Любовные мотивы папы Буратино

Юный Алексей с Юлией.

130 лет назад появился на свет Алексей Толстой, подаривший нам такие шедевры, как «Пётр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Хождение по мукам», «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его «Графу Калиостро» снят любимый многими фильм «Формула любви». Впрочем, разгадать эту формулу сам Алексей Николаевич - урождённый граф, умудрившийся стать лауреатом трёх Сталинских премий первой степени, возглавлять Союз писателей СССР, - так и не смог.

Актриса-медичка Юля

«Я рано женился - девятнадцати лет, - на студентке-медичке, и мы прожили вместе обычной студенческой рабочей жизнью до конца 1906 года», - писал Толстой в автобиографии. Юлию Рожанскую, дочь коллежского советника, 17-летний Алексей впервые увидел, заглянув как-то на репетицию любительского драмтеатра в Самаре, куда переехал с матерью из Сызрани, дабы продолжить учёбу в местном реальном училище.

Исполнительница главной роли пленила юношу. Он зачастил в театр, сам стал играть там. Даже написал для Юли, которая была старше на три года, водевиль «Путешествие на Северный полюс». А потом и стихи. Они стали встречаться, вместе поехали поступать в Петербург: Толстой - в технологический институт, Рожанская - в медицинский.

Летом 1902 года они венчались. Юля уже была беременна. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Новороссийск и Севастополь. В январе 1903 года у Толстых родился сын Юра. Малыш часто жил у бабушек - то в Самаре, то в Казани, что позволяло молодым спокойно учиться. К тому же по стране уже гуляли ветры революции, так что обстановка в Питере была накалённой. Настолько, что Алексей отбыл для продолжения учебы в Дрезден к своему товарищу - сокурснику по институту. В Германии весной 1906-го будущий писатель и нашёл новую любовь.

Художница-танцовщица Софья

Софья Дымшиц.

Софья Дымшиц.

Иудейка Софья Дымшиц, оставив в Берне нелюбимого мужа, перебралась в Дрезден, к брату Леону. Он-то, учившийся вместе с Толстым в местном политехе, их и познакомил. Темноглазая свободолюбивая красавица вскружила Алексею голову настолько, что он признался другу: «Знаешь, Леон, если мне когда-нибудь придётся жениться вторично, то моей женой будет твоя сестра». Так оно и случилось, но уже в Петербурге, где Софья поступила в школу художника Егорова.

Случайная встреча на углу Невского и Пушкинской… Огонёк радости в его глазах, искорки - в её. Приходы Толстого в гости - как с женой, так и без… Нескрываемые ухаживания. Родители Дымшиц запретили ей принимать Алексея. Но остановить несущийся с горы поезд чувств уже ничего не могло.

Весной 1907 года Толстой пришёл в школу Егорова и, оставшись наедине с любимой, сделал ей предложение. Она-то была не против, но как быть с семейным положением Алексея Николаевича?  И он стал рушить прошлое. Бросил институт, навсегда распрощавшись с инженерным будущим. Оставил супругу. «Если ты окончательно решил отдаться искусству, то Софья Исааковна тебе больше подходит», - признала та… Последняя ниточка между ними оборвалась со смертью пятилетнего сына в мае 1908-го. А в 1910-м пара получила разрешение на развод. К тому времени Толстой уже три года жил с другой…

Они с Софьей гремели на весь культурный мир - сперва Питера, а потом и Москвы, куда перебрались в 1912-м с годовалой дочкой Марианной. Толстой писал стихи, содействовал появлению в городе на Неве знаменитого артистического кабаре «Бродячая собака». Его красавица-жена творила картины и танцевала в скандальном спектакле «Ночные пляски», роли в котором исполняли поэты и художники, а режиссёром был Мейерхольд. Софья и Алексей были слишком яркими, непрогибчивыми друг под друга. Разрыв казался делом времени… И произошёл в 1914 году, после начала Первой мировой войны. К тому времени Толстого уже связывали романтические отношения с поэтессой Натальей Крандиевской.

Поэтесса Наталья

Наталья Крандиевская.

Наталья Крандиевская.

Ещё в 1906-м, послушав стихи Алексея Толстого, модная тогда молодая поэтесса Наталья Крандиевская, жена известного петербургского адвоката, вынесла суровый вердикт: «С такой фамилией можно и лучше». Могла ли она тогда предположить, что годы спустя не только станет Толстой, но и забросит творчество, сделавшись секретарём обожаемого Алексея Николаевича?

Судьба их сводила не раз, в том числе в студии, где занималась Софья. К 1914 году Алексей и Наталья были уже добрыми друзьями. До любви оставалось совсем чуть-чуть. Но - война… Он ушёл на фронт военным корреспондентом. Она стала медсестрой в госпитале. Пройдя эти ужасы, а также кошмары разводов, упали друг другу в объятия. А в окно уже стучала революция. В Париж они эмигрировали из Одессы, с сыном Крандиевской от первого брака, а также совместным ребёнком. Тем самым, которому посвящена замечательная повесть Алексея Николаевича «Детство Никиты». Позже появится ещё и Дмитрий…

Ни одна из супруг не отдавала себя Толстому настолько без остатка, как Наталья. Она стала его редактором, первым слушателем, шила, чем спасала семью от голода. И поддерживала во всём. В том числе в решении вернуться в Россию.

На родине графа-писателя встретили с почестями. Такой «возвращенец» был нужен для статуса. К тому же он мог воспеть «романтику революции» (что частично сделал в «Хождении по мукам», где в образе Кати Рощиной легко угадывается Крандиевская). Толстого осыпали почестями, он зажил на широкую ногу. И однажды просто выбросил из своей жизни женщину, так много для него сделавшую.

«Я пригласила секретаршу Людмилу Баршеву… И в две недели она заняла моё место в сердце Толстого и в моей постели. Что ж, есть жестокий закон любви: ты стар - ты проиграл, ты молод - значит, ты выигрываешь, - делилась позже Наталья. - Я изнемогала. Я запустила дела и хозяйство. Я спрашивала себя: «Если притупляется с годами жажда физического насыщения, где же всё остальное? Где эта готика любви, которую мы с упорством маниаков громоздим столько лет?  Неужели всё рухнуло, всё строилось на песке?  Я спрашивала в тоске: «Скажи, куда же всё подевалось?» Он отвечал устало и цинично: «А чёрт его знает, куда всё девается. Почём я знаю?»

И всё же она любила его всегда. Даже после того, как предавший её супруг начал мелочно делить вещи (перечислял ей в письме стулья, кресла, картины, сервиз, которые хотел бы оставить себе), когда легко забыл…

«Родинка у сына на спине

На твою предательски

                             похожа.

Эту память ты оставил

                                  мне,

Эта память сердце

                  мне тревожит.

Родинка! Такая ерунда.

Пятнышко запёкшееся

                               крови.

Больше не осталось и следа

От былого пиршества

                          любови», -

писала Крандиевская. Она снова ожила как поэт после разлуки с Толстым - и стихи у неё просто замечательные! Пронзительные, чистые, правдивые. В том числе о блокаде, которую эта удивительная женщина пережила в Ленинграде. К сожалению, издавать произведения Натальи Васильевны стали спустя много лет после её смерти, случившейся в 1963 году.

Кстати, обе её внучки - Наталья и Татьяна Толстые - посвятили себя литературе. А правнуками Крандиевской являются известный российский дизайнер Артемий Лебедев и фотограф Алексей Лебедев.

Весёлая Людмила

Алексей Толстой с последней супругой - Людмилой.

Алексей Толстой с последней супругой - Людмилой.

В 1935 году, будучи знаменитым, богатым 53-летним мужчиной, Толстой бросает 47-летнюю Наталью ради Людмилы Баршевой (ей 29). «Умная, талантливая, весёлая (это очень важно - весёлая!), Мика, клянусь вам, в вас я первый в моей жизни раз полюбил человека… Теперь вся Москва знает, что ты моя будущая жена - я сказал об этом вчера в ЦК партии», - пишет он ей. Конечно, она соглашается. Как тут устоишь?

Людмила (между прочим, дочь наркома Крестинского) стала свидетельницей окончательного триумфа Толстого. При ней он - депутат Верховного Совета, член Комиссии по установлению окончательного текста Конституции, председатель секции литературы Комитета по Сталинским премиям, награждён орденами Ленина и «Знак Почёта».

Последней жене Алексей Николаевич посвятил и своё последнее произведение - драматическую повесть «Иван Грозный». Её фамилия как соавтора-сценариста стоит в титрах старого чёрно-белого фильма «Золотой ключик». Она же вдохновляла супруга на работу над «Петром Первым». А когда 23 февраля 1945 года писателя доконала саркома лёгких, Людмила Ильинична сохранила для потомков рабочий кабинет, библиотеку и архив Толстого.

Осенью 1980 года на её квартиру был совершён вооружённый налёт. Грабителей быстро разыскали, похищенное вернули, однако вдову писателя это подкосило. Детей у неё не было, так что ухаживали за последней любовью Толстого престарелая домработница и шофёр со своей женой и дочерью. Им она и завещала свою дачу на Николиной горе, машину, часть мебели, немалые денежные средства. С детьми Алексея Николаевича от предыдущих браков Людмила Ильинична, мягко говоря, не дружила. И те не получили ничего.

В ноябре 1982 года, незадолго до 100-летия со дня рождения знаменитого супруга, её похоронили на Новодевичьем кладбище, напротив могилы Толстого.


Андрей Питонов.
Читайте также: