Рынки "отстегивают" в городской бюджет кругленькие суммы (данные по регионам)

Рынки "отстегивают" в городской бюджет кругленькие суммы (данные по регионам)

По итогам трех кварталов 2009 года все областные центры получили в общем 211,2 млн. грн. рыночного сбора. Наибольшие суммы перечисляют в местные бюджеты городские рынки Харькова, Киева, Хмельницкого, Черновцов и Одессы. Во всех этих городах работают рынки, которые славятся на всю страну и привлекают покупателей со всех регионов.

Например, Харьков за 9 месяцев этого года получил около 34 млн. грн. рыночного сбора. Большую часть этой суммы обеспечил рынок «Барабашово». Он наряду с одесским рынком «Аванград» (более известен как «7-й километр») и черновицким Калиновским рынком вошел в ТОП-50 крупнейших рынков мира.

Все опрошенные представители местных исполкомов высказались против отмены рыночного сбора. Логика местных властей вполне понятна. Рыночный сбор остается одним из немногих налогов, которые поступают непосредственно в городской бюджет. Во многих населенных пунктах это крупнейший локальный сбор. Если его отменят, то не факт, что образовавшаяся дыра в бюджете будет компенсирована из госбюджета.

Мэрии рапортуют о поступлениях

То, насколько важным для местного бюджета может быть рыночный сбор, видно на примере Харькова. За 9 месяцев текущего года местных налогов и сборов собрано 39,8 млн. грн. Из указанной суммы более 30 млн. грн. — поступления от рыночного сбора. В исполкоме жалуются, что из-за решений центральных властей доходная часть городского бюджета по результатам 9 месяцев уже недополучила 22,5 млн. грн. Из-за запрета игорного бизнеса объемы поступлений за торговый патент снизились в 3,4 раза — с 31,8 млн. грн. до 9,3 млн. грн.

Схожая ситуация и в Ивано-Франковске. По словам начальника отдела доходов финансового управления Ивано-Франковского исполкома Галины Яцкив, на долю рыночного сбора приходится более 60% всех местных налогов. «Перед тем как отменять какой-то сбор, нужно быть уверенным, что будут найдены средства, чтобы перекрыть дефицит местных бюджетов», — считает чиновник.

Похожая позиция и в Ужгородской мэрии. «Любые изменения в сфере налогообложения и изменения ставок сборов должны приниматься за полгода до нового бюджетного периода. Мы проводим расчеты доходной части бюджета, расписываем расходную часть, а потом выясняется, что части средств, на которые мы рассчитывали, в бюджете нет», — сетуют в финансовом управлении города.

Коллег поддержал представитель Черниговской мэрии. «После введения запрета на игорный бизнес в местных бюджетах образовались дыры, которые должны были покрываться за счет поступлений из госбюджета. Однако никто этот дефицит местным бюджетам не компенсировал», — утверждает начальник финансового управления Черниговского исполкома Виктор Бистров. По его словам, за 9 месяцев 2009 года поступления от рыночного сбора составили 3,5 млн. грн. Всего местных налогов и сборов за этот период было собрано 5,2 млн. грн.

Компенсация рыночного сбора

Главный инициатор отмены рыночного сбора — Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госкомпредпринимательсва) — с позицией регионов не согласен. Глава ведомства Александра Кужель утверждает, что разработанный ими законопроект предусматривает механизмы компенсации, благодаря которым поступления в местные бюджеты удвоятся.

На данный момент предприниматели-физлица имеют право уплачивать фиксированный налог, если их годовая выручка не превышает 119 тыс. грн., и единый — при обороте до 500 тыс. грн. Если же предприниматель, который является плательщиком единого налога, не вложится в указанную сумму, в следующем году, по задумке Госкомпредпринимательства, он будет обязан уплатить в местные бюджеты 15% от разницы между фактическим оборотом и 500 тыс. грн.

Александра Кужель отмечает, что введение такой системы не равнозначно введению нового налога, а является своего рода штрафной санкцией. Причем такой механизм, уверены в Госкомпредпринимательства, позволит предпринимателям работать более открыто. «К примеру, предприниматель работает по системе единого налога. По итогам года его оборот составил 550 тыс. грн. По существующей на данный момент системе, такой предприниматель не имеет права оставаться на едином налоге в следующем году. Согласно новой редакции закона, предприниматель уплачивает 15%-ный налог на 50 тыс. грн. и продолжает работать по упрощенной схеме налогообложения», — поясняет Кужель.

Вопрос, который до последнего момента остается не совсем ясным: будет ли необходимо в случае отмены рыночного сбора предпринимателям переходить с фиксированного налога (137 грн. в месяц) на единый (200 грн.). Дело в том, что согласно действующему законодательству, платить фиксированный налог может лишь тот предприниматель, который уплачивает рыночный сбор.

По словам директора департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономических исследований Артема Рудика, возможны два варианта. Первый — внести изменения в декрет Кабмина, которым регулируется администрирование фиксированного налога. Второй вариант — отменить фиксированный налог и перевести всех предпринимателей на единый. «В качестве промежуточного варианта решили сохранить на время фиксированный налог. Кроме того, вопрос фиксированного налога и его возможной отмены перешел в политическую плоскость. Перед выборами такое решение вряд ли будет принято», — утверждает специалист.

Чем привлекательна привязка к площади

Еще один проблемный момент введения «15%-ного компенсационного механизма» — сложность в прогнозировании таких поступлений. Прогнозы по поступлению от рыночного сбора напрямую связаны с площадью, занимаемой предпринимателями на рынке, а это более или менее понятный показатель. Как можно спрогнозировать, сколько предпринимателей превысят в следующем году задекларированные обороты в пределах 500 тыс. грн., не понятно.

Однако Александра Кужель уверена, что новая система заставит местные власти плотнее работать с предпринимателями, что и будет залогом увеличения поступлений в местные бюджеты. «Сегодня их (местные власти. — ред.) не интересует, сколько людей работает на рынке, сколько предпринимателей обанкротилось», — говорит она.

В то же время зампредседателя комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Ирина Акимова считает, что введение 15%-ного налога при превышении объемов выручки будет провоцировать предпринимателей занижать реальные показатели своих доходов и работать в тени. Свою точку зрения высказал народный депутат Украины (фракция БЮТ) Александр Фельдман. «У предпринимателей в случае принятия этого законопроекта (разработанного Госкомпредпринимательства и зарегистрированного в ВР под № 5233. — ред.) останется только две альтернативы — либо уходить в тень, либо регистрироваться безработными. Так что лучше в условиях кризиса либо улучшить условия работы предпринимателей, либо оставить их в покое», — считает детутат.

Еще один «скользкий» момент — снижение заинтересованности самих рынков контролировать налоговые поступления. На данный момент рыночный сбор уплачивается вместе с арендной платой. После чего администрация рынка перечисляет его в местный бюджет. При этом руководители рынков заверяют, что укрыть от рыночных властей рыночный сбор практически невозможно. «Как можно говорить о махинациях при уплате рыночного сбора, если нам налоговая звонит каждый день и уточняет, сколько мы уплатили рыночного сбора. Кроме того, нас регулярно проверяют и другие контролирующие органы», — говорит Сергей Куценко, директор рынка «Колос» (Николаев). По его словам, за 2008 год рынок перечислил в местный бюджет 1,6 млн. грн.

После отмены рыночного сбора такого посредника между предпринимателем и бюджетом не будет.

Предприниматели хотят платить меньше

Что касается самих предпринимателей, торгующих на рынках, то единой позиции по поводу рыночного сбора у них нет. Часть предпринимателей активно поддерживает инициативы правительства. Остальные — против, поскольку не верят в добрую волю украинских властей и уверены, что вместо рыночного сбора будет введен другой налог и платить им придется еще больше.

По словам предпринимателя Надежды Негоды (рынок «Одесский», Киев), каждый месяц она уплачивает 130-140 грн. рыночного сбора. Она выступает за отмену этого налога, введение 15%-ного налога не боится. «В условиях кризиса покупательная способность населения падает, поэтому превысить оборот в 500 тыс. грн. для предпринимателя, который работает на рынке, сложно», — говорит Негода.

Кстати в то, что в результате отмены рыночного сбора уменьшится нагрузка на предпринимателей мелкого и среднего звена, не верят и местные чиновники. «От отмены рыночного сбора предприниматели на рынке вряд ли выиграют. На эту же сумму будет увеличена арендная плата», — уверяет Валентина Губар, начальник отдела прогнозирования доходов Сумского исполкома.

Будет ли отменен рыночный сбор до конца этого года, сказать сложно, поскольку принятие такого решения зависит не от того, насколько позитивно оно повлияет на работу малого бизнеса, а от того, о чем договорятся политические силы в канун выборов.

Какие поступления от рыночного сбора обеспечивают городские рынки *

январь-сентябрь, млн. грн.

 

Город

Самые крупные/известные городские рынки

2008

2009

Симферополь «Центральный», «Привоз» 5,8 5,9
Винница Муниципальный рынок, «Центральный» 5,3 4,8
Луцк «Центральный», «Завокзальный» («Варшавка») 4,8 3,6
Днепропетровск Центральный рынок («Озерка») 6,4 5,8
Донецк «Привокзальный» 7,9 8
Житомир «Житний рынок» 4,8 4,4
Ужгород «Мрія» («Ринок на Краснодонців») 0,6 0,6
Запорожье Центральный рынок, Крытый рынок (входят в коммунальное предприятие «Запорожрынок») 7,6 7,8
Ивано-Франковск «Центральный», вещевой рынок «Мальва» 3,7 3,8
Киев Вещевые рынки «Троещина» и «Петровка», продовольственные рынки «Бессарабский», «Владимирский», «Житний», «Демеевский» 32,5 31,2
Кировоград «Центральный», «Колхозный» 1,6 2
Луганск «Центральный», «Луганский базар» 4,1 4,2
Львов Оптовый сельскохозяйственный рынок «Шувар», «Южный» 7,2 7,4
Николаев Центральный рынок 7,1 6,5
Одесса** «Привоз», «Северный» 12 12,4
Полтава «Центральный», Полтавский рынок 3,1 3,1
Ривне «Рынок» (центральный продовольственный рынок), «Вещевой рынок» 4,9 5
Сумы «Сумской центральный рынок» 4,7 3,2
Тернополь Тернопольский городской рынок, Западный региональный оптовый рынок 3,9 4,2
Харьков Оптово-розничный рынок «Барабашово», Центральный рынок, Конный рынок 34,3 33,9
Херсон «Центральный» 4,5 4,8
Хмельницкий «Сардоникс», «Дарсон», Старый рынок, Новый рынок (расположены на одной территории, известной как Хмельницкий базар) 23,8 26,3
Черкассы «Центральный» 2,3 2,2
Черновцы Калиновский рынок, «Формаркет» 10,7 16,8
Чернигов «Центральный», «Нива» 2,7 3,5

* В ходе подготовки материала журналисты «ДЕЛА» связались с муниципалитетами всех областных центров Украины. Уточнялись размеры поступлений от рыночного сбора за 9 месяцев

** Только рынки, которые расположены в пределах города. В частности без учета рынка «Авангард» («7-й километр»)


По материалам: delo.ua, antre.com.ua
Читайте также: