Восемь "обязаловок" для первоклашки от педагога и психолога
«Давайте внука еще подержим дома!» - с мольбой восклицает бабушка. «Нет, хватит! Потом переростком будет - все в классе засмеют», - парирует папа. Чтобы понять, готов ребенок к школе или нет, существуют разные методы. О них и пойдет речь в нашей публикации.
Главное - не чтение, а навыки общения
- До начала занятий родственникам будущего первоклассника следует сходить в школу, познакомиться с учителем, с условиями, в которых будет обучаться ребенок, выяснить, какие пособия или другие школьные принадлежности следует для него приобрести, - отмечает зам. директора детского учебно-воспитательного комплекса «Корн» по учебной работе, учитель начальных классов Александра Захарова. - Главное, чтобы «домашние» дети умели общаться со сверстниками и взрослыми. Ведь им придется взаимодействовать с коллективом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он привыкает руководить родственниками, которые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Такому чаду будет трудно адаптироваться к новым условиям, а учителю - непросто найти общий язык с его родителями (зачастую они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок).
А еще будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности.
- Что необходимо школьнику-новичку в области развития речи?
- Нужно четко произносить все звуки речи (если этого не происходит, обратитесь к логопеду); выделять заданный звук в потоке речи; уметь произносить слова по слогам и составлять предложения из трех-пяти слов и рассказ по картинке, читать наизусть любимые стихо-творения (желательно знать при этом автора).
- А касательно математических способностей?
- К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные представления: уметь считать до десяти и обратно, называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка, сравнивать две группы предметов, уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.
- Как настроить его, чтобы и палку не перегнуть, и к учебе подтолкнуть?
- Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня. Не пугайте его будущими трудностями в школе, не отчаивайтесь, если не сразу всё будет получаться. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, потому что личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию предполагает изучение его личных успехов, личного роста относительно самого себя.
Усадите за письменный стол
- Можно ли подождать с организацией рабочего места до второго класса? Ведь в первом уроков практически не задают.
- Обязательно купите первокласснику письменный стол! Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в его ящики учебные принадлежности, научится поддерживать порядок на рабочем месте.
Приобретая мебель, учитывайте рост ребенка. Если он 110-115 см, то высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а сиденья стула - 26 см. При росте от 115-130 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой стола и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Хвалите и поддерживайте
- Часто бывает, что ребенок с энтузиазмом готовится к 1 сентября, собирает рюкзак, рассматривает пенал, гордится новенькой школьной формой, но, придя в класс, «скисает» на глазах, едва возникают первые трудности. Что делать?
- Будьте щедры на похвалу. Замечание же должно быть конкретным и не касаться личности ребенка. Надо уважать его новую жизнь. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Всё это - его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
Заместитель директора детского учебно-воспитательного комплекса «Корн» по учебной работе Александра Захарова всегда готова помочь детям.
Не стоит выделять своего ребенка перед сверстниками - это породит зависть одноклассников, подчеркивает Александра Захарова. Вам необходимо также запомнить имена учителей, друзей, их родителей. Тогда вы будете занимать в беседе с ребенком более активную позицию.
- Очень важно уважение к миру малыша, - продолжает педагог. - Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. При подготовке к школе вы должны оставаться для ребенка добрым, понимающим родителем. И будьте уверены: ваши любовь и терпение обязательно помогут ему стать хорошим учеником!
Накануне похода в школу ребенок должен знать и уметь
- Свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Времена года, названия месяцев, дней недели, различать основные цвета.
- Пересчитывать группы предметов в пределах десяти.
- Сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
- Объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- Находить в группе предметов лишний (например, из ряда картинок группы «Одежда» убрать картинку с изображением туфель).
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах и т.д.
- Отличать: вправо, влево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под и т.д.
Комментарий «Донбассу»
Самостоятельность и надежный тыл
Практикующий психолог Ирина Боднарь дала рекомендации, которые помогут родителям и ученику-новобранцу.
Практикующий психолог Ирина Боднарь: «Будите ребенка ласково и с улыбкой!»
- Утром будите ребенка спокойно и с улыбкой. Лучше делать это на десять минут раньше, чем потом спешить. Умение рассчитывать время - ваша задача, и если вы опаздываете, то вины ребенка в этом нет.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь тут же задавать взбучку чаду. Разберитесь с глазу на глаз дома, спокойно проанализировав ситуацию вместе.
- Ученик должен самостоятельно выполнять домашнее задание, но в то же время знать, что за спиной - надежный тыл. Он, конечно, будет то и дело обращаться к вам с просьбой о помощи. И вы обязательно ее окажете, но лишь после того, как он приложит максимум усилий для того, чтобы справиться самому.
- Чаще говорите: «Не волнуйся, и всё получится!». И тогда многое в самом деле начнет получаться.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль. Усталость и плохое настроение - это могут быть показатели трудностей в учебе и конфликтов в новом коллективе.
Ольга Николаева. Фото автора и Марии Титовой.