Белохвостикова хваталась за глаза Шукшина и говорила голосом Высоцкого

Наталья Белохвостикова: «Мне всегда казалось, что если набрать много, можно по пути что-то растерять. Зато я с нежностью отношусь к каждой роли и никогда не играла, чего не хотела».

Ее жизнь похожа на сказку, где было всё: и счастливые совпадения, и прекрасный (хоть и немолодой) принц, и тяжелые потери, и удивительные находки. Всю жизнь блестящая актриса Наталья Белохвостикова, празднующая сегодня 60-летие, старалась «держать спину», как учили родители. «Не в смысле идеальной осанки, хотя это тоже не помешает. Надо уметь держать удар, улыбаться, несмотря ни на что, - это правило из моего дипломатического прошлого», - объясняет она.

«Запасной Черчилль»

Дочь видного советского дипломата Николая Белохвостикова (в ранге чрезвычайного и полномочного посла работал в Канаде, Великобритании, Швеции) и переводчицы Антонины, Наталья в 11-месячном возрасте оказалась в Лондоне, где и росла до пяти лет.

- Это была, с детской точки зрения, сказочная жизнь. Мама преподавала английский язык работникам нашего посольства. Кроме того, как жена посланника делала визиты важным особам, принимала их у себя, - вспоминает актриса. - В посольство привозили наши фильмы, и мама с двух лет стала водить меня в кино. Я была тихая, молчаливая, и родители охотно брали меня с собой. Меня прозвали «запасным Черчиллем» - была смешная, толстая, а щеки у меня лежали на плечах. Я на самом деле походила на Уинстона Черчилля.

Отца направили в Швецию, где не было русской школы. И девочка вернулась в Москву, к бабушке. Прилежно училась, скучала по родителям, много читала и мечтала. В том числе о кино, до дебюта в котором оставалось совсем немного…

Школьницей поступила во ВГИК

- Первый раз я попала на экран, когда приехала на каникулы к родителям в Стокгольм. Там Марк Донской снимал двухсерийный фильм «Сердце матери» - о Марии Ульяновой, - рассказывает Наталья Николаевна. - Ему нужна была массовка. Он пришел к моему папе, а тот сказал: «Вон там, на детской площадке, наши дети. Посмотрите, может быть, вам кто-нибудь подойдет». Выбрали меня…

Эпизод, в котором она снялась в 12 лет, перевернул ее жизнь. Все прочили ей либо иняз, либо МГИМО, а она поступила во ВГИК. И как! Случайно оказалась в коридоре киностудии, встретилась там с Донским. А тот познакомил Наташу с легендарным Сергеем Герасимовым. И большелобая школьница с тугой косой подтолкнула его к написанию сценария фильма «У озера». Мэтр без экзаменов взял на свой курс девушку, которая только перешла в десятый класс. Она умудрилась окончить школу экстерном (с золотой медалью!), а уже на втором курсе сыграла Лену Бармину в том самом «У озера». Роль принесла Белохвостиковой Государственную премию, а также приз Карловарского кинофестиваля как лучшей актрисе.

Одним из партнеров по съемочной площадке был Шукшин.

- Меня поразило, что он, знаменитый актер, не тянул одеяло на себя, а старался помочь мне, 17-летней. Я очень терялась, особенно в первое время, и если бы не Василий Макарович, совсем другой была бы, наверное, моя героиня… Беспомощно хваталась глазами за его глаза, как утопающий за соломинку. И - вытягивала роль. Постепенно всё наладилось, я даже начала получать удовольствие от самого процесса съемок. А поначалу так выматывалась, что, возвращаясь с площадки, просто падала без сил на постель, - признается Белохвостикова.

«Создание любой роли - это такая тайна»

Тяжело дались ей и съемки в фильме Михаила Швейцера «Маленькие трагедии», где она играла Донну Анну, а Владимир Высоцкий - Дона Гуана.

- Я сильно заболела: у меня был отит, плохо слышала, ужасно болела голова, и, ко

всему, очень сильно осипла, поэтому разговаривала таким же голосом, как и Высоцкий. С утра заходила в медпункт, мне делали какие-то уколы, после чего шла на съемку, где начиналась страшная неразбериха: группа никак не могла понять, когда говорю я, а когда - Володя, - вспоминает народная артистка России. - Поэтому, несмотря на мою высокую температуру и общее ужасное состояние, мы хохотали до упаду. У нас тогда было какое-то приподнятое, светлое настроение: казалось, что впереди длинная жизнь, что всё будет хорошо...

Для Высоцкого этот фильм стал последним. Ушли другие легенды, с которыми она играла, даже некоторые однокурсники. Не стало родителей. Но она мужественно переносилапотери. И шла дальше.

Белохвостикова говорит:

- Я делала только то, что, как мне казалось, для меня будет шагом вперед, новым каким-то дыханием.

Может, поэтому, снимаясь не так много (на ее счету около 30 киноработ), она сумела каждый фильм сделать особенным:

- Создание любой роли - это такая тайна, немножечко мистический процесс, жажда создать что-то удивительное.

Она уверяет, что лишь однажды сыграла кого-то, похожего на себя - в фильме «Десять лет без права переписки», увидевшем свет в 1991-м: «Нелепая такая женщина, совершенно беззащитная, тридцать три несчастья. Вот это я по сути… Это героини мои такие яркие, крепко стоящие на земле».

Союз талантов

Белохвостикова играла в «Красном и черном», «Стакане воды», «Принцессе цирка», «Змеелове». И, конечно, у супруга Владимира Наумова. Как в лентах, созданных им в тандеме с другом-режиссером Аликом Аловым («Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Берег», за который получила вторую Госпремию), так и самостоятельно («Десять лет без права переписки», «Джоконда на асфальте»).

С мужем у нее разница в более чем 23 года. Наумов со смехом вспоминает о том, как впервые увидел Наталью: «С Галиной Польских мы были в Швеции на неделе советского кино. Состоялась официальная встреча с послом - Белохвостиковым. Мы сидели с ним в кабинете, разговаривали, а рядом шастало нечто такое тринадцати- или четырнадцатилетнее. Это была Она. Такое вот предварительное свидание».

Наталья Николаевна больше помнит другую встречу, когда они вместе были в Югославии, где представляли свои фильмы.

- В Белграде Наумов с Донским развлекались тем, что заводили куклу-хохотунчика и во время экскурсии по городу подбрасывали мне, а сами отбегали в сторону. Все оборачивались и смотрели на меня. я, естественно, от стыда готова была провалиться сквозь землю, а им было очень весело, - улыбается она. - Вскоре после возвращения Володя с Аловым уехали в Пицунду писать сценарий для очередной картины. Тогда для междугородных телефонов-автоматов нужны были «пятнашки». Наумов наменял целую сумку монеток и звонил мне каждый день: мы разговаривали часами. Через год поженились.

По уверениям Белохвостиковой, они почти не ссорятся. Но громко, эмоционально поговорить могут. Куда же без этого?

- Володя безумно талантливый, причем не только режиссер, но и художник. У него были выставки и в Японии, и в Германии, и в Москве - в Пушкинском музее. Он может приехать вечером с киностудии и всю ночь рисовать, - с гордостью говорит супруга.

Но наиболее сокровенные слова и признания приберегает, подчеркивая, что «всё самое дорогое для человека должно оставаться за кадром».

Делон поставил синяк на всю спину

В «Тегеране-43» партнером Натальи Белохвостиковой стал Ален Делон, игравший инспектора Фоша. По сюжету он должен был опрокинуть актрису наземь и закрыть телом от пуль террористов.

- Но ночью прошел дождь, и булыжная мостовая была очень скользкая, - вспоминает Наталья Николаевна. - Делон согласился сниматься, лишь когда ему привезли наколенники, налокотники, специальный жилет. А я играла без всякой страховки... Мне приходилось бежать, падать, поднимать Делона, который валился на меня. В общем, разбилась я тогда вусмерть: вместо спины был сплошной черный синяк, не могла спать три недели… Ему, кстати, за всю эту историю было страшно неудобно, но у нас в то время о безопасности актеров действительно никто не думал.

Попросил крестик и стал сыном

Дочь Наталья (она - актриса и режиссер) появилась в семье Белохвостиковой и Наумова через полтора года после женитьбы. А вот сын Кирилл - в этом тысячелетии. В прошлом году в семилетнем возрасте он дебютировал в фильме старшей сестры «В России идет снег». Появление этого мальчика в звездной семье юбиляр называет Божьим промыслом.

Семейство в сборе: Владимир Наумов с супругой, приемным сыном Кириллом, дочерью Натальей и ее мужем Алексом.

Семейство в сборе: Владимир Наумов с супругой, приемным сыном Кириллом, дочерью Натальей и ее мужем Алексом.

Он жил в подмосковном детдоме. Однажды на встречу с ребятами приехали артисты. Вот как вспоминает то, что было дальше, Наталья Николаевна:

- Совсем маленький, трехлетний, человек подходит и говорит: «Тетенька, у всех есть крестики, а у меня нет. Подарите мне, пожалуйста…» Признаюсь, одно время я часто думала о том, стоило ли нам с Володей решаться на усыновление. Но как только начинала размышлять на эту тему, тут же перед глазами возникала одна и та же картина: Кирюшка, маленький человечек в вытянутых на коленках зеленых колготках, совсем один удаляется от нас по этому длинному, унылому, безнадежному детдомовскому коридору… Тот самый мальчишечка, который на днях попросил у меня крестик и больше ничего. Который не кричал, как все дети в детских домах: «Возьмите меня, я самый лучший...», не висел на мне вместе с другими, словно гроздья винограда. Нет, этот человек не надеялся ни на что. Разве только на крестик… Знаете, родители мне в детстве часто говорили: «Живи так, чтобы не было стыдно перед самой собой». Вот в случае, если бы мы не забрали Кирюшу, мне жить было бы очень стыдно. И страшно.

Едва мальчонка переступил порог их дома, сразу назвал Белохвостикову и Наумова мамой и папой. Их дочь стала ему сестрой. И любят они друг друга так, будто всегда были вместе.


Андрей Питонов.
Читайте также: