Три "баньки" Михаила Евдокимова

Три "баньки" Михаила Евдокимова

55 лет назад родился артист эстрады, киноактёр Михаил Евдокимов, который с апреля 2004-го по август 2005-го, до автокатастрофы, унесшей его жизнь, возглавлял администрацию Алтайского края.

Вчера в Бийском драмтеатре прошёл вечер памяти этого удивительного человека, а сегодня в селе Верх-Обское, на родине заслуженного артиста России, откроется мемориальный музей Евдокимова. Его вдова Галина Николаевна передала туда около ста предметов из личного архива семьи: фотографии, документы, концертные афиши, сценические костюмы, награды, личные вещи... Экспозиция будет состоять из трёх основных разделов: «Родники» (о детстве, юности, службе в армии, учёбе в институте, женитьбе и отъезде в Москву), «Огни рампы» (посвящён творческой деятельности Михаила Сергеевича) и «Родина - это Алтай» (по строчке из его песни, которая является неофициальным гимном этого края; сюда вошли материалы об участии Евдокимова в Шукшинских чтениях, других выступлениях перед земляками). «Донбасс» же предлагает вспомнить три «баньки» Михаила Сергеевича (по аналогии с одной из самых известных юморесок артиста об идущем из бани мужике с «рожей красной») - три поворотных этапа его жизни, когда она начиналась словно с чистого, «выпаренного» листа.

«Банька» первая: профессиональная

Своё призвание Михаил искал долго. Учился в Барнаульском культпросветучилище на отделении балалаечников, работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе, администратором в столовой. Служа в армии в Нижнем Тагиле, заведовал клубом. Учился в Новосибирском торговом институте, играл в КВН, занимался футболом и боксом. В свободное время писал сатирические рассказы на сельскую тематику. Во многом под влиянием земляка - Василия Шукшина.

«От его родной деревни до моего села сорок километров. Но нас сближает не только география, а родство душ. Я с детства очарован творчеством Шукшина, просто боготворю его, - признавался Евдокимов. - Мне очень хотелось бы встретиться с Василием Макаровичем в жизни, побеседовать по душам «при ясной луне». Но не сложилось».

Зато сложилось с другим. Знакомый писатель Николай Шипилов предложил Михаилу не писать свои зарисовки «в стол», а прочитать в Москве со сцены. Тем более повод подвернулся: в Центральном доме литераторов был вечер.

«Жить было негде, я ютился у знакомых художников на чердаке. Сам что-то лепил, порисовывал… В ЦДЛ мне разрешили выступить с пародией на Юрия Никулина. Так и закрутилось, - вспоминал Михаил Сергеевич. - В тот день у меня впервые появился собственный пиджак».

Начинал он с пародий. Среди объектов были Леонид Брежнев, Михаил Горбачёв, Иосиф Кобзон, Анатолий Папанов и многие другие.

Вскоре его пригласили в Московскую областную филармонию в качестве артиста разговорного жанра, а затем и в Москонцерт. Потом были «Вокруг смеха», «Аншлаг» и всенародная любовь к его обаятельным героям. Евдокимов мог просто переминаться с ноги на ногу и, потупив взор, бормотать: «Эх, не знаю, чего и рассказывать-то...» - а зал уже валялся от хохота.

Многие рассказы, включая ту же «Баню», он написал сам. Потом стал читать тексты Шестакова, Трушкина. Но всегда добавлял что-то от себя.

«Я очень любил импровизировать, - признавался артист. - Вспоминал что-то из жизни и вставлял в номер прямо на сцене. Никто не знал, что я отмочу через минуту. Это меня и радовало в профессии - естественность. Рассказывать одно и то же было бы неинтересно... Потом пошли философские монологи. Всё смешно, но в конце, как правило, подведение некоторого жизненного итога. Многие зрители даже плакали… Те вещи, которые делал под конец сценической карьеры, мне намного дороже, чем пустой базар про колбасу, глупые «ха-ха, хи-хи»… Мои концерты превратились в разговор о жизни».

Точно так же он старался говорить и на языке кино (в 1992-м окончил факультет режиссеров эстрады ГИТИСа в Москве). Ленты с его участием - «Про бизнесмена Фому», «Не валяй дурака» (за эту картину Евдокимов отмечен призом «За талант, народный юмор и верность традициям отечественного кинематографа» на фестивале «Созвездие»), «Не послать ли нам гонца?» - до сих пор пользуются успехом.

А ещё он делал авторские передачи: «С легким паром!» («Первый канал»), «Михаил Евдокимов в кругу друзей» («Россия»), «Не скуЧАЙ!» («Россия»), «Надо жить» (ТВЦ), выпустил несколько компакт-дисков с песнями...

«Банька» вторая: венички любви

С будущей супругой Галиной он познакомился, когда служил в армии. Девушка тогда только окончила девятый класс. Переписывались, рвались друг к другу…

«Как только её увидел, сразу почувствовал свою половинку. Словами трудно объяснить, но я вдруг понял, что она-то и будет моей женой, - откровенничал Евдокимов. - Когда я об этом её отцу сказал, тот ответил: «Не дождёшься!»… И слёзы были, и серенады под окнами... Пять лет роман крутили. Потом поженились. Трагично всё вышло-то... Отец Гали долго болел и умер от рака крови. Всем нам тяжело было. На следующий день после похорон мы и подали заявление в загс… Она у меня - класс! Супержена! Не каждая может так понимать своего друга по жизни, как моя Галина. Я за ней - как за каменной стеной. Любовь у нас - настоящая, большая. Живём душа в душу, даже ссоры ни одной не помню».

Красиво, правда? Вот только венички любви отходили сердце Михаила так, что у него, кроме законной дочери Анны (она окончила Московский гуманитарный университет по специальности «международный туризм», занималась организацией концертов, сейчас воспитывает четырёхлетнего сына Михаила Сергеевича Евдокимова-младшего), есть двое детей от других женщин. Сына Данилу родила артисту молодая подруга - мулатка Инна Белова. А дочь Настю - Надежда Жаркова, которая 17 лет была рядом с ним. Всё всплыло лишь после смерти артиста-губернатора, когда начался делёж наследства…

Надежда знала Михаила с детства - её бабушка жила рядом с его домом. Потом увиделись годы спустя, когда она, замужняя студентка, пошла за кулисы - поздравить земляка, прибывшего с концертом в родные края. И закрутилось. Да так, что она через полгода подала на развод. Евдокимов предупредил, что семью не бросит. Но и Надю, которая была младше на семь лет, любил страстно. Забрал в Москву, снял для неё квартиру… Она стала ездить с ним на гастроли, помогала, чем могла. А через семь лет родила дочь. Когда появилась возможность, Михаил купил им четырехкомнатную квартиру в Митине.

После его гибели Надежда заподозрила Галину в подделке завещания, согласно которому все деньги Евдокимова доставались его вдове. Дело дошло до суда, и, судя по тому, что стороны подписали мировое соглашение, Жаркова была недалека от истины. Женщина, уверяющая, что действует в интересах несовершеннолетней дочери, получила коттедж в 15 км от Москвы. И солидную сумму.

«Банька» третья: политический ушат

Все были несказанно удивлены, когда рубаха-парень Миша Евдокимов, веселящий народ, выпускающий водку и обожающий пельмени, собрался в политику. Между тем, подобные планы возникли у него еще в 1995 году, когда баллотировался в Госдуму от Барнаула. А в 2003-м хотел идти на выборы в Подмосковье от Аграрной партии. «Выстрелил» же в 2004-м, обойдя во втором туре битвы за пост губернатора Алтайского края действующего главу региона Александра Сурикова. В той кампании было много грязи, но главные её ушаты ждали бывшего юмориста впереди.

Оппоненты буквально загрызли пришедшего с добрыми намерениями, но далёкого от политических интриг Евдокимова. Многие главы райадминистраций, певшие под дуду Сурикова, игнорировали инициативы нового губернатора. Начался спад сельского хозяйства, под угрозой остановки оказались промышленные гиганты, в том числе комбинат химволокна. Михаил тасовал команду (за год сменилось 17 заместителей), но наладить работу так и не смог.

«Хочу, чтобы 78-е место, которое занимает край в рейтинге регионов по стране, осталось как в кошмарном сне - далеко-далеко, - уверял новый губернатор. - Я сразу предупредил, что воровать сам не собираюсь и никому не позволю».

Иметь такого управленца тем, кто привык, что «всё вокруг народное - всё вокруг моё», было не с руки. Поэтому многие близкие Михаилу люди считают, что автокатастрофа, в которой погиб Евдокимов, - не случайна. Как сказал корреспонденту «Донбасса» через несколько дней после трагедии Владимир Винокур: «Машины не летают!» (следствие посчитало, что его «Мерседес» пролетел 20 метров и врезался в холм с берёзкой). Тем более, что примерно за неделю до этого краевое ГУВД отменило сопровождение автомобиля губернатора.

Всё произошло 7 августа 2005-го в 123 км от Барнаула и 29 - от Бийска. Водитель, охранник и губернатор погибли на месте. Его супруга Галина Николаевна получила тяжёлые травмы.

Прощались с «настоящим мужиком» в Барнауле. Гроб с его телом несли по улицам города, людей, цветов и слёз было - море. А похоронили Евдокимова в его родном Верх-Обском, которое он безмерно любил.

«На пенсии буду рисовать. В юности делал это очень хорошо. А ещё - писать о деревенских чудиках», - мечтал он.

Увы, не пришлось…

Летал с Путиным в Чечню

Михаил Евдокимов был знаком со многими сильными мира сего. Но рассказывал об этом крайне неохотно, словно стесняясь. Вот, к примеру, как вспоминал о поездке с премьером, и.о президента Владимиром Путиным в Чечню, куда 31 декабря 1999-го отправились также Михаил Боярский, Александр Розенбаум и Борис Галкин:

- Ну что там рассказывать? До Моздока на вертолёте летели, потом на машине в Гудермес. Ну, обстреляли нас. Путин солдатам награды вручил, с Новым годом поздравил. Потом мы общались со служивыми. Вот и всё. Один отряд уральских парней там только что с боевой операции вернулся. И у всех один вопрос: когда война кончится? А что я им отвечу?

Когда у Михаила Евдокимова спрашивали,  как у Владимира Путина с юмором,  он отвечал: «Отлично. Наш мужик».

Когда у Михаила Евдокимова спрашивали,  как у Владимира Путина с юмором,  он отвечал: «Отлично. Наш мужик». 


Андрей Питонов.
Читайте также: