Чудо в перьях
День смеха 1 апреля - это еще и Международный день птиц. И мы решили сделать шутки... пернатыми. Тем более, жизнь показывает, что птицы давно уже переняли наши привычки, а мы частенько становимся похожи на них. Как минимум мы делимся на «жаворонков» и «сов». Но случаются отражения, которые могут нам не нравиться, только уж птичек винить не стоит.
Табачный интендант
Женщина сидела на песке и курила. Одну сигарету за другой. До последней затяжки. Окурки совала в песок. Время от времени, пошарив возле себя, находила небольшой камешек и бросала его в воду. Тишь да гладь. И вдруг взлетела палевая птица, на каждом крыле - по клочку небесной синевы. Сойка!
- Кара, - замахала руками женщина, - сколько песка от тебя!
Но птица, то взлетая, то снова пикируя вниз, начала описывать странные круги вокруг хозяйки. Она явно что-то искала. И, похоже, нашла, потому что схватила и отнесла к ногам женщины. Упорхнула, вернулась и снова: «Кара, с ума сошла!»…
Прошло пять минут, десять, пятнадцать… полчаса, час. Дама все курила, а хозяйственная сойка «рассекала» по пляжу. Иногда даже не взлетала, а вразвалку дефилировала вдоль берега. И деловито семенила к ногам хозяйки с какой-то добычей. А я, совсем ошалев от этих маневров, гадала, что же она запасает? Червяков? Мух, томных от жары? Похоже, сойка не только была на полном самообслуживании, но и с хозяйкой этими деликатесами делилась! А потом птица, совсем сбившись с лап от своих странных маневров, заметалась и разразилась противнейшим скрипом. «Устала, что ли? Вот дура!» - разозлилась я. А курильщица поднялась, отряхнула песок с юбки и, рассмотрев сойкины сокровища, захохотала!
И вот странная парочка мирно удалилась, а как только они скрылись из виду, я одним прыжком оказалась у воды и тоже… зашлась от смеха. На том месте, где только что сидела женщина, возвышался приличный холмик окурков! Вот так забота! И сразу стало ясно, почему Кара драла горло своим скрипучим «гзы-гзы-гзы»: требовала похвалы!
Мужчина, вы один?
- Там что, кто-то есть? - спросил муж у Анатолия, когда из кухни послышался кашель.
- Да нет, я один, - глазом не моргнул наш приятель, продолжая спокойно разливать горячий чай.
Мы лениво перебрасывались словами, наслаждаясь ароматом напитка и душистым яблочным вареньем. Желание было только одно - согреться как можно скорее.
- Дур-рак эдакий!!!
Тут мы синхронно подскочили.
- Анатолий, а вы точно один?
- Ну да, - отмахнулся тот, продолжая рассказ о том, как на днях ему было лень выходить на улицу ни свет ни заря, чтобы уголь в дом занести, и он просто влез в спальник, накрылся с головой и… читал, подсвечивая страницы фонариком.
- Гоша, Гоша, - донеслось из злополучной кухни минут через десять, и Анатолий направился туда.
- Слушай, Жека, а он явно мужика скрывает, - осенило меня.
- Не городи, - хохотнул муж, и когда Анатолий вернулся, сострил, кивнув в сторону кухни: - Вы бы нас познакомили, что ли?
- Да нет там нико… - хозяин запнулся на полуслове и рассмеялся. - Ну, ладно, пошли.
В кухне обнаружился огромный ворон. Он как раз завтракал: клювом проворно чистил от скорлупы яйцо, придерживая его когтистой лапой. Презрительно глянув на нас, величество сообщило: «Гоша го-о-олоден», склевало еду и… зашлось кашлем! «Подавился!» - ахнули мы, а Анатолия так скрутило от смеха, что он только руками замахал, отметая эту версию. И правда, Гоша быстро пришел в себя, и как загнёт... матом. Никогда не забуду лица мужа! А пернатый невежа обогнул нас и потопал в комнату.
Оказалось, что Гоша перекочевал к нашему знакомому буквально на днях. До этого ворон жил у очень доброго, но весьма неравнодушного к выпивке и куреву дяди Миши. Его-то он и имитировал, начиная с витиеватых оборотов и заканчивая душераздирающим утренним кашлем. Кстати, интеллигента в птице новому хозяину воспитать так и не удалось. Харизма дяди Миши оказалась сильнее!
Ирина Розанова.
Гусиный патруль
Вы пасли в детстве гусей? Если нет, то вы многое потеряли. Эта птица - просто находка для юного натуралиста, правда, подотчетная. И горе дарованию, которое пригонит домой меньше особей, чем их было с утра.
Зато, если все пошло, как надо, вы сможете насладиться птичьим купанием: неуклюжие на суше, черно-белые птицы так изящно скользят по воде, что становятся похожими на лебедей. А когда начинают нырять, то река просто бурлит. Во время этой заварухи они иногда переворачиваются на спину, смешно дрыгая лапками над водой. Да, гусиная гигиена - дело тонкое! А вечером стадо вспоминает, что принад-лежит к гордому клану летающих птиц, и по дороге домой срывается с места вприпрыжку и - о чудо! - откормленным гусакам и гусыням на целых полметра удается оторваться от земли и гордо подлететь ко двору. И перед тем, как заснуть с головой под крылом, они долго тихонько переговариваются между собой, да так, что от их нежного гомона начинает клонить в сон.
А еще гусь - настоящий друг, товарищ и брат. Это доказал нам гусенок, оставшийся один из выводка. Птенец из инкубатора не знал, что такое мама, но очень быстро сориентировался и выбрал в качестве объекта обожания мою сестру Нину. Кормиться он предпочитал только из рук и следовал за ней повсюду, будто хорошо выдрессированная собачонка. Да так резво перебирал короткими перепончатыми лапками, что отрезал ей все пути к отступлению. Картина еще та! А чтобы преданный поклонник не увязался за ней в людные места, отвлекающим маневром было кормление от пуза молочайными листьями. Это действовало - поесть Гоша очень любил.
Когда гусак вырос, он стал охранять территорию не хуже собаки. И выяснилось, что шипящая птица с растопыренными крыльями зачастую даже эффективнее овчарки!
Мария Титова.
Африканский людоед
Знакомьтесь, это Жако. Жако - это не порода, а имя. По биологической классификации он является Сенегальским длиннокрылым попугаем. Почему его назвали в честь совсем другого вида попугаев, никто уже не помнит. Наверное, чтобы враги запутались.
Мой дедушка привез птицу из Гвинеи, где два года проработал преподавателем. Попугаи этой породы считались национальным достоянием, и вывозить их из страны было запрещено. Наверное, именно поэтому каждый советский специалист считал своим священным долгом тайком протащить через таможню хотя бы одну птичку.
Дедушка не стал исключением. Он вывез Жако методом, который, наверное, подпадает под статью «Жестокое обращение с животными»: засунул его в носок, потом еще в один, а затем повесил эту конструкцию себе на шею и спрятал под свитер. В таком виде птица и совершила 14-часовое путешествие из Конакри в Москву.
Жако перенес путешествие стойко, но с тех пор, видимо, возненавидел всю нашу семью и решил мстить до конца жизни. В его клетке даже жердочка железная, потому что все остальные материалы он с бессмысленной настойчивостью разгрызает в опилки. Если видит в пределах досягаемости другое существо, включая человека, вцепляется в него мертвой хваткой. А клюв у него необычайно сильный и острый. Это я помню с детства, когда неосмотрительно сунула палец в клетку. До сих пор забыть не могу.
