Как увлечь ребенка чтением на каникулах
Травка зеленеет, солнышко блестит, а на письменном столе ребёнка, как одинокий белый парус, маячит листок с заветными словами «Список книг на лето». Почему маячит? Да потому что с начала каникул уже прошло достаточно времени, однако на нём так и не появилось никаких опознавательных знаков: кружочек – это я уже читала, галочка – попрошу маму купить, чёрточка – возьму повесть у подруги. Так было в моем детстве. Нам не задавали решать примеры по математике или выполнять упражнения по русскому, как нынешним школьникам, но учительница не уставала напоминать: «Вы просто читайте». Я и теперь читаю, слушаю аудиокниги, и не перестаю удивляться, почему ребенок никак этим не увлечется. Вроде бы всё делаю для того, чтобы заинтересовать: устраивала «театр у микрофона», вместе выбирали книги, читали по очереди, да и до сих пор перед сном слышу: «Мам, почитаешь?». Я строю хитрые глазки и спрашиваю: «А когда сам?». Хотеть за кого-то, как правило, безрезультатно. Каким же образом подступиться к заветному списку литературы на лето, и вообще, как заинтересовать ребёнка чтением?
Вера
Не перестаю искренне верить и постоянно озвучивать это не только ребёнку, но и всем домашним, что только книга развивает образное мышление. Разрешаю играть на компьютере, и даже не против «мультяшного гипноза телевизором», но пытаюсь объяснить - здесь за тебя всё уже придумали: картинка, предлагаемые обстоятельства, предсказуемость. Читая книгу, ты можешь фантазировать сам. Но одной веры мало.
Чтобы у детей появилась возможность это прочувствовать, используйте то, к чему они успели привыкнуть - яркие образы. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями, вместе рисуйте любимых персонажей, чтобы миры, созданные писателями, стали ближе, а процесс чтения - увлекательнее. Сравните книгу с мультфильмом, попросите ребенка рассказать, чем отличаются нарисованные герои от того, как он их себе представлял. Полезно искать пересечения не только на экране, но и в жизни. Например, в повадках животных: описанных в рассказе и реальных.
Нельзя не согласиться со специалистами в области психологии и педагогики, что цивилизация становится более визуальной. Но в читающих семьях и дети читают больше. Электронные книги могут помочь втянуть ребенка в сам процесс, но не забывайте о том, что информация с экрана воспринимается хуже, поэтому через какое-то время необходимо все-таки вернуться к обычным «бумажным» книжкам.
Из списка «обязательных» книг на лето лучше выбирать то, что действительно интересно вашему ребёнку. Если не поможет, занимайте волшебную позицию под названием «делаем вместе». «Ты знаешь, мне тоже тут не всё нравится, но вместе мы сила!». Эти моменты потом будут вспоминаться как самые теплые, добрые и нежные.
Надежда
Я очень надеюсь на собственную изобретательность. Если ребёнок увлечён, например, игрой в танки (самолёты, пароходы, поезда), то поможет выбор изданий с похожей тематикой. Книга ещё вернее станет частью жизни, если она не будет оторвана от других видов познавательной и творческой деятельности. Если и обложка красивая, и шрифт крупный, и картинки соответствуют содержанию, но по толщине издание не уступит двум томам «Войны и мира», это может смутить даже бывалого книголюба. Попробуйте найти рассказы отдельным изданием и в мягком переплёте.
Существует и ряд причин, по которым у вашего ребенка уже зародилась «нелюбовь» к чтению. Прежде всего, мы можем наблюдать это у детей, испытавших трудности при обучении грамоте. Даже если со временем ребенок освоил правила и научился читать бегло, всякий раз память ощущений будет «подкидывать» ему неприятные картинки из прошлого и останавливать.
Частенько охоту читать у учеников отбивают в школе. Не всякий педагог уделяет внимание каждому в классе и имеет возможность найти индивидуальный подход. Чем внимательнее вы отнесетесь к процессу обучения еще во время учебного года, тем проще вам будет на каникулах. В частности, всем известные методики чтения на скорость, могут развить навык беглого чтения, но вряд ли раскроют для школьника глубину и образность интересного рассказа.
Проследите за соотношением количества комиксов и литературы, в которую необходимо именно вчитываться. Необязательно вовсе лишать ребенка возможности рассматривать яркие детские журналы, но уравновешивать это хорошей долей содержательных книжек просто необходимо.
Еще одна коварная причина равнодушия к чтению – неосмысленный выбор. Несколько плохих и неинтересных книжек, попавшихся ребенку на первых порах, не способствуют терпеливому поиску того, что увлечет по-настоящему. При подборе литературы пользуйтесь подсказками педагогов, психологов, учителей словесности. Хороший критерий: наличие в сюжете близких ребенку чувств, литература о сверстниках, их быте в современной жизни. Детские энциклопедии это, без сомнения, полезно, но это книги для сиюминутного получения нужной информации – их не почитаешь.
К сожалению, сегодня не во всех школах поддерживается замечательная традиция театрализованных представлений по популярным произведениям. Согласитесь, она действительно воспитывала любовь к чтению и позволяла сделать этот процесс более увлекательным. Вспомните репетиции на последних уроках – все учатся, а вы – творите! Поставьте домашний спектакль. Сначала вдвоем, а потом и с привлечением школьных друзей и знакомых по двор. Когда ребёнок попросит вас порекомендовать ему книгу или сделает первый самостоятельный выбор, вы сможете отпраздновать маленькую победу. Впрочем, не стоит акцентировать на том, что это ваша заслуга. Пускай новообращенный книгочей гордится собственным успехом!
Любовь
Недаром кто-то из великих и умных верно заметил: «Самое главное, что мы можем сделать для наших детей – это просто их любить!». Поэтому запомните три важных «никогда», чтобы не отбить у ребенка зарождающуюся тягу к чтению:
1. Никогда не заставляйте ребёнка читать через силу. Не подшучивайте, не язвите, не кричите и не упрекайте.
2. Никогда не ставьте в пример его читающих приятелей, а особенно тех, с кем он конфликтует. Это только укрепит сопротивление.
3. Никогда не ждите быстрых результатов: не злитесь, если ваши усилия не сразу оправдываются.
Некоторые родители привыкают стимулировать детей бонусами: не забудешь заправить постель – дам лишних 15 минут посмотреть телевизор. С книгой этот подход следует применять осторожнее, чтобы это не превратилось в отбывание повинности ради обещанного удовольствия. Ребёнок будет читать для вас, а не для себя. Необходимо развивать его внутреннюю мотивацию, пробуждать искренний интерес. С этой задачей помогут справиться обсуждения прочитанного. Они способствуют не только в усвоении информации, но в развитии умения грамотно формулировать мысли. Ну а родителям это помогает во взаимопонимании с детьми. Статистика свидетельствует, что снижение интереса к чтению у школьников в большей степени связано отнюдь не с увлечением кино, компьютером и другими новомодными гаджетами. Главная причина в том, что обостряются личностные проблемы, ухудшаются отношения со взрослыми. Чем вам не очередное подтверждение необходимости доверительных разговоров с детьми, хорошим мостиком к которым нередко становится разговор о той или иной книге.
Несмотря на то, что к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, существует и ряд общих рекомендаций психологов под условным названием «Что сделать, чтобы летом ваш школьник не забывал брать книжку в руки»
• Детям присуще предубеждение: то, что задают на каникулы, не может быть интересным. Расскажите ребенку самый увлекательный эпизод из какой-нибудь книжки, не называя её. Если ему понравится, и он заинтересуется, откуда этот фрагмент, раскрывайте все карты.
• Не забывайте делиться своими детскими впечатлениями о книге: например, если вы читали рассказ Зощенко о новогодней ёлке, признайтесь, что вам тоже очень хотелось иметь столько хороших подарков. Зато вы помните одну игрушку… и т.д.
• Самые сложные для восприятия, но важные и нужные книги (или отдельные главы из них) читайте детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать вовремя, и согласна на любое развлечение, лишь бы не спать!
По материалам: mama.ru