Советы родителям: как привить ребенку любовь к чтению
Чтобы привить ребенку любовь к чтению, пишите письма от Карлсона и устраивайте домашний театр.
Советы психолога: как заставить ребенка больше читать.
«Мой ребенок не любит читать», — часто жалуются родители. Вместе с психологом Натальей Дмитришеной и психологом центра ALTERA Ириной Колесник мы разобрались в причинах этой нелюбви.
ПЛОХОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Обилие книжек с картинками, разных мультфильмов и всего того, где есть готовые визуальные образы, — все это не стимулирует современных детей фантазировать или додумывать что-то. Поэтому из-за проблем с воображением они в процессе чтения ничего себе не представляют, и читать от этого им становится скучно. Поэтому один из способов исправить ситуацию — рисовать вместе иллюстрации к прочитанному. Например, в виде комиксов.
МЕДЛЕННО ЧИТАЕТ
Если у ребенка есть проблемы с чтением (делает это медленно и с большим количеством ошибок), то все его усилия уходят только на то, чтобы хотя бы прочесть текст. Поэтому чтение даже самого увлекательного произведения превращается для него в мучение. Чтобы решить эту проблему, в семье в обязательном порядке нужно ввести традицию вечернего чтения вслух. При этом лучше всего читать с ребенком по очереди. Например, мама — одну страницу, а ребенок, в свою очередь, всего несколько абзацев. Естественно, со временем объемы прочитанного им можно увеличивать. Еще можно организовать своеобразный домашний театр, подключив к чтению всех членов семьи. Для этого выберите сказку или детскую пьесу с большим количеством диалогов, распечатайте в нескольких экземплярах, распределите роли и вперед. При этом можно еще, чтобы каждый (в том числе и ребенок) показывал того героя, за которого отвечает. Также можно разыгрывать самые смешные моменты из книжки.
РОДИТЕЛИ НЕ «ДРУЖАТ» С КНИГОЙ
Если родители, прививая любовь к книгам своему ребенку, сами при этом не читают или же делают это крайне редко, то вряд ли у них что-то получится. Отсюда вывод: хотите, чтобы ребенок читал, — начните «дружить» с литературой. Также чаще устраивайте домашние литературные чаи с обсуждением прочитанных книг или статей, регулярно пополняйте домашнюю библиотеку. Ребенок будет видеть, что родители интересуются чтением, и сам потянется читать, чтобы от них не отставать.
НЕ ГОТОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
Далеко не всегда те книжки, которые, например, нужно прочесть по школьной программе, дети способны понять из-за своего маленького возраста или интеллектуальной неподготовленности к ним. К примеру, если там описываются какие-то исторические события, о которых они вообще ничего не знают. А непонимание, в свою очередь, провоцирует нежелание читать. Поэтому перед прочтением какого-то произведения проведите ребенку небольшой ликбез, например, проясните самые непонятные моменты в книге или же покажите какой-то небольшой тематический видеосюжет или фильм, в котором показаны описанные в книге события.
ВСЕМУ ВИНОЙ — ОБЯЗАЛОВКА
Часто родители за своего ребенка решают, что ему нужно прочесть. При этом во многих случаях их выбор неинтересен для него, поэтому чтение вызывает не самые лучшие эмоции. Поэтому здесь главное — найти интересную книжку для ребенка. Для этого ходите вместе с ним в книжный магазин (пусть это даже станет вашей семейной традицией) и разрешайте ему самостоятельно выбрать себе литературу, пусть даже она не кажется вам умной и полезной. Ведь при этом никто не мешает договариваться. Например, на каждую книжку, выбранную самостоятельно, ребенок должен прочесть что-то из того, что посоветуете вы. Также, чтобы таки пристрастить к качественной литературе, можно попробовать подбирать ее так, чтобы темы, затронутые в выбранной ребенком книге и в выбранной вами, — совпадали. Не исключено, что ему захочется сравнить произведения.
ПУГАЮТ ОБЪЕМЫ ТЕКСТА
Причиной отказа от книг еще может быть лень много читать. В этом случае приучать ребенка осваивать сотни страниц нужно постепенно. Например, школьнику младших классов можно начать ежедневно писать короткие письма, например, от Карлсона. Со временем тексты должны становиться длиннее. Затем можно начать добавлять в них просьбу от его имени сделать что-то, например, найти ответ на какой-то вопрос в энциклопедии (так будет воспитываться привычка «общения» с книгой) или предложить узнать о его приключениях, прочитав определенную главу в книге. А вот что до школьников постарше, то их в зависимости от увлечений можно подписать для начала на тематический журнал. Или же можно попробовать совмещать чтение книги с прослушиванием аудио к ней: например, одну главу школьник читает, вторую — слушает.
По материалам: www.domik.net