В Донбассе обезвредили вагонных грабителей
Злоумышленники, оказавшиеся жителями одной из соседних областей, за три ночи вывели из строя почти два десятка платформ, вагонов и цистерн, нанеся «Укрзалізниці» серьезный убыток. На месте преступления троих крепких мужиков повязали молодые сотрудники Волновахского линейного отделения милиции.
На вахте - собачье ухо
Начальник станции Хлебодаровка Ольга Рыбальченко, на погонах которой серебрятся две скромные звездочки, оказалась не только приятной собеседницей, но и хлебосольной хозяйкой. Через десять минут на столике появились чай, бутерброды и домашнее печенье. К трапезе были приглашены следователь Волновахского линейного отделения милиции Андрей Кожедубов и верная спутница Ольги Сергеевны хромоногая собачонка Белка.
И хотя животина, которую безо всякой натяжки следует считать инвалидом железной дороги, не числится в штатном расписании, она заслуживает самого доброго слова. Во-первых, Белка вместе с дежурной исправно выходит встречать поезда. Во-вторых, она единственная реальная сила, стоящая на страже старинного вокзала и уютного сквера. А в-третьих, помогла задержать тройку далеко не хилого сложения мужиков, под покровом ночи орудовавших на запасных путях, где стояло две сотни единиц подвижного состава. Конечно, находившиеся в засаде милиционеры Андрей Лаптенко и Эдгар Макян сами бы постарались управиться с воришками, но собачье ухо всегда было надежнее человеческого.
У этого старинного вокзала надежный страж - хромоногая Белка.
В зоне риска
Железная дорога издавна считается зоной риска. «Донбасс» уже публиковал репортаж с перегона Великоанадоль - Южнодонбасская, где пара отморозков сняла накладки с нескольких пролетов. Ненароком диверсанты повредили контактный провод, в результате чего сработала аварийная сигнализация. Если бы этого не произошло, поезд, который должен был проследовать на скорости в 110 км, превратился бы в груду металлолома.
Трое учуянных Белкой воришек прямой угрозы движению поездов не создавали. Они просто превращали в металлолом то, что считалось резервным подвижным составом. А именно: железнодорожные цистерны, платформы и полновесные вагоны, лишая тем самым сна оперативников линейного отделения и начальников станций.
Если кто сомневается в силе мужиков, пусть на пару с приятелем снимет и перетащит за сотню метров десятипудовую автосцепку. Не менее сложной является и операция по снятию вагонных пружин, для которой требуется домкрат 20-тонной мощности. Да и сноровки упомянутым гражданам не занимать. До того, как их взяли с поличным, они наследили в соседней Запорожской области. Причем троица трудилась так умело, что их могла услышать только четвероногая спутница Ольги Сергеевны.
С домкратом и поленом
Я уже не раз говорил, что милицейские протоколы бывают интереснее иного художественного произведения. Поэтому позволю себе привести выдержки из постановления о привлечении в качестве обвиняемых Андрея Ш., Сергея К. и Алексея М., вынесенное следователем Волновахского линейного отделения Степаном Узбеком.
«24 июля 2009 года, взяв с собой гидравлический домкрат, изготовленную из деревянного полена подставку, прибыли на неохраняемую территорию станции Хлебодаровка Донецкой железной дороги. С 21.00 до 23.30 похитили с платформ №№ 4337, 6284, 4319, 8738 и цистерны №931061 144 пружины общей стоимостью 5 тыс. 641 гривня. При этом Сергей К. и Алексей М. занимались снятием пружин, а Андрей Ш. наблюдал за окружающей обстановкой, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления».
Аналогичным образом действовала шайка 7 августа 2009 года на станции Розовка Запорожской области. Первые двое трудились в поте лица, а третий вновь заступил на вахту бдительности...
«Вступив в направленный на хищение чужого имущества сговор, за 2 часа 20 минут похитили с находящихся на шестом пути платформ 160 внутренних и внешних пружин. Убыток составил 5861 гривню».
По словам начальника следственного отдела Александра Федирко, дело приняло серьезный оборот. Если в начале года фиксировались единичные случаи хищения запчастей на сумму 10-15 гривен, то здесь счет пошел уже на тысячи. Настораживало и то, что заявившие о себе столь громогласно воришки специализировались на вагонных пружинах.
Курить запретил начальник
Всё-таки обыватели не всегда правы, считая, что наша милиция способна лишь очищать бабушкины чуланы от самогонных аппаратов. Утверждать подобное может тот, кто не знает, что за месяц с небольшим сотрудники Волновахского линейного отделения провели в ночных засадах свыше тысячи часов. При этом заядлые курильщики, помня категорический приказ начальника Ивана Гладкоскока, не могли позволить себе ни единой затяжки. О горячей еде и костерке, естественно, не могло быть и речи.
Главная надежда возлагалась на асов сыскного дела. Однако получилось так, что героями стали молодые парни Андрей Лаптенко и Эдгар Макян. Именно они за час до полуночи обратили внимание на звук двух автомобильных двигателей. Правда, одна машина остановилась в районе щебзавода, а вторая ушла в сторону по полевой дороге.
Поступил сигнал тревоги и от Ольги Сергеевны, которая в ту ночь подменяла дежурную по станции. Поводом для беспокойства послужила нервозность, возникшая в поведении четвероногого инвалида. Судя по всему, на запасных путях вновь появились чужаки, которые месяцем раньше привели в негодность несколько единиц подвижного состава.
Дальше события развивались по законам детективного жанра. Молодые милиционеры смогли не только беззвучно пробраться мимо штатного часового Андрея Ш., но и настолько неожиданно приблизились к остальным членам шайки, что те впали в близкое к шоковому состояние.
Разгадка похищенных пружин
Пружины изготавливаются из особых сортов стали. Поэтому не могут оплачиваться как рядовой металлолом. Но суть в том, что детали отправлялись не на переплавку, а на один из вагоноремонтных заводов, координаты которого в интересах следствия просили не называть. Позволю лишь сослаться на следователя Андрея Кожедубова, который производил осмотр усадьбы скупщика пружин:
- Не бедно живет гражданин: высоченный забор, три громадных пса. И гараж у него размером с дом волновахца среднего достатка.
Если похищенные пружины отправляли не в металлолом, а на вагоноремонтный завод, то нетрудно догадаться, что там их очищали от ржавчины, красили и пускали в дело. По цене новых, естественно. А эти суммы в тысячи раз превышают доходы, которыми оперируют владельцы официальных скупок металлолома.
Впрочем, не буду отнимать кусок хлеба у сотрудников правоохранительных органов. Достаточно того, что по вине хитроумных дельцов находящийся в резерве подвижной состав «Укрзалізниці» подвергается безжалостному разграблению. В том числе и тот, который добровольно сторожит инвалид железной дороги Белка.
Юрий Хоба. Фото автора.