Пересмешник по природе, Жако тем не менее решил ограничиться подражанием дверце от старой духовки. Мерзкий металлический скрип, усиленный раз в десять, оглашает квартиру с периодичностью где-то раз в минуту. Гости вздрагивают и в панике закрывают уши. Пока у нас были деревянные окна, этот душераздирающий звук был слышен даже на трамвайной остановке за окном.
Зато Жако абсолютно всеяден. Пока дедушка был жив, мы постоянно ругали его за то, что он кормил попугая всем, что видел. Например, сливочным маслом, шоколадной конфетой или замороженным пельменем. Жако брал еду в лапу и откусывал (он ест именно так). Дедушка даже утверждал, что однажды напоил попугая джином из крышечки, после чего тот пошатывался на своей жердочке.
Алиса Сопова. Фото автора.
Птичка по имени «Гав»
Моя мама Анна Ильинична Шумакова тогда работала на Кировском заводе в три смены. Как правило, в «дальнюю» дорогу - через трамвайные пути и еще метров пятьдесят до проходной - её по очереди провожали Кузя и Мурчик. Первый - мелкая особа непонятной породы с «болонистой» примесью. Второй - котяра, избалованный вниманием всей женской половины улицы. Так вот, когда мама с Кузей шествовали на работу, с ближайшего дерева, как по заказу, доносилось достаточно противное мяуканье. Мы его очень долго списывали на недовольство очередной невесты Мурчика. Но, услышав однажды оттуда... лай (внизу в это время находился как раз кот), поняли, что что-то нечисто в этом звуковом «сопровождении». А потом разглядели среди ветвей большую разноцветную птицу, косящую на нас, явно с подковыристой насмешкой, круглым глазом. Словно намекая: «а вот и не достанете». Гавкнув еще пару раз, сойка улетела. С тех пор уже не удивлялись её попыткам подразнить четвероногих. Наверное, в связи с этим она залихватски свистнула однажды вслед всей честной компании...
Пернатое радио
Скворечник на старом тополе мы повесили давным-давно. Весной в нем регулярно «прописывались» птицы, несмотря на то, что и крыша прохудилась, и из дна торчали соломинки. Такое соседство с пернатыми было привычным, хотя бабушка Нана, Анастасия Тимофеевна Меркулова, и поругивалась на них за то, что отклевывали верхушки помидорной рассады.
В тот день семейная пара пернатых привычно высвистывала песенки своим птенцам, и вдруг не на шутку раскричалась. С ужасом мы увидели, как по тополю взбирается Мурчик. Явно не с самыми дружескими намерениями. Несмотря на солидный возраст, кот таки взял «высоту», поудобнее закрепился когтями и, прижмурившись от восторга, успел запустить лапу аккурат в птичий домик. Представлять, что случится потом, не хотелось. Вот бабушка во весь голос и выкрикнула самое призывное… нет, не «кис-кис». Наш Мурец признавал совершенно конкретное: «На!» - потому что выдадут еду. И в этот раз сработало - кот кубарем скатился к бабушкиным ногам, помявкивая от нетерпения. А получил… трепку. Которую скворцы, оценив ситуацию, сопроводили веселым гамом.
Этот урок для усатого-полосатого не прошел даром: больше он на дерево даже не смотрел. Скворцы же, в свою очередь, перестали безобразить на маленьком огороде: с червяками расправлялись, а вот на рассаду не посягали. Столько лет прошло с тех пор, тополь давно спилили, новый скворечник мы так и не умудрились выставить. Но каждую весну во дворе открывается птичий «базар» с легким ветром от шума крыльев. Само собой, воробьи хлопочут, синички (зимой они даже в окно клювом постукивают, если забыли выдать хлебный «паек»), сойки наведываются, сорока да ворона. В прошлом году и два дятла объявились. Самое парадоксальное - у соседей орехи напрочь побиты их клювами, а у нас - практически все целехонькие. Наверное, «птичье радио» срабатывает до сих пор...
Елена Карпенко.