Бродячих музыкантов кормят мини-концерты в транспорте
Когда в раскаленном июльской жарой донецком трамвайчике заплескались звуки музыки, а потом в гитарно-флейтовый разлив вплелся чистый звонкий голос, поющий «Мы желаем счастья вам», по рядам пассажиров солнечными бликами на воде пробежали улыбки. И потянулись руки к кошелькам, и посыпались мелкие и не очень купюры в сумочку, болтающуюся на руке девушки с гитарой. Как призналась «Донбассу» Марина Кириченко, они с подругой Еленой Ремизовой бродят с песнями по свету уже десять лет.
Чаще всего заказывают «Мурку»
Идейной вдохновительницей стала Лена. Уроженка Днепро-дзержинска, она окончила там музучилище по классу флейты, а потом поступила в Харьковскую консерваторию.
- После первого курса родители уже не смогли мне помогать. Пришлось самой добывать кусок хлеба, - рассказывает Ремизова. - Стала играть с одним парнем в электричках. Спустя пару лет он уехал. И тут судьба послала ко мне в общажную комнату Марину, поступившую в консерваторию на оперный вокал.
Кириченко играла на гитаре с десяти лет. Когда приехала в Харьков, за плечами были уже музыкальная школа по классу фортепиано в Северодонецке и педучилище в Артемовске.
- Когда она мне предложила подзаработать, я распереживалась: вдруг втянет во что-то нехорошее, - признается Марина. - Но речь шла о другом.
Сначала они «фестивалили» в электричках с инструменталками: Энио Мариконе, Джо Дассен. А потом Марина подключила к гитаре и флейте свое лирическое сопрано.
- Как вас называть? - интересуюсь. - Бременские музыканты, бродячие артисты?
- К Бремену мы не имеем никакого отношения, так что ближе - второе, - улыбается Марина. - Тем более, что песня «Мы бродячие артисты» - одна из наиболее часто играемых нами. Хорошо идут также «Мы желаем счастья вам», «Малиновка», «Белеет мой парус такой одинокий». Исполняем и на заказ.
- И что заказывают чаще всего?
Девушки переглядываются, хохочут и одновременно отвечают: «Мурку!».
Поющий котенок и вагонный вор
Выступают бродячие музыканты в среднем 3-4 часа в день. В харьковском метро, в электричках Украины и России. Месяца три назад начали гастролировать по донецким трамваям. Знакомый рассказал, что здесь очень хорошо принимают. Так и вышло. В первое время получали в столице края за день около полутысячи на двоих (как ранее за полмесяца), сейчас - поменьше. Самая большая купюра, которую бросали - 50 гривен. Отличились мужчины: один в метро, второй в электричке, заказывая песни для приглянувшейся ему девушки.
Марина и Елена с удовольствием вспоминают забавные ситуации, в которых оказывались во время своих «гастролей».
- Жили мы недели две в лесу под Курском в палатке, - рассказывает Кириченко. - Работали в электричках с четырех утра. Проснулись как-то, а говорить толком не можем, голоса сели. Так бывший с нами муж Лены раздобыл самогоночки у местной бабульки. «Лучшее, - уверял, - лекарство». Закусили мы луком и та-а-к отыграли в тот день, что, наверное, все вирусы в электричках повымерли!
- А однажды на какой-то из станций между Курском и Орлом нашли маленького черного котенка, - подхватывает Лена. - Взяли с собой. И три недели с ним выступали! Он сидел в рюкзаке, и когда мы пели «Черного кота», как по заказу, вылезал и мяукал. Почти в такт… Потом привезли в Кировское и оставили у знакомых.
Есть и не столь веселые воспоминания. Ехали подруги к Марининой тете в поселок Александровка, что на Кировоградщине. Сидели в вагоне только они да гражданин с девочкой лет четырех. Оставив вещи, вышли музыканты в тамбур - проветриться. Вскоре к ним присоединился мужчина. Покурили, поговорили. Вернулись. А когда попутчики сошли, девушки обнаружили, что лишились всех денег.
- Но хорошие люди попадаются чаще, - уверяют они. - Бывает, во время выступления какая-нибудь бабулька начинает голосить: «Идите лучше колбасой торгуйте!». А на нее тут же цыкает большая часть пассажиров, которым нравится наше исполнение.
И рвутся струны…
Для Марины, которая играет так самозабвенно, что рвутся струны (поэтому возит с собой запасные), подобный вид деятельности - основной источник доходов. У нее двое детей: пятилетний мальчик и двухлетняя девочка (кроха уже садится за фортепиано, лупит по клавишам и поет - ну очень душевно!). Бывший муж алиментами не балует. Зато помогает парень, с которым она сейчас живет. Тоже, между прочим, музыкант.
Елена работает в музыкальной школе Харькова, где зарабатывает около тысячи. Примерно столько же - бродячими выступлениями.
- Когда я смотрю, как хмурые сограждане идут на работу, которая им не в радость, а в тягость, мне их жаль, - говорит Марина. - Мы же постоянно общаемся с разными людьми, переживаем множество приключений… Остепениться и осесть, наверное, не по мне. Взять передышку - одно. А вовсе лишить себя не только заработка, но и удовольствия выступать, видеть улыбки и слышать аплодисменты, - совсем другое...
Марина участвовала в «Х-Факторе», но дальше второго тура не пробилась. Теперь хочет попробовать свои силы в других шоу. Но на этот раз вместе с Леной. «Ведь только в дуэте мы - сила», - улыбаются бродячие музыканты.
Андрей Кривцун. Фото автора.