Объятия длиной в 66 лет
На днях мир отмечал День объятий. В основном, конечно, он близок молодёжи, которой только дай пообниматься. Впрочем, и люди вполне солидного возраста ничего не имеют против подобного проявления чувств. Но одно дело - обниматься «под дату» или пока играют гормоны. А совсем другое - всю жизнь, как делают это удивительные дончане Владимир и Галина Фрадкины, которые вместе уже… 66 лет!
Ради знакомства позаимствовал лавочку
Судьба свела их в Новосибирске в тяжёлое военное время. Володя, росший без отца (тот оставил семью, когда мальчику не было и года, и снова появился в его жизни лишь много лет спустя), работал на авиазаводе. Сперва был мотористом на лётно-испытательной станции, а затем - слесарем-сборщиком.
- Яки, ЛаГГи, которые уже прошли испытания, мы разбирали и в таком виде отправляли на фронт, - рассказывает он. - Пахали сутками, без выходных. За опоздание на 20 минут - под суд. Не уложились в норму - бригадир оставлял двоих доделывать «до упора». Но, как правило, наша комсомольско-молодёжная фронтовая бригада план перевыполняла. От истощения и перенапряжения нередко носом шла кровь.
А на эвакуированном в Сибирь из Киева заводе связи (там ремонтировалась радиоаппаратура, выпускались коммутаторы) с октября 41-го ударничала Галя, пришедшая туда, когда ей и шестнадцати-то не было. Начинала учеником-монтажником, доросла до мастера.
- Встретились мы в июне 42-го, - вспоминает Галина Дмитриевна. - Я с подружкой Ларисой возвращалась вечером с танцплощадки, а Володя с товарищем как раз вышел из расположенной рядом бильярдной. Даже после тяжелой работы хотелось иногда хоть немного развеяться. Молодые ведь были: Володе - 18, мне - 17… Ребята предложили познакомиться. Я побойчее Ларисы была, отвечаю: «Для знакомства нужна лавочка». А они как раз все в парке были заняты. Тогда Володя перемахнул через небольшой заборчик-палисадник, которым был огорожен уже закрывшийся буфет. И передал позаимствованную на время скамейку. У Ларисы с Володиным товарищем не задалось, а у нас - вот, - улыбается она, похлопывая супруга по руке.
«Двойка» с георгинами
Они стали встречаться, ходить вместе в кино, в театр, гулять в парке, говоря на тысячи самых разных тем - о своём прошлом, о книгах, родных, войне, о том, как заживут после победы. Галина очень любила танцевать, а вот Владимир - нет. Но он всегда отпускал её поплавать по волнам мелодий. Даже сейчас в компании обязательно подтолкнёт кого-то: «Потанцуй с Галиной!» И любуется тем, какая она у него замечательная…
- Перед новым 1944 годом мы поссорились, - делится Фрадкина. - Володя звал меня встретить праздник в компании, которая собиралась в каком-то доме. А я так не любила эти шумные посиделки. И отказалась. Он обиделся, пошёл туда сам. Я же тихо «новогодила» дома… И мы перестали встречаться.
- Лишь летом я написал ей, уже из Белоцерковского военно-пехотного училища, - признаётся Владимир Михайлович. - Извинился, предлагал поддерживать связь. Что-то вроде: «Жди меня, и я вернусь». Так радовался, когда пришёл ответ с обещанием ждать…
Приезжая в командировку, он первым делом спешил к ней. А потом вышло так, что учёбу продолжал уже в Новосибирске. Стало совсем хорошо…
- Победу застал в училище. Нас собрал старшина, налил каждому в кружку по пять капель тройного одеколона… Никогда этот день не забуду, - смахивает Фрадкин слезу.
В 46-м, уже выпустившись, он стал комвзвода в 234-м конвойном полку. А ещё - вовсю играл в футбол за новосибирское «Динамо». Как-то, после того, как они обыграли омских тёзок в одной из кубковых баталий, Владимир пришёл к Галиному заводу с букетом георгин.
- Меня спрашивают: «Это не тебя «двойка» (по номеру, под которым играл Владимир) с букетом ждёт?» - смеясь, вспоминает Галина Дмитриевна. - Кстати, это был, наверное, единственный случай, когда Володя подарил мне цветы.
Впрочем, как показывает пример этой пары, любовь подкрепляется не цветами, стихами и словами. А делами…
На этом фото, сделанном в 43 году, сохранилась пророческая надпись: «Гале! В честь малого прошедшего. В знак большого будущего. От товарища и друга. В. Фрадкина».
Туфли ценой в три зарплаты
Они расписались 10 декабря 46 года и до сих пор хранят то свидетельство о браке, выданное 66 лет назад в новосибирском загсе.
Судьба побросала эту пару… Будто проверяла на верность и стойкость. Владимир часто бывал в длительных командировках, они жили в разных точках Союза. Переезжали практически в никуда, да ещё и с маленьким сыном Борисом. Однажды целый год были в разлуке, когда Фрадкина направили учиться во Львов. Выдержали и это; и ветра да пески Казахстана, где местные жители ломали колонки, вынуждая покупать у них воду по 50 коп. за ведро; и обитание на восьми квадратных метрах в Лермонтове, где ему довелось работать… воспитателем в колонии… Даже в те трудные годы Владимир Михайлович ухитрялся радовать любимую неожиданными подарками.
- Вернувшись как-то после очередной командировки, привёз шикарный тёмно-синий шерстяной костюм, - вспоминает Галина Дмитриевна. - Ещё было дело - купил туфли, которые стоили как три его зарплаты! Год копил… Ну и, конечно, как забыть вручённый однажды мне Володей панбархат - удивительный материал небесно-голубого цвета. Из него мне пошили длинное платье, в котором я ходила в Новосибирский оперный театр - тот самый, что строила в комсомольскую юность. К сожалению, потом, в казахстанском Павлодаре, эту прелесть пришлось продать тамошнему театру - тяжело было с деньгами.
После долгих мытарств Фрадкины осели в Украине. Окончив с отличием Киевскую высшую школу МВД СССР, Владимир Михайлович стал помощником начальника Донецкой специальной средней школы милиции (теперешний Донецкий юридический институт - ДЮИ) по строевой части. Оттуда и ушёл на пенсию, трудясь позже начальником штаба Гражданской обороны объединённого авиаотряда, преподавателем военных дисциплин в техникуме промавтоматики, охранником… В прообразе ДЮИ работала и его вторая половинка - вначале машинисткой, потом - в библиотеке.
До сих пор лепят вместе пельмени
Всей душой Фрадкины прикипели к Донецку, где получили, наконец, собственное жильё, стабильную работу. Когда были помоложе, любили гулять в парке им. Щербакова, ходили в кино.
Несмотря на то, что он не баловал её цветами и прочей романтикой, а отдыхать вместе на курорте им выпало всего-то раза три (супругу Владимир Михайлович отпускал, а самого крепко держала служба), Фрадкины всю жизнь дарили друг другу тепло, ласку, поддержку. И продолжают это делать. Даже пельмени, до которых эти сибиряки весьма охочи, лепят в четыре руки.
- У нас в морозилке всегда запас этого любимого блюда, - улыбается Галина Дмитриевна. - Штук по 300 делаем со свино-говяжьей начинкой. А в детстве, я помню, мы всей семьёй и по тысяче налепляли. Но и семья-то побольше была…
С горечью они говорят о сыне, который уже покинул этот мир. Скупо - о своих болячках. Зато могут бесконечно рассказывать о внуке, внучке, правнучке…
- Крупных ссор у нас никогда не было! - уверяет Галина Дмитриевна. - Даже «дура» он мне ни разу не сказал. Руки, тем более, не распускал... Бывало, перемолчим какое-то время после небольшой обиды, а потом ищем - как бы договориться.
- У нас распределение обязанностей, - подхватывает Владимир Михайлович. - Галя готовит, я мою посуду и хожу за покупками. Как много наберу - ругается, что себя не берегу. Она же у меня и домашний врач - укол сделает, давление измерит, о приёме лекарств напомнит.
Это хлебосольное семейство более полувека выписывает «Донбасс». И пригласило любимую газету на Благодатную свадьбу - 70 лет совместной жизни. Бог даст - свидимся!
Такой Галина была в год их свадьбы - 1944-й.
Три совета от «аксакалов» семейной жизни
Нужно всегда и во всём поддерживать друг друга. В радости это легко, а вот в трудности - дано не каждому. А ведь только совместное прохождение сквозь огонь, воду и медные трубы сделает вашу семью по-настоящему крепкой. И речь не только об уборке в доме, мытье посуды и прочих бытовых вещах, нередко пускающих семейный корабль на дно.
Обязательно взаимное уважение. Если его нет - это не любовь. Нужно радоваться хорошему, что есть в этом человеке, мириться с какими-то его недостатками.
Крепкий брак строится на откровенности и доверии. Поэтому ревности в нём нет места. Изводя друг друга придирками, вы только убьёте то, что когда-то вас связывало. А вот поделиться наболевшим, открыть партнёру душу, которая по каким-либо причинам находится в смятении, - нелёгкий, но правильный шаг. Или вы вдвоём найдёте выход, или поймёте, что вместе вам делать нечего.
Андрей Кривцун. Фото автора.