Путевку в кино Булгаковой дал Донбасс

Путевку в кино Булгаковой дал Донбасс

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения народной артистки России Майи Булгаковой, которая свои первые шаги как актриса делала в Краматорске. Она сыграла почти в 130 фильмах (особенно запомнились «Крылья», «Преступление и наказание», «Цыган»), подчеркивая: «Предать могут любовник, муж, друзья. Не предает только работа».

«Я - дочь Краматорска»

Родилась она в селе Буки, что на Киевщине, и получила имя по месяцу, в который появилась на свет. Девятилетней девочкой Майя с мамой, сестрой и братом (отец со старшим сыном ушел на фронт, оба они погибли в августе 41-го) бежала от ужасов войны в Краматорск, где жила тетя. А когда немцы добрались до Донбасса, семья вместе с эвакуированным Старокраматорским заводом оказалась в Иркутске.

Мама и тетя работали на заводе, а маленькая Майя варила, стирала, кормила малышей. Заготавливала с подругами лекарственные травы - ромашку и крапиву - для раненых. Выступала в госпиталях. Она прекрасно пела. Позже Майя выступала с оркестром Утесова, в 1957 году даже получила Серебряный приз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Кстати, именно Булгакова первой стала исполнять песни Эдит Пиаф. Но до этого тогда, в Сибири, было еще очень далеко…

- Война, потери, бомбежки, эвакуация, голод, холод. Такое не забудешь никогда, - рассказывала она.

Там, в Иркутске, она «заболела» кино. Мама, надорвавшись на заводе, устроилась в кинотеатр билетершей, а позже и администратором. Так что Майя с братом и сестрой по нескольку  раз в день смотрели любые фильмы.

После освобождения Донбасса семья вернулась в Краматорск. Здесь Майя окончила среднюю школу. Отсюда отправилась в Москву - поступать во ВГИК.

- Я - дочь Краматорска, воспитанница Дворца культуры им. Ленина, и его юбилей мне так же дорог, как день рождения родного человека, - признавалась Булгакова в интервью корреспонденту нашей газеты в декабре 1980 года на праздновании 50-летия ДК Старокраматорского машзавода. - Я готовилась к этому торжеству и отложила ради него много важных дел. Каждая встреча с краматорчанами для меня радостна и чрезвычайно ответственна. Это - своеобразные отчеты перед людьми, которым я многим обязана. Ведь здесь, на клубной сцене, я начала постигать азы сценического искусства. Старокраматорский машиностроительный завод дал мне направление для поступления во ВГИК.

Летчица, мафиози и другие

В 56-м она дебютировала в картине Григория Рошаля «Вольница». Причем так понравилась режиссеру, что он неизменно снимал Майю в своих последующих фильмах - «Восемнадцатый год», «Хмурое утро», «Суд сумасшедших».

Булгакова чудо как хороша в роли восставшей из мертвых партизанки Ступаковой («Повесть пламенных лет»), более чем убедительна в экранизации Достоевского «Преступление и наказание», где перевоплотилась в Катерину Ивановну. Зрители полюбили ее как Лущилиху в популярнейшем «Цыгане», директора школы в «Приключениях Электроника». Впечатляет Булгакова и в роли злодейки в известном телесериале «Следствие ведут знатоки» (фильм «Мафия» 1989 года).

Майя Булгакова в фильме Цыган

Но вот что удивительно. При обилии работы («Я ни минуты не могу сидеть без дела: если не еду на съемки, то мою, стираю, глажу. Бездействие меня убивает», - признавалась актриса) ей доставались, как правило, лишь эпизодические роли. Главную сыграла лишь в «Крыльях», вышедших в 1966-м и повествующих о военной летчице гвардии капитане Надежде Петрухиной, которая не может найти себя в мирной жизни.

Майя Булгакова в фильме Крылья

Сценарий изначально писался под другую актрису. Однако режиссер, уроженка Артемовска Лариса Шепитько, вопреки решению худсовета увезла на натурные съемки в Севастополь именно Майю.

- Я не верила, что меня утвердят, - признавалась она. - Знали меня как эпизодницу, а тут - сложнейшая, необычная роль... Шепитько не побоялась риска. Хотя поначалу было нам трудно: трудно находили контакт, трудно вырабатывали общий язык. Лишь спустя много лет поняла: Лариса помогла мне, пусть и не самым легким для нас обеих способом, открыть в себе какие-то новые творческие ресурсы, стать иной Булгаковой.

Актриса признавалась тогда «Социалистическому Донбассу», что считает своей лучшей ролью именно Петрухину. Правда, тут же уточняла, что все роли для нее как дети. И даже самый короткий эпизод - «событие огромное».

- Маленьких ролей нет! - уверяла Майя Булгакова. - Для меня любой кинематографический образ велик, его воплощение связано с огромной радостью и переживаниями, тем более, что я играю разных по характеру, темпераменту и мировоззрению героинь... В эпизоде «не дотягивать» нельзя. «Не дотянешь», не доиграешь - и не будет эпизода, никто, никогда не вспомнит о нем, тебя попросту не заметят. Я должна проиграть всю жизнь своей героини за кадром, но так, чтобы зритель это почувствовал в том маленьком эпизоде, который он увидит.

Две автокатастрофы

В 1979 году Шепитько предложила Булгаковой сыграть в еще одном своем фильме - по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Однако в автокатастрофе погибла съемочная группа вместе с Ларисой (картину заканчивал ее муж - режиссер Элем Климов). Судьбе было угодно, чтобы такая же трагедия ждала и Булгакову.

1 октября 1994-го Майя Григорьевна вместе с актрисой Любовью Соколовой и двумя студентами университета культуры ехала в кинотеатр «Ханой» на благотворительный концерт. Но добраться туда им не судилось.

- Поймали попутку - «Жигули». Один из ребят сел вперед, а мы на заднее сиденье: Майя за водителем, я - посередке и один из мальчиков справа, - вспоминала Соколова. - Водитель загляделся в сторону и на полном ходу врезался в железный столб рекламного щита. Я только успела вскрикнуть: «Что же ты делаешь?!». Когда очнулась, увидела жуткую картину: на мертвом шофере лежала Майя. В истерике я начала кричать… Видела, что вся в крови, потому что спинки обоих передних сидений лежали на мне. Потом, когда нас стали вынимать из машины, я потеряла сознание.

Соколова провела в больнице 23 дня. Ребята отделались небольшими травмами и сотрясением мозга. А Майя умерла через шесть дней, не приходя в сознание. Похоронили ее на 6-м участке кладбища «Ракитки» (Москва), рядом с супругом Петером Добиасом, которого Булгакова пережила лишь на три месяца.

Могла стать Проней Прокоповной

Мало кто знает, что в знаменитой комедии «За двумя зайцами» роль Прони Прокоповны должна была исполнять Майя Булгакова. Но в день кинопроб она, как нарочно, застряла в лифте. А когда появилась на площадке, там вовсю репетировала Маргарита Криницина. Учитывая, что мужем последней был Евгений Оноприенко (главный сценарист киностудии Довженко), роль у нашей землячки попросту увели.

«От меня уходили,  но не забывали»

В отличие от кино, где Булгакова в основном играла женщин с неустроенной судьбой, в реальной жизни у нее хватало любви. «Мужчины - такие простые создания. Иногда они от меня уходили. Но все меня помнят. Никто не забыл», - откровенничала Майя Григорьевна.

Уже на втором курсе ВГИКа она выскочила замуж за студента операторского факультета Анатолия Ниточкина, ставшего впоследствии известным кинооператором. Вскоре на свет появилась дочка Зинаида. После этого брак рухнул: Толик хотел, чтобы жена посвятила себя дому и ребенку, а Майя мечтала о кинокарьере. Так что малышку до 12 лет воспитывала в Краматорске бабушка.

Потом появился режиссер Алексей Габрилович. Они жили бурно, часто ругались. Развелись, когда Майя была беременна. Практически сразу Булгакова расписалась с Александром Суриным, сыном директора «Мосфильма». Он дал маленькой Машеньке свою фамилию, кормил ее из бутылочки, выгуливал в коляске по бульвару, пока жена строила карьеру. А спустя полтора года Майю вновь очаровал Габрилович, переудочерив Машу. Но разбитую любовь склеить так и не удалось.

В Булгакову страстно влюбился английский балетмейстер Ричард Коллинз, который был младше на 13 лет. Он называл Майю «Мадам», посвящал ей красивые стихи. Даже привез в Москву свою маму, чтобы она познакомилась с будущей невесткой. Но актриса поставила крест на романе, отказавшись уезжать с Коллинзом за границу. Даже женившись, он присылал нашей землячке письма с признаниями в любви: «Я думал, что всё пройдет, я тебя забуду. Нет, наоборот! Я хочу каждый миг быть с тобой».

Ее последнего мужчину звали Петер Добиас. Женатый австрийский бизнесмен, приехавший в Москву по делам на несколько дней, он случайно встретил Булгакову. И - всё… Петера не смущало, что возлюбленная старше на пять лет (Майе на тот момент было уже 46), что не желает покидать СССР. Он вернулся в Вену, развелся, продал бизнес и ринулся в Москву, чтобы повести в загс своего «Маюсика» (так он нежно называл Майю).

- Петер любил ее безумно, - вспоминала дочь актрисы Мария. - Никогда не спорил, не перечил. Когда мать кричала, уходил на лестницу курить или уговаривал Маюсика не сердиться. И она его любила... Его невозможно было не любить, потому что он был святой.

Летом 1994-го Петер умер, а Майя стала писать: «22 дня тебя нет. А я все жду, когда ты откроешь дверь и снова поцелуешь меня в лоб», «23 дня тебя нет. Очень скучаю. Болит всё - сердце, душа…».

Вскоре они встретились…


Андрей Кривцун.
Читайте также: