Экстремальные уроки ударницы из донецкой «банды»

Мария Ерохова с вязаными розами своей ученицы, восьмиклассницы Кристины Букреевой.

«Это - мой второй дом», - говорит преподаватель математики и труда (такое вот необычное сочетание) Мария Ерохова о донецкой школе №19, где она «проживает» со дня основания заведения вот уже 36 лет. Женщина удивительной судьбы, Мария Маркияновна пасла коров на Ровенщине, строила дома в столице Донбасса, на целине и в Сибири, учила (и продолжает!) детей таинствам цифр и шитья. «Нужно находить в себе мужество преодолевать любые трудности. Если веришь в успех, то всего добьешься», - уверяет она.

В 15 лет заведовала детсадом


Мария родилась в 1943 году в селе Чудница Ровенской области. Вскоре отца за помощь бандеровцам (подвез как-то на телеге) сослали в лагеря строгого режима на десять лет. А маму, обычную селянку, те же националисты, из-за которых пострадал отец,  убили... «Страшное было время, - рассказывает учительница. - Сегодня покормишь советских солдат - бандеровцы мстят, завтра дашь буханку хлеба бандеровцам - станешь врагом народа».

Воспитывала девочку бабушка Евгения Кирилловна. В школу приходилось бегать в другое село за шесть километров. «Отмахаем это расстояние - и попадаем сразу на зарядочку», - усмехается Мария Маркияновна.

Она ухаживала за коровой, каждое утро сдавала по десять литров молока, полола грядки с бураками. Страстно любила читать («Уже в шестом классе клянчила в библиотеке Золя и Мопассана, толстовское «Воскресение». Мне их не давали, так что просила соседку, чтобы взяла») и смотреть кино. Бабушка ежемесячно давала пятьдесят копеек, а сеанс тогда стоил всего пять. Так что она еще и подружек водила.

Окончив семилетку, девочка пошла в домработницы. Одно лето работала в кухне тракторной бригады (вела документацию и помогала готовить, а также добывать продукты). Под впечатлением фильма «Свинарка и пастух» хотела стать свинаркой, но по возрасту не взяли. Зато в заведующие садиком после двухнедельных курсов - пожалуйста! А было ей тогда всего 15 лет!

- В своем селе ходила босая, а в другом, где садик располагался, появлялась в тапках, скрученных проволокой. А то как-то неудобно быть голопятой заведующей, - делится Мария Маркияновна.

Общага встретила матом

Когда появилась возможность уехать работать в Донбасс, она ею воспользовалась. Вместе с хлопцами из своего села отправлялись из Ровно, где Марийка впервые увидела поезд. Со смехом вспоминает, что после того, как поужинали и намусорили в купе, она замела… весь вагон.

- Первое впечатление от Донецка было кошмарным, - признается она. - До пятнадцати с половиной лет я не слышала мата. Если мужики в селе и ругались, то не при детях. Тут же, только зашла в комнату общежития, как вернувшиеся с работы девчонки начали крыть трехэтажным бригадира… Ну, думаю, я попала в банду!

Она работала в кочегарке, была каменщиком, штукатуром. С последней профессией сложились особенно удачные отношения. «У меня оказался очень хороший глаз, математический, как позже выяснилось», - пожимает плечами Мария Маркияновна.

Вместе с остальными членами донецкой «банды» она ударно строила дом у драмтеатра, «сталинки» у старого планетария, «хрущевки» на Путиловке, ряд учебных заведений. Параллельно четыре года отучилась в вечерней школе. А потом поступила на математический факультет Донецкого госуниверситета.

Застраивала целину и вечную мерзлоту

К тому времени отец вернулся в родное село с новой женой и тремя детьми. И вдруг его насмерть сбивает машина. А старшему из Марийкиных сводных родичей не было и четырех лет. Пока они не подросли, молодая донецкая сестра посылала в село деньги, вплоть до выпускного привозила одежду. Был еще и родной брат, старший на восемь лет. Он помешался, и Мария мыкалась с ним по больницам…

Летом ездила в стройотряды: Калмыкия, целина, средняя полоса Сибири, Кольский полуостров. Ох, как пригодилось там ее умение штукатурить!

1971 год. Будущая завуч, математик и трудовик штукатурит в Тобольске.

- Первыми в неосвоенных краях, как правило, шли заключенные, которые прокладывали дорогу, - рассказывает Мария Маркияновна. - А потом - студенты, строящие жилье. Мы работали по 12 часов, и всё это время у меня руки - вверх. Выкидывала в день по две-три тонны раствора. Кисти у меня были перебинтованы, как у гимнасток.

Там она получила медаль «За освоение целинных земель». «Поднимать тот район Казахстана начали в 1954 году, а нормальные дома появились лет через пять. Приятно, что я принимала в этом непосредственное участие. Места там суровые, но красивые: горизонт без края, и вечером кажется, что звезды лежат на земле», - мечтательно прищурив глаза, описывает Ерохова.

Запомнился Кольский полуостров с его вечной мерзлотой. Там тоненькая донецкая студентка наравне с парнями сутки напролет долбила отбойным молотком землю под фундамент.

- Поразило, что английские студенты в первый же вечер у костра появились со своей песней, гербом и флагом. У нас же такого не было. И мы тогда затянули: «Вышел в степь донецкую парень молодой». Перепели англичан! - уверяет Мария Маркияновна.

Первый год работы в школе. На груди молодой учительницы - медаль за освоение целины.

Путиловский перелом

По окончании университета она с конца 1969 по 1972-й проработала в 70-й школе Донецка. А после декрета перешла в только открывшуюся девятнадцатую школу, что за бывшим Северным автовокзалом. Всегда преподавала математику, периодически была завучем, последние лет двадцать ведет еще и труды, тем более, что в этом деле специалист не меньший, чем в мире чисел - шить научилась на втором курсе.

- Вы только взгляните на эту красоту, - демонстрирует учитель вариации роз (вязаные, вышитые, из соленого теста), великолепное полотенце, узор которого выполнен в сложной технике гладь с занизыванием, симпатичного ниточного котенка и такое же милое деревце. - Всё это - работы моих учениц.

Она всегда умела находить общий язык со школьниками. Бойкая, веселая, спортивная, таскала их в походы, устраивала интересные вечера, математические недели, специализированные КВН, выпускала стенгазеты. За свою активность получала в награду массу стрессов и море ученической любви.

Как-то повела шестиклассников, изучающих по математике координаты, в Путиловский лес. Дала задание: пройти сто метров на север, потом 55 - на запад и так далее, пока не вышли бы в определенную точку. А местность там бугристая, детвора стала бегать, и одна девочка сломала ногу.

- Мы с мальчишками несли ее, сделав из рук что-то типа стула, до трассы. Сил у ребятишек немного, они менялись, а я пыхтела бессменно. Спасибо хоть девчушка попалась умница - зубы сцепила и терпела это не самое комфортное передвижение. С тех пор всегда брала на природу с собой кого-то из родителей, - рассказывает Мария Маркияновна.

Ромашки с «Клима»

Отвечая на вопрос о самых запоминающихся подарках, вспомнила Мария Маркияновна такой случай:

- Была как-то у меня в классе девочка, идущая на медаль. Накануне выпускных экзаменов провожу консультацию, а Оленьки нет. Появилась, когда мы уже расходились. Со слезами на глазах призналась, что пьяница-отец поджег флигель, в котором они жили. Семья осталась без крыши над головой да еще и с долгами. Так что девочке, мягко говоря, не до учебы. Я прозанималась с ней выходные, затем посодей-ствовала покупке выпускного платья. Экзамены она сдала на «отлично». А потом в одной из газет я прочла, что 1 сентября на посвящении в студенты именно Оле поручили разрезать ленту знаний… И вот октябрь. Я отмечаю дома День учителя. Вдруг - звонок в дверь. Стоит на пороге Олечка с букетом ромашек, которые (мои ученики это знали!) я очень люблю. А еще - с французскими духами «Клима». Они тогда стоили 25 рублей и достать их было невозможно. Как я не отнекивалась, а девочка вручила мне эти подарки, купленные на первую стипендию, а также деньги, заработанные летом. Это я запомнила на всю жизнь.

До сих пор поздравляет Марию Ерохову с Днем рождения и Днем учителя ее первый выпуск 1983 года, представители которого уже женят своих детей. Как классный руководитель, она выпустила пять классов, как преподаватель математики - тринадцать. Из 160 медалистов последних лет половина - «на совести» этой удивительной женщины.

Огонек любви

С будущим мужем Ерохова познакомилась во время студенческого огонька, который организовывали математики из Донецкого госуниверститета и горные инженеры из политеха. Мария и Юрий были старостами своих групп, так что принимали активное участие в подготовке мероприятия, по итогам которого… поженились пять пар. Не сразу, конечно. Мария с Юрием, к примеру, расписались через три года. «Супруг всю жизнь отработал на участке взрывных работ шахты «Октябрьская». Уже лет десять как на заслуженном отдыхе, - рассказывает Ерохова. - Любит футбол и рыбалку, а вот походы, в отличие от меня, не жалует. Дочь Таня окончила школу и мединститут с  отличием. Сейчас - зав. отделением гинекологии больницы №23, подарила нам двоих внуков».

Внезапная чемпионка

В студенческие годы Мария пристрастилась к туризму (раза три была в Крыму, взбиралась на Говерлу, на вершину Хибин на Кольском полуострове), ходила в походы на майские и октябрьские праздники. Дважды - в 69 и 70 гг. - стала чемпионкой области по скалолазанию. «Всё вышло случайно, - вспоминает она. - Приехала в Зуевку в Клуб выходного дня, а там занимаются скалолазы. Я решила попробовать и справилась лучше всех. Там нужна сила рук, а они у меня после работы на стройке были - ого-го! Сама от себя такого чуда не ожидала. Меня сразу взяли в команду».


Андрей Кривцун. Фото автора и из архива Марии Ероховой.
Читайте также: