Помогите первоклашке на старте

Будущие первоклассники, дончане Андрюша Мельников и Ангелина Мойш  учатся вести себя на уроке у второклассницы Ани Науменко.

Ваш ребенок тоже первоклашка, и вы наверняка волнуетесь? Однако если малыш хочет учиться и умеет соблюдать правила, он вполне готов к школе. Но даже если это не совсем так, есть еще время помочь ребенку перестроиться. Как именно, «Донбасс» расспросил у заведующей амбула-торией №5 ЦПМСП №2 г. Донецка Елены Андроновой.

Играйте в школу

- Если спросить у шестилеток, хотят ли они в школу, то большинство отвечает утвердительно, - рассказывает Елена Валентиновна. - Но если поинтересоваться, почему, ответы будут зачастую забавными и наивными. Дети говорят, что они устали быть маленькими, им надоело в детском саду, и даже что они мечтают о красивом ранце. Однако нужно, чтобы среди всех этих причин был и познавательный мотив. Завтрашний первоклассник должен понимать, что в школу он идет, чтобы учиться, узнать много нового и интересного.

Не менее важно, чтобы в начале школьного пути дети как можно быстрее включились в отношения «учитель - ученик». Следует заранее объяснить, почему надо вставать, когда в класс входит учитель, и что если они хотят ответить на вопрос, нужно поднять руку. В первых классах нередки случаи, когда кто-то из детей вдруг встает и выходит из класса посреди урока, громко говорит с соседом по парте. Вот о таких можно сказать, что психологически они к школе не готовы. Но дело поправимо!

- Играйте с ребенком в школу, - советует специалист. - Это поможет ему понять, что в школе есть свои правила, и их надо выполнять. Тогда 1 сентября он будет гордиться, что уже знает, как надо себя вести.

Бывает, что родители учат ребенка читать и писать, и если тот ленится, пугают, что, мол, в школе будут двойки ставить! Так можно, не желая того, убить тягу к знаниям на корню. Малыш не должен бояться школы. И уже упомянутая игра очень помогает в этом. Все дети хотят быть хорошими и успешными, и надо им в этом помочь.

К игре хорошо привлечь несколько детей. Соберите друзей и постарайтесь, чтобы ваш ребенок выступал в роли не только ученика, но и учителя. Тогда он на себе почувствует, как неприятно, когда тебя не слушают или перебивают. И не будет удивляться, почему к нему предъявляют такие требования в настоящей школе.

Кстати, как пояснила Елена Андронова, уровень самоконтроля ребенка помогают поднять и другие игры, ведь все они основаны на правилах. Например, «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Если чадо успешно справляется с ними, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Кому проще учиться?

Кто обычно лучше подготовлен к школе, «домашние» дети или «детсадовские»?

- Сложно сравнивать детсадовскую подготовку и домашнюю, - говорит Елена Валентиновна. Всё зависит от того, какой детский сад, какая семья, как занимались дома родители.

Но школа - это не только новые знания, но и огромное количество детей, шум, напряженность. Для «домашних» всё это, конечно, стресс. Кроме того, меняется положение ребенка. В семье он любимый, часто единственный среди взрослых. А в школе таких, как он, много, и оказывается, что надо выстраивать отношения с одноклассниками и учителем.

Ему приходится трудно

Может случиться и такое, что ребенок вдруг откажется идти в школу. И, конечно, следует расспросить его, почему именно.

- Будьте готовы к тому, - предупреждает специалист, - что он толком этого и объяснить не сможет. И всё-таки, делая те или иные предположения, можно докопаться до сути. Будьте внимательны к таким симптомам: ребенок стал много плакать, плохо спит, жалуется, что устал. Только пошел в школу, как тут же заболел. Или - появилась раздражительность, жалуется на головные боли. В таком случае лучше всего проконсультироваться у педиатра.

Многие первоклассники начинают спать днем, хотя до школы уже много месяцев не делали этого. Следует обратить внимание, не связано ли это с тем, что ребенок с трудом засыпает вечером и во сне беспокоен, даже плачет. Родителей должно насторожить, если при большей потребности во сне у ребенка еще и плохое настроение. Педиатр и здесь поможет разобраться, почему возникают подобные проблемы.

В первые месяцы специалист советует почаще расспрашивать первоклашку, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось. Именно первые школьные трудности вызывают у детей отрицательные реакции, и важно их успокоить, помочь справиться со стрессом, поддержать. Больше говорите обо всём хорошем, что дает школа, о новых друзьях, новых впечатлениях. Позитивный настрой очень важен.

Если дома для ребенка авторитетом являлись родители, то в школе им становится учитель. И, конечно, не следует делать большие глаза и тем более возмущаться, когда малыш заявит: «А Марья Ивановна говорит, что надо делать не так!» Не критикуйте учителя в присутствии ребенка. Наоборот, подмечайте всё хорошее, что в нем есть, и говорите со своим школьником об этом хорошем.

Родители, учтите!

- Для восстановления после умственной работы ребенку нужно в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Поэтому лучше, чтобы он вторую половину дня проводил дома, а не на продленке. Ночью первоклашке надо спать не меньше 11 часов. Желательно и днем поспать немножко.

- Не нагружайте сразу дополнительными кружками и внешкольными занятиями. А вот физкультура и подвижные игры нужны обязательно.

- Очень важна психологическая поддержка. Не ругайте за первые возможные неудачи. Ребенок должен быть уверен, что его очень любят, несмотря на все школьные трудности и возможные двойки.


Ирина Розанова.
Читайте также: