Венецианская комиссия представила рекомендации по делам Тимошенко и Луценко

Венецианская комиссия представила рекомендации по делам Тимошенко и Луценко

Венецианская комиссия (ВК) опубликовала экспертные рекомендации о разделении политической и уголовной ответственности в странах–членах Совета Европы, в частности в Украине. ВК раскритиковала практику жестких наказаний по обвинению в «превышении власти», отметив, что члены правительства должны иметь право на ошибку без угрозы уголовного преследования. Впрочем, не меньшей опасностью в ВК считают «чувство безнаказанности» политиков при совершении ими обычных правонарушений.

В понедельник вечером Европейская комиссия «За демократию через право» (больше известная как Венецианская комиссия) опубликовала рекомендации по поводу разделения политической и уголовной ответственности высокопоставленных государственных деятелей. Исследование проводилось по запросу юридического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы, который готовит проект решения ПАСЕ по данному вопросу.

Учитывая, что иммунитет членов парламентов и глав государств, как правило, оговорен в конституциях европейских государств, ВК подробнее остановилась на вопросе привлечения к ответственности членов правительства — как бывших, так и действующих.

Авторы рекомендаций попытались соблюсти нейтральный тон. В документе отмечается, что до решения Европейского суда по правам человека по делу Юлии Тимошенко ВК не станет делать выводы о корректности преследования украинского экс-премьера. Тем не менее в аналитической работе Венецианской комиссии подробно изучаются обстоятельства, характерные для украинского случая.

ВК учла большинство аргументов украинской власти, которые приводятся в оправдание уголовного преследования представителей бывшего правительства. Комиссия, в частности, признала, что на сегодня Европа не может упрекать Киев, ссылаясь на «европейскую практику», поскольку в Европе нет четких стандартов в данной сфере. «Не существует ни самой лучшей модели (разграничения политической и уголовной ответственности — ред.), ни официально зафиксированных общих европейских стандартов»,— говорится в выводах ВК.

Основное правило: уголовные процедуры не должны использоваться как санкция за политические противоречия. Члены правительства несут политическую ответственность за свои действия, и это демократически правильный путь привлечь их к ответственности. Венецианская комиссия согласилась с доводами Киева о том, что работа в правительстве не дает иммунитета от уголовного преследования. «Члены правительства должны привлекаться к ответственности при совершении обычных уголовных правонарушений»,— говорит ВК, подчеркивая, что прежде всего речь идет не о служебной деятельности чиновников, а об их частной активности.

Между тем в вопросах, касающихся служебной деятельности министров или главы Кабмина, позиция Совета Европы и украинской власти принципиально различается. В частности, ВК настаивает, что чиновники высшего ранга имеют право на политическую ошибку вне зависимости от того, был ли при этом нанесен урон государству.

«Действия и решения членов правительства зачастую неоднозначны; впоследствии может выясниться, что они были недальновидными и нанесли серьезный вред национальным интересам. Но разбираться с этими случаями надо в рамках политической (а не уголовной — ред.) системы... Нужно принимать во внимание процедурные особенности принятия политических решений... Важно, чтобы у членов правительства было пространство для маневра с широким полем для возможных ошибок без угрозы уголовных санкций (за допущенные ошибки — ред.)»,— говорится в документе.

Чтобы снять разночтения, ВК приводит перечень возможных политических наказаний. «Термин “политическая ответственность” включает все пути привлечения чиновника к ответственности за его политические действия, в том числе критику в парламенте и СМИ, поражение на выборах, наблюдение со стороны парламента, необходимость отчитаться на заседаниях комитетов и тому подобное... Крайней формой привлечения к политической ответственности является выражение недоверия, которое влечет за собой отставку правительства»,— утверждают эксперты.

ВК оставила возможность для уголовного преследования при особых обстоятельствах. «Уголовные обвинения могут быть предъявлены только в экстраординарных случаях, когда речь идет о явном нарушении закона министром»,— говорится в документе. Очевидно, эта фраза будет использоваться Киевом для доказательства того, что случаи Юлии Тимошенко и Юрия Луценко являются легитимным исключением из правил.

Впрочем, органы Совета Европы, которые теперь будут руководствоваться выводами Венецианской комиссии, могут и не принять во внимание доводы Киева, учитывая особенности обвинений, предъявленных Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. Как известно, оба представителя бывшего правительства обвиняются в «превышении полномочий» и «злоупотреблении властью» (ст. 364–365 Уголовного кодекса). ВК отдельно изучила возможность обвинения высокопоставленных чиновников по данным статьям, раскритиковав их применение в ряде стран–членов Совета Европы.

Комиссия называет такие статьи «бланковыми», отмечая, что в них отсутