным, городским, областным. Чем могла, помогала людям. Одну старую женщину переселила из ужасных условий в новую квартиру. Так бабулечка, придя на спектакль, поднялась на сцену и вручила Галина Семеновне… портрет Ленина. Наверное, самое дорогое, что у нее было.

- Уйдя на пенсию, я три месяца билась головой о стенку, - вздыхает народная артистка. - Тяжело было… А потом позвонила главный балетмейстер Софья Тулубьева и попросила помочь ей. Посмотрела, на что я способна, и отправила оформлять документы на педагога-репетитора. Странное было ощущение: учить тех, с кем недавно работала бок о бок.

Она давала уроки 34 года. Теперь «индивидуалкой» занимаются ее ученицы, а Галина Семеновна в качестве ассистента балетмейстера «репетирует всю массу». Обожает правнука Алешу, которому нет еще и двух лет. Увлекается кроссвордами. Поругивает себя за то, что год как перестала заниматься зарядкой на улице:

- Я поставила кроссовки в коридоре и каждое утро себя отчитываю: «Как тебе не стыдно! Они уже заждались». И сама же отлыниваю: сегодня холодно, дождь или туман.

Как артистка Крамаренко-Кириллина ездила в Польшу и Венгрию, в качестве преподавателя - в Норвегию, Турцию, Испанию, Италию, США. Читателям «Донбасса» советует жить, радуясь каждому дню, а также осознать, что в любом возрасте есть своя прелесть.

Шла в баню,  а тут - любовь

В 50-м году Галина Кириллина вышла замуж за Николая Крамаренко. Он был артист балета, учился в Киеве, приехал в Донецк и влюбился в прибывшую сюда москвичку.

- Шла я в баню - в театре, где тогда жила, горячей воды не было, - рассказывает Галина Семеновна. - Навстречу - красивый брюнет. Спрашивает: «А вы куда идете?». Я ему честно и отвечаю: «В баню». Он: «Ну, я вас провожу…» «В честь чего это, - интересуюсь, - вы меня в баню будете провожать?». Поострили, посмеялись, проводил. И туда - и обратно. А на лестнице поцеловал... Вскоре мы поженились.

Николай танцевал, потом был администратором театра, зам. директора по зрительской части. В 1971-м его не стало. Галина Семеновна, которая больше замуж не выходила, очень жалеет, что родили они с супругом только одного ребенка - сына Валерия: «Я слишком много времени уделяла искусству».


Андрей Кривцун.
Читайте также: