Препод завел студентов в лапы смерти
Наказан бывший заведующий спортивно-туристическим клубом Донецкого института туристического бизнеса, по вине которого трое ребят замерзли на плато Ай-Петри.
«Я сказал, иди!»
Этой страшной истории больше четырех лет, но приговор виновному пока в законную силу не вступил.
В октябре 2004 года 11 учащихся ООО «Донецкий институт турбизнеса» собрались в поход по Крыму. Хотя за два дня до отъезда президент института аннулировала соответствующий приказ, наставнику по туризму Алексею С. удалось «отпросить» ребят под свою ответственность - их отпустили в академотпуска. Надо сказать, что студенты уважали С. за репутацию «экстремала».
Разбили палатки в с. Многоречье, а 20 октября отправились в Большой Каньон. День начинался солнечно, поэтому не взяли с собой ни курток, ни палаток, ни спальников - к вечеру надеялись вернуться в лагерь. Но уже в Каньоне начался дождь. Встречные туристы предупреждали: впереди «ванны», наполненные водой, там - только вброд, и рекомендовали разворачиваться. Узкая часть Каньона камнепадоопасна и грозит неожиданным паводком, но самонадеянный С. хвастал, что раз 18 водил здесь группы, и как-то даже пятиклашек. Без карты и компаса распорядился карабкаться по склону на плато, чтобы оттуда (через гору) попасть в Многоречье «коротким путем».
- Страх овладел мной, когда я поняла, что он потерял тропинку, - вспоминает выжившая участница похода Елена Д. - Мы вгоняли пальцы в глину, стараясь подниматься, а ноги скользили по мокрым листьям. Я сползала, сверху летели камни, а низа уже не было видно. Зацепившись за дерево, обхватила его и крикнула, что дальше не могу - руки-ноги тряслись от усталости, градом катились слезы. Тогда С. развернулся, взял в руку камень и швырнул в меня со словами: «Я сказал, иди!»
Взобравшись на плато, ребята целовали землю от счастья, но худшее было впереди.
Кто бывал на Ай-Петринской яйле, тот знает: там можно замерзнуть даже летом, а наши студенты промокли насквозь.
В начале седьмого они увидели грузовик со строителями газопровода. Водитель остановился, пожалев доходяг, и сам предложил подвезти до Соколиного. Один из рабочих вышел, пытаясь переубедить С., но тот, узнав, что до Многоречья «всего лишь» 12 километров, выволок из машины девчонку, которая успела сесть.
Через час на пути показался строительный домик, и ребята стали умолять С. спрятаться там, но он был против: «С ума сошли, я не буду срывать замки». Но уже в восемь их накрыл туман, и С. приказал сделать привал...
Просто стояли и леденели
Непонятно, почему тренер по спортивному туризму, старший инструктор, мастер спорта принял такое «профессиональное» решение - заставил детей стоять, теряя остатки сил. Вместо того, чтобы укрыться от ветра за скальной возвышенностью, которая находилась в двадцати метрах, выбрал самое продуваемое место на пике плато и даже не развел костер. Пока, прижавшись друг к дружке, бедолаги коченели под ёлкой, сам уселся на единственный рюкзак! Вскоре у всех начались галлюцинации, а через четыре часа «стояния» они попадали.
В 22.00, как явствует из сводки метеостанции «Ай-Петри», скорость ветра составляла 34 м/сек., а влажность была стопроцентной. Если повесить мокрую простыню, она тут же обледенеет и ее может унести на несколько километров - вот что значит шквальный ветер на плато в такую погоду.
В 4.00 температура воздуха была + 2 градуса. В это время не стало 16-летнего Антона Емельянова. В бреду он звал друзей в магазин за сникерсами. Вырвался из круга, сделал пару шагов и уснул навек. Антошку сокурсники вспоминают как звезду КВН…
В семь утра температура +1 градус - погиб 17-летний Миша. Он ослабел первым, едва переставлял ноги уже в тот момент, когда С. сказал водителю, предлагавшему помощь: «Сами дойдем»… Педагог держал голову парня у себя на коленях, а когда понял, что тот уже мертв… отправился искать домик, в который накануне не пустил студентов.
В 8.30 - ноль градусов - умерла Таня Жеребченко. Замерзая, она звала: «Мааа…» Танюша отметила совершеннолетие в первый день смертельного похода.
Неожиданно одна из мобилок начала ловить сигнал. Таня Х., волосы и ресницы которой покрылись сосульками, дозвонилась домой и прошептала: «Через полчаса мы все умрем». В МЧС Крыма сообщили из института, но там не знали, где искать заплутавших, так как маршрут не был зарегистрирован.
Чудесным спасением оставшиеся восемь студентов обязаны тем же строителям - их подобрала машина, в которую они могли сесть на 15 часов раньше, когда живы были все.
Валентина Жеребченко и Елена Емельянова - в глазах этих женщин, потерявших единственных детей, застыла скорбь.
Институт «походил» неофициально
Походы были составляющей учебы в ДИТБ - даже первокурсник Емельянов за полтора месяца в вузе успел «отпоходить» дважды. Но, по информации областного центра туризма, с 2002 г. туристской маршрутно-квалификационной комиссией управления образования был осуществлен выпуск всего одной группы Донецкого института турбизнеса. Тот поход по склонам Крыма прошел в апреле 2002 года, но и он (по-видимому, единственный официальный) состоялся втайне от МЧС! «С января 2000 года в подразделениях Контрольно-спасательной службы Крыма регистрация групп, выходящих на маршруты в горно-лесную зону Крыма под руководством С., ни разу не проводилась», - сообщает начальник КСС Крыма Мельников.
- Если президент института знала, что поход не подготовлен, и поэтому его отменила, как же она могла пойти на компромисс с С.? - рассуждает Юрий Жеребченко.
- А я вообще рассматривала поход как часть учебной программы и практику, от которой нельзя отказаться! - говорит Елена Емельянова.
Ворошиловский райсуд вынес частное определение, касающееся института. Там говорится, что руководство ДИТБ допустило нарушения при проведении несанкционированного похода, что привело к гибели студентов. Облгосадминистрацию и Минобразования суд «попросил» принять меры, исключающие подобные трагедии в будущем.
«Конец моей карьере»
Уже уволенный Константиныч (как звали «сусанина» в институте) получил максимум, предусмотренный частью 2 статьи 137 УК - три года колонии. А после того как не явился в апелляционный суд (где сейчас рассматриваются жалобы на приговор), был арестован. Но Емельяновы и Жеребченко считают, что следовало применить более строгую статью.
- С. завел детей в опасность и оставил без помощи - просто наблюдал, как они мучились, а наутро, бросив умирающих и уже мертвых, пошел отогреваться в вагончик! - возмущен Юрий Жеребченко.
Пока его с женой не признали потерпевшими, ведь Таня прожила 18 лет и пять дней, а С. обвинили в недобросовестном исполнении обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних. Суд даже не принял к рассмотрению иск родителей девушки о взыскании морального вреда…
О раскаянии говорить не приходится. В своих первых показаниях С. сделал замечание погибшему Антону: мол, замерз первым из-за того, что… «выделывался». В суде 49-летний «препод» заявил, что на плато командовали старшекурсницы, которые взяли его… в заложники. А вот еще один показательный момент, о котором вспоминает участница похода Валерия Кузнецова:
- Когда мы заехали в домик за Константинычем, зайдя в машину, он сразу спросил: «Кто еще?» Мы ответили, что у нас умерли Миша, Антон и Таня. Увидев Таню, он сказал: «Конец моей карьере».
Иные чувства руководителя смертельного похода не потревожили…
40 км наугад
Заблудившаяся группа пропустила три (!) спуска с плато в нужную сторону. Командир Бахчисарайского взвода Крымского поисково-спасательного отряда Болдырь подсчитал: в отсутствие ориентировки ребята прошагали около сорока (!) километров.
Татьяна Заровная. Фото автора и из архива пострадавших.