«Любовь и голуби»: тайны создания любимого фильма

Александр МИХАЙЛОВ с теплом вспоминает работу с голубями: "Они у нас были замечательные. Настолько ко мне привязались - что хотели то и делали. Привезли мы их из Москвы, часть из них была дрессированная - не боялись ни меня, ни камеры".

30 лет назад, 7 января 1985-го, увидел свет один из самых светлых фильмов - «Любовь и голуби». Казалось бы, незатейливый сюжет о том, как работник леспромхоза ушёл от жены и троих детей после того, как с ним приключился курортный роман с городской интеллигентной дамочкой (потом, правда, вернулся, хоть и не без труда), зацепил каждого. Уж больно живо оказались выписаны персонажи истории, которая и сейчас пользуется огромной популярностью. Сегодня «Донбасс» расскажет о том, как создавалась эта чудесная лента.

 

Герои взяты из жизни

 

Всё началось с пьесы «Любовь и голуби», которую написал театральный актёр Владимир Гуркин. В основе её - реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора, в городе Черемхово (Иркутская область), где в июне 2010-го похоронили самого Владимира Павловича, скончавшегося от рака лёгкого.

По словам Гуркина, работая над пьесой, он собирался дать главным её героям другую фамилию. Но забыл, оставив всё, как есть, из-за чего Кузякины на него даже обиделись. Характеры Васи и Нади автор списал со своих родителей, дядю Митю - с деда, бабу Шуру - с родной сестры своей бабушки. Есть прототип и у «фифы» Раисы Захаровны, однако создатель пьесы отказывался его называть, уточняя лишь, что «сейчас она очень известный человек в Иркутске».

Голуби тоже появились не случайно. Одно время в доме Гуркиных жил его дядя, который, хоть и разводил «птиц мира», но сам был редкостным забиякой. Когда его посадили за драку на два года, ухаживать за голубями пришлось Володе.

А годы спустя его тёзка, режиссёр Владимир Меньшов, успевший получить «Оскар» за ленту «Москва слезам не верит», увидев в театре «Современник» пьесу «Любовь и голуби», загорелся идеей снять по ней фильм. «Не так уж часто это со мной случается в театре, но я смеялся, плакал», - вспоминал Меньшов.

 

«Сибирскую деревню» нашли в Карелии

 

«Вместе с Меньшовым в 1982 году мы ездили выбирать «натуру». Проехали по многим деревням и посёлкам вдоль Транссиба от Иркутска до Черемхово, - вспоминал Гуркин. - Меньшов поражался увиденной разрухе и говорил: «Если мы здесь будем снимать, люди не поверят, что так можно жить. Это словно 1914 год!» Правда, когда удалялись от железной дроги в глубь тайги, встречали симпатичные деревни. Но тамошнее энергоснабжение не выдержало бы нагрузки, если бы пришлось подключать всю необходимую для съёмок аппаратуру».

В итоге «сибирскую деревню», где, по сценарию, всё происходит, нашли за тысячи км от Черемхово - в Карелии, в Медвежьегорске.

 

Режиссёр Владимир МЕНЬШОВ у памятника «Любовь и голуби», который появился Черемхово в 2011 году.

 

«Мне хотелось холмов каких-то, пригорков... И в Медвежьегорск мы поехали просто потому, что в названии «горск» - может, там гора какая-нибудь есть? Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке Кумса увидели чудесный дворик, - рассказывал Меньшов. - Уже потом договорились с хозяевами, замостили всё деревом, как в Сибири, пристроили веранду и построили голубятню».

Все три месяца, пока шли съёмки, хозяева продолжали ухаживать за скотиной, окучивать грядки, солить огурцы. К сожалению, дом на улице Нижняя, где снимался фильм, был снесён после пожара в 2011 году. Теперь на его месте - новый коттедж. Нет и площадки, на которой герои ленты танцевали кадриль и выясняли отношения - её разобрали на доски для сараев да на дрова.

 

Юрский мог стать Васей, а Полищук - Надей

 

На роль Василия Кузякина пробовались Борис Сморчков, ранее сыгравший Николая в картине Меньшова «Москва слезам не верит» и Виктор Борцов («И снова Анискин», «Покровские ворота»). Но пробы их оказались неубедительными. Даже блистательный Сергей Юрский не смог органично вписаться в этот образ. И слава богу! Ведь в итоге он великолепно перевоплотился в дядю Митю. А Васю сыграл Александр Михайлов - забайкальский сибиряк, говор и жесты которого прекрасно ложились на образ.

«С Ниной Дорошиной, которая играла Надю в «Современнике», я практически не репетировал на площадке, - уверяет Меньшов. - Она пришла из театра с готовым рисунком роли. А знаменитую сцену истерики сыграла один в один, как в театре. Хотя на роль Нади я всё же пробовал Любовь Полищук, предполагая, что Дорошина может отказаться «входить в одну воду» дважды. Полищук могла бы быть интересной в этой роли. Но получилась бы уже другая Надя».

Кстати, Дорошина оказалась старше всех съёмочной площадке. Ей на момент съёмок было около пятидесяти, тогда как Наталье Теняковой, перевоплотившейся стараниями гримёров в бабу Шуру, на десять лет меньше. А реальному мужу Натальи, Сергею Юрскому, который стал её киносупругом Митей, было всего 48. «Я очень рассчитывал, что деда Митю сыграет Олег Табаков. И он согласился. Но тут в его жизни возникла картина «Мэри Поппинс, до свидания!», и роль мисс Эндрю показалась ему более интересной», - вспоминает Меньшов. Зато благодаря Юрскому мы получили похожего на воробья, смешного и трогательного деревенского дедка, любящего «заложить за воротник».

Пробу Натальи Кустинской («Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию») на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. А Татьяну Доронину («Три тополя на Плющихе», «Ещё раз про любовь»), которую Меньшов было утвердил, вытеснила более яркая Людмила Гурченко. «Мы уже снимали, когда я дал телеграмму Людмиле Марковне. Она только-только стала народной артисткой и отдыхала в Пицунде. Гурченко была тогда на самом взлёте своей новой карьеры. И то, что она согласилась сыграть эту роль (в общем, не главную), уже было подарком. Работать с ней чрезвычайно интересно, потому что и с юмором всё в порядке, и ответственность громадная, - отмечает режиссёр. - Кстати, большинство сцен с Раисой Захаровной придумал я. В комедии Гуркина у неё небольшая роль в одной сцене, когда она приходит к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась. Мои помощники ходили за ней и записывали. Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны».

 

Михайлов дрался с водолазами

 

О том, что происходило за кадром, можно снимать отдельное кино. Наиболее экстремальной оказалась сцена курортного купания Раисы Захаровны и Василия. Снимали её в Батуми, но в далеко не тёплом ноябре, когда температура воды составляла всего 14 градусов.

«Люся с трудом держалась на воде. А отдыхающих сыграли пиротехники и осветители - им добавляли денег, они раздевались и героически плавали, создавая видимость курортного периода», - рассказывал Александр Михайлов.

Во время съёмок эпизода, когда Василий выпадает из дверей своего дома в море, Михайлов чуть не погиб. Снимали так: актёр падал с пирса, под водой его раздевали водолазы, и он выныривал рядом с Гурченко уже в одних трусах. Первый дубль не понравился режиссёру. Во время второго под водой возникли проблемы со снятием галстука. Водолазы не пускали исполнителя роли Кузякина на поверхность, пытаясь до конца раздеть. А он буквально сражался за свою жизнь. «Одному в челюсть заехал, второго под дых лягнул, - делится Александр. - И выплываю почти, а меня второй водолаз назад за ногу потянул. И если бы не нож, которым разрезали не поддающийся галстук, может, я там, под водой, и остался бы». В фильм вошёл третий дубль, в котором фигурирует тот самый подлый галстук, сшитый из двух половинок на скорую руку.

Меньшов мечтал ввести в картину танцы. Ставить кадриль приехал балетмейстер Театра на Таганке. Для участия в съёмках три пары из народного танцевального ансамбля профтехобразования «Руна». Но когда создатель фильма увидел бабушек и дедушек из Шелтозёрского фольклорного коллектива, все вопросы были сняты. «Посмотрели мы, как они танцуют, и поняли - это именно то, что нужно. Никакого блеска городского, всё народное», - вспоминает режиссёр.

Финал картины, когда все действующие лица стоят на крыше, снимали «на нерве». «Собрать всех актёров в кадре у нас получилось лишь на 20 минут, - рассказывал Меньшов. - Дорошину везли на съёмку в вертолёте. Там же и загримировали. А Михайлов через 20 минут должен был улетать в Москву. Это в фильме они все стоят спокойные, улыбаются, смотрят в камеру. А на самом деле я помню это паническое состояние у всех, кто был в кадре!»

 

Антиалкогольная «засада»

 

Фильму здоров не повезло - он попал в разгар антиалкогольной кампании. Почти год его не выпускали на экраны, замучили цензурными придирками. Требовали сократить количество выпивок, сцены с героями Юрского и Гурченко, танцы...

«Тогда даже из «Чапаева» изымали сцены с бутылкой. А я отказался и был отстранён от проекта, - вспоминает Меньшов. - Назначили другого режиссёра для перемонтажа. Но лента после всех правок откровенно «сыпалась». Так что меня вернули, и я почти всё отстоял. Кроме одной сцены на пристани. Помните, когда герои оставляют недопитое пиво, подходит мужик и начинает пить? На этом кадр заканчивается, хотя изначально сцена длилась минуту. Мы нашли местного жителя, который за это время с первого дубля легко выпил шесть литровых кружек».

Из-за препирательств с чиновниками фильм вышел с опозданием, без рекламы, «пролетел» мимо практически всех фестивалей (лишь в Испании успел взять «Золотую ладью»).

Но зритель сумел рассмотреть настоящее КИНО. И до сих пор мы не можем оторваться, если вдруг, переключая каналы, попадаем на «Любовь и голуби».

 

«Людк, а Людк!»

Многие фразы из фильма стали крылатыми. И полетели в народ, как в небо - голуби, которых так любил Василий Кузякин. Вот лишь некоторые перлы:

- Извините, граждане, что помешал вам деньги прятать!


- Кака любовь?!

- Така любовь!


- Ах ты, сучка ты крашена!

- Почему же крашена? Это мой натуральный цвет.


- Зараза! «Людк, а Людк!» Тьфу! Деревня!


- Инфаркт микарда! Вот такой рубец! Вскрытие показало.


- Как яму не стыдно поросёнку?!.. Кабель!.. Ой! Горе то како! Лёньк, поросятам дал?!..


- Ты идёшь к этой горгоне?

- Не, я к жене.


- Что характерно - любили друг друга.

 


Андрей ПИТОНОВ
Читайте также: