Вместе с единственной любовью Караченцов обрёл вторую жизнь

Людмила ПОРГИНА и Николай КАРАЧЕНЦОВ в октябре 2014-го на премьере фильма «Белые росы. Возвращение».

Он познал взлёт и падение, смерть и воскрешение. А главное - ЛЮБОВЬ, которая помогла преодолеть тяжелейшую катастрофу (в ночь на 28 февраля 2005 года на обледенелой дороге Мичуринского проспекта в Москве автомобиль Volkswagen Passat, которым управлял взволнованный известием о смерти тёщи Николай Караченцов, попал в аварию; артист получил ужасные травмы, был в коме почти месяц). «Я думаю, Бог послал мне это, чтобы очистить мою душу и дать понять, что такое жизнь без фанфар. Трагедия взяла меня за шкирку, встряхнула, заставила задуматься. Я понял: КАЖДАЯ МИНУТА БЕСЦЕННА!» - признаётся Николай Караченцов, которому 27 октября исполнилось 70 лет.

Жизнь первая: театр

«Мой Бог - театр. Это и мой дом, и лаборатория, и ежевечерняя возможность совершенствовать себя в профессии», - уверял Караченцов.

В 1967 году Николай, с отличием окончивший Школу-студию МХАТ, пришёл в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991-го - «Ленком»), на сцене которого выступал вплоть до роковой катастрофы. Он играл в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты», «Чешском фото», «…sorry», «Шуте Балакиреве». Но звёздными ролями стали Тиль Уленшпигель в спектакле «Тиль», а также граф Резанов (роль писалась специально «под Караченцова») в рок-опере «Юнона и Авось», которая с успехом идёт на сцене «Ленкома» с 1981 года по сей день.

«Видимо, звёзды так встали в момент рождения «Юноны», и Бог на секунду поцеловал каждого из создателей: режиссёра Марка Захарова, поэта Андрея Вознесенского, композитора Алексея Рыбникова, ведущего солиста Большого театра Владимира Васильева, поставившего танцы... Каждый со своей стороны выдал нечто безумно талантливое, - отмечал Караченцов. - Вспоминаешь, что творилось со зрителями: чума, сумасшествие! Всё, происходящее в этом спектакле, было неожиданностью: Театр Ленинского комсомола и… жанр рок-оперы, молитвы со сцены».

История любви русского графа-путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Калифорнии Кончиты, показанная в столь необычной манере, с потрясающими песнями (одни только «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» чего стоят!) «взорвала» не только Москву, но и весь мир. «Юнону и Авось» с аншлагами показывали в Париже, Нью-Йорке...

«Коля бессменно играл в этом спектакле двадцать три года. Образ его героя на протяжении этих лет, конечно, менялся. Он играл уже умудрённого опытом Резанова, не был теперь таким пылким, куда-то рвущимся, как в начале. Но от этого не потерялась притягательность образа. Он стал более мудрым, - делится ангел-хранитель Караченцева, его жена Людмила Поргина. - Спектакль, который идёт сейчас, уже не тот... Да, музыка замечательная, декорации - гениальные. Но взрыва атомного не происходит! И это не вопрос к тем, кто играет Резанова (Диме Певцову или Вите Ракову) - у них другая психика, другое обаяние. Просто «Юнона» и «Авось» был во многом рождён Колей, сделан на его энергетике. Он выходил, становился - и все: «А-а-а!» И французы, и американцы сходили с ума».

Жизнь вторая: кино

В кино Караченцов начал сниматься с 1967 года, однако известность к нему на этом поприще пришла лишь восемь лет спустя, когда сыграл Владимира Бусыгина в драме «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова. «Эта картина мне невероятно дорога, - признавался актёр. - И не только потому, что она получилась (благодаря ей я стал известен не театральному, причём большей частью московскому зрителю, а самому массовому). Дело ещё и в том, что такой потрясающей атмосферы на съёмочной площадке я потом не встречал. Леонов со мной, Мишей Боярским, Светой Крючковой, возился, как настоящий папа. Мы очень сдружились во время съёмок. Евгений Павлович нас, оборванцев, даже немного подкармливал».

Потом были эпизодические, но очень яркие роли преступника Урри в детском фильме «Приключения Электроника», маркиза Рикардо в «Собаке на сене» (все помнят его чудо-серенаду: «Венец творенья, дивная Диана»), пирата по прозвищу Чёрный Пёс в «Острове сокровищ».

«Для меня особое значение имеет картина «Человек с бульвара Капуцинов», где я сыграл ковбоя Билли Кинга, - рассказывал Караченцов. - Её посмотрели и продолжают смотреть миллионы людей, тысячи цитируют: «Билли, это был мой бифштекс…» Это - моя первая работа у Аллы Суриковой. Потом снимался у неё в фильмах «Две стрелы», «Чудаки», в сериале «Идеальная пара». В «Человеке с бульвара Купционов» Сурикова собрала мощнейшую команду каскадёров. Что они вытворяли, соревнуясь друг с другом!»

Он хорош был как в полном метре, так и в сериалах («Тайны дворцовых переворотов», «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», «Петербургские тайны»). Последней на данный момент ролью Караченцова стал Василий Ходас в картине «Белые росы. Возвращение». Премьера продолжения любимой многими ленты «Белые росы» (1983) состоялась в этом месяце в минском кинотеатре «Октябрь».

«Это его первая работа в кино после автокатастрофы. В фильме Коля сыграл маленький эпизод, потому что тут история уже дочки его героя, Галины. В кадре он сказал буквально две фразы: «Я пришёл к тебе. Я вернулся». В конце фильма народ в зале стоя аплодировал. Люди плакали, закидывая Колю цветами», - уверяет Людмила Поргина.

Жизнь третья: песни

Караченцов не только сам выполнял трюки и прекрасно танцевал, но ещё и замечательно пел (в кино, на сцене театра, записал несколько дисков) голосом весьма своеобразным - высоким и резким в молодости, с возрастом снизившим тембр и приобретшим этакую вальяжную хрипотцу (сказались постоянные перенапряжение и курение).

Первым ему предложил запеть композитор Геннадий Гладков. Сначала в спектакле «Тиль», потом в фильме «Собака на сене», к которым написал музыку. А там - пошло-поехало. В общей сложности Караченцов исполнил около 200 песен.

«У Коли было много учителей, - делится супруга артиста. - Он всегда гордился, что ему довелось поработать с лучшими композиторами страны. Среди них были  Максим Дунаевский, Владимир Быстряков, Лора Квинт. Его никогда не интересовали всякие там «ля-ля, тополя», разные там «юбочки из плюша»… Главным для него был критерий: «Что я могу сказать этой песней? Что я могу выразить? А если не могу, то и зачем петь?!»

Караченцов подарил свой голос главному герою прекрасного мультфильма «Пёс в сапогах», Псу-гасконцу, а также озвучил многие кинороли, сыгранные французским актёром Жан-Полем Бельмондо.

Жизнь четвёртая: любовь

Судьбоносная встреча Караченцова и Поргиной, которая младше любимого на пять лет, случилась в «Ленкоме», куда она, блестяще окончившая школу-студию МХАТ, пришла позже Николая.

Людмила Андреевна вспоминает, как смотрела спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже», где ей предстояло играть, и увидела, что на сцену вслед за Збруевым «выходит нечто лохматое, косматое, два огромных горящих глаза, пластика совершенно необыкновенная, обаяние невероятное». «Надо мной висела огромная люстра в стиле модерн. Я посмотрела на неё, когда начался второй акт, а она темнеет медленно-медленно, и подумала: если этот косматый не будет моим мужем, то лучше повеситься на этой люстре, иначе вся дальнейшая жизнь бессмысленна, - откровенничает Поргина. - Где-то в подкорке у меня всегда сидел образ моего мужчины. Никто же не скажет, что Коля красавец, что я упала от его неземной красоты. Но что-то такое от него исходило там, на сцене, что я всем своим нутром почувствовала, сидя в зале... В 1973 году мы встретились, а женился он на мне спустя два года».

Для него это был первый брак, для неё - третий (первый муж Людмилы - актёр Михаил Поляк, второй, которого она оставила ради Караченцова, - каскадёр Виктор Корзун). «Женились мы без помпы, регистрировали брак не в знаменитом Дворце в Грибоедовском переулке, а на Ленинском проспекте в обычном загсе, - вспоминает Николай Петрович. - И свадьба была скромная, не в ресторане, а дома. Пришли мои друзья и Людкины подруги, её родители и моя мама. Вот и все гости».

В 1978-м родился их единственный ребёнок - сын Андрей. Он и невестка Ирина подарили родителями внука Петра (ему 12) и внучку Янину (ей девять лет).

Жизнь пятая: после аварии

Чуть менее десяти лет назад автокатастрофа, в которую попал не пристегнувшийся и превысивший допустимую скорость Караченцов, разделила его жизнь на «до» и «после».

«Никогда не забуду, как в больнице увидела каталку, а в ней разрезанную одежду Коли: джинсы, свитер, ботинки - всё в крови, - вспоминает Поргина. - Травма у мужа оказалась ужасная: череп расколот, как разбитое яйцо, голова вся в трещинах, да ещё и переломы носа, челюсти. Плюс пробоина с правой стороны виска».

Трепанация черепа, операция на головном мозге, 26 дней комы. Долгий процесс восстановления: Центр патологии речи и нейрореабилитации, различные методики, масса лекарств.... Уже в августе он, потерявший 30 кг, с дыркой в черепе едва затянутой кожей, еле стоящий на ногах, венчался с любимой.

В мае 2007 года актёр смог подняться на сцену, показавшись зрителям во время гала-концерта «Звёзды сошли с небес…», на котором была презентация дисков с песнями из его репертуара. Однако речь Караченцова не восстановилась, выглядел он неважно... Начались новые курсы лечения - в Израиле, в Китае. Помогали благотворительные фонды, друзья, поклонники. Бой за любимого Порогина продолжает до сих пор.

«Просто жить - это тоже работа для Коли: преодолевать свои физические слабости, двигаться. Он не может играть на сцене, но идёт в театр смотреть новые спектакли, посещает кинопремьеры, следит, как завороженно внуки наблюдают за ареной в цирке, - рассказывает Людмила Андреевна. - Я боролась за его жизнь, за наше счастье. Без Коли всё теряло для меня смысл… Сегодня муж каждые полчаса признаётся мне: «Я люблю тебя, и ты самый дорогой мне человек».

«Это - правда, - подтверждает Караченцов. - Я не успевал раньше говорить Люде это. А сейчас считаю: близким нужно постоянно признаваться в любви и молиться за них».


Андрей ПИТОНОВ
Читайте также: