"Интердевочка": такой была евроинтеграция 25 лет назад (ФОТО)

Самые драматичные сцены этого фильма сыграл дуэт Ларисы Малеванной и Елены Яковлевой.

Ровно четверть века назад на широкие экраны Советского Союза вышла картина, ставшая правдивым и ярким отражением чаяний и страхов людей, которые вдруг оказались на сломе эпох в момент падения режима. Фильм Петра Тодоровского "Интердевочка" был лидером советского проката-1989: в течение года его посмотрели в кинотеатрах более 40 миллионов зрителей. И они смогли сквозь историю "ночной бабочки" разглядеть судьбы миллионов потерявшихся в полёте на "огонёк счастья" сограждан.

Корреспондент "Донбасса" предлагает читателям ещё раз пересмотреть картину, проводя параллели с днём сегодняшним. Ведь мы, попавшие теперь под обломки самых больших потрясений в истории независимой Украины, с печалью вынуждены вспоминать циничные, но правдивые слова героини Елены Яковлевой: если тебя хотят использовать, увы, разница только в возрасте и в цене…

Жить в постоянном вранье

Фильм достаёт до самых трепетных струн души, несмотря на, казалось бы, пикантную тематику. Да, героиня картины Таня Зайцева, работающая "сутки через трое" медсестрой, освоила, мягко говоря, непривычную для героинь советского кинематографа вторую профессию. Но ведь никак не скажешь, что фильм только о валютной проститутке, мечтающей вырваться из замкнутого круга и уехать с иностранным мужем за границу - это было бы слишком просто!

В картине есть другая простота: интердевочки, привыкшие без обиняков называть всё своими именами, ставят точные диагнозы обществу. Которое за четверть века не очень-то и изменилось: та же разруха, растерянность и ложь…

- Жить в постоянном вранье. Слышим одно. Видим другое... Я лгу. Ты знаешь, что я лгу. Я знаю, что ты знаешь... Но я продолжаю лгать, а ты делаешь вид, что мне веришь! Что само по себе тоже ложь... И так повсюду. Во всём. Надоело! - восклицает героиня, простыми словами объясняя, почему так легко может разрушаться то, что построено на узаконенном обмане, страхе и тоталитарном подчинении.

Атмосфера постоянного обмана, от которого хочется бежать, но - куда от себя-то? Не так ли и мы чувствуем себя в потоках нынешних локальных и всеобщих информационных войн? Но страшнее даже не это, а спокойное восприятие лжи: так привычнее, так положено…

И бедный может быть счастливым

Слышать эту фразу от представительниц древнейшей профессии, казалось бы, нелогично: в "Интердевочке" чётко показано, что все они, и коренные, и приезжие, устремлены к одной и той же честной цели - быть богатыми. И если во времена перестроечные данные меркантильные устремления, по мнению многих, открыто могли выражать только настоящие путаны, то в наше прагматичное время это прописные истины, которым обучаются с пелёнок.

Если абстрагироваться от способа зарабатывания денег, то перед нами люди, жизнь которых не входит в колею большинства, потому что они хотят красиво и хорошо жить, радоваться, не боясь ничего, быть счастливыми. А счастья нет… И заработанные любой ценой деньги, к сожалению, его не приближают…

Усталость от бесконечной погони за средствами к существованию понятна большинству современных украинцев: жизнь проходит, с возрастом возможностей "крутиться" всё меньше, а стабильность так и не настаёт. В образном преломлении кинематографа - как раз об этом история опытной проститутки Зины, которую блестяще сыграла Любовь Полищук. Разбитная и, казалось бы, неуязвимая, она хохочет и шутит в отделении милиции, поучает "младшую коллегу". Но потом с радостью, лёгким отвращением и тихой безысходностью, завидев на горизонте итальянца, снявшего её на десять дней, говорит:

- "Кошелёк" мой пилит… Это я так, хорохорюсь… Кому я нужна на пятом десятке? - тоскливый взгляд Зины больно врезается в память зрителя. Как и неожиданная фраза: "Нельзя требовать от жизни слишком много: и бедный может быть счастливым".

Трагическая ошибка эмиграции

Но самой резкой нотой звучит в фильме тема поиска счастья. В представлении выглянувшего из-за железного занавеса советского человека оно, сытое и спокойное, непременно ждало там, за горизонтом родины. На фоне бытовых неурядиц, неустроенности, нивелирования нравственных ориентиров у нас жизнь за рубежом казалась стабильной и уютной. С наивной верой в то, что за границей (в Европе ли, в России ли) нам будет всенепременно лучше, мы не расстались и по сей день. Тем более, если путь на чужбину труден. Помните, как Таня Зайцева, прошедшая все круги ада, пытаясь оформить документы для выезда вместе с мужем в Швецию, уверяла, что в стремлении к счастью никакая ностальгия не помеха:

- Когда Куприн и Вертинский вернулись на родину, они до конца жизни свою эмиграцию считали трагической ошибкой.

- Сравнила! Если бы они прошли моё оформление на выезд, я ещё не знаю, вернулись бы они или нет.

Да, Тане повезло больше, чем коллегам-интердевочкам: она встретила иностранца, который полюбил её, предложил выйти замуж. И она поспешила за счастьем. Любыми способами, правдами и неправдами, лишь бы оставить тот город, где тебя все знают и всё о тебе знают… Лишь бы оставить ту страну, в которой ты - на уровне обслуги, если живёшь как честный человек. А что говорить о проститутках?

Но дорогие шмотки и уютный быт быстро надоедают, её мучает тоска по маме и родному городу. Шведский Ларсон любит жену и многое ей прощает. Вот только он, со своим европейским подходом, никогда не сможет понять Танечку, готовую первого встречного земляка привести в дом, напоить и накормить, как лучшего друга. Да и европейские друзья не упускают возможности при удобном случае напомнить, кем она была в прошлой жизни, пытаясь использовать "по назначению".

Возможно, это лишь мнение, но фильм - не только о том, что "хорошо там, где нас нет", но и о том, кто мы на самом деле есть, что нам на самом деле нужно и как трудно и долго порой мы идём к ответам на эти вопросы. А как иначе?

В "Интердевочке" снялась целая плеяда знаменитых советских актёров:

Зиновий Гердт,

Зиновий Гердт,

Любовь Полищук,

Любовь Полищук,

Всеволод Шиловский,

Всеволод Шиловский,

Ингеборга Дапкунайте и Ирина Розанова.

Ингеборга Дапкунайте и Ирина Розанова.

Может, хватит над нами издеваться?

О том, как она попала в картину прославленного Петра Тодоровского, Елена Яковлева рассказала в Киеве в феврале этого года во время встречи со зрителями, которую сама попросила назвать "Откровенный раз-говор":

 - Меня пригласили на пробы после множества актрис. Так получилось, что в ожидании своей очереди я просидела в павильоне весь день, наблюдая, как Лариса Малеванная, игравшая мать Тани, раз за разом выдавала колоссальные эмоции для пробы той или иной актрисы. Когда же актрисы закончились и обратили внимание на меня, Тодоровский воскликнул: "О боже, ещё эта! Ну, раз с утра сидишь, давай попробуем. Только покороче, сократимся". И объяснил, что в тот самый момент, когда Лариса простирает ко мне руки со словами "Доченька, не уезжай от меня!", я должна попытаться сдержать слёзы, а выдавив из себя коронное "Мама, я не от тебя уезжаю, я от себя уезжаю", развернуться с чемоданом и спиной "показывать отчаянье". Я, так и не услышав "Стоп", разревелась спиной к камере… от жалости к себе, мол, не сыграть мне у Тодоровского! Потом повернулась к маме, а она опять со слезами: "Доченька!.." - и дальше по тексту. Ну, я и сыграла тот же эпизод - другой фразы мне никто и не говорил, но уже со слезами на глазах. А Малеванная не унимается: тянет ко мне свои руки (тоже не слышит команды "Стоп!"). Мы обнялись с ней, вытираем друг другу слёзы, шепчем что-то. Трижды уже отыграли положенное… А потом обе стали и как закричим, всхлипывая от слёз, в тот угол, откуда из-за софитов нам не было видно Тодоровского: "Может, хватит над нами издеваться?" А он, засмотревшись на душераздирающую сцену, оттуда: "Ой, точно, стоп!"…

Два финала одной драмы

Режиссёр планировал снять в картине финал, отличающийся от трагической концовки повести. Однако, как утверждает Тодоровский, ему пришлось оставить финал с гибелью главной героини по настоянию кинематографического руководства.

Для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал - героиня не погибает, а уезжает на машине в неизвестность. Впрочем, в прокат этот вариант так и не попал, шведский партнёр "Мосфильма" обанкротился.


Елизавета Гончарова.
Читайте также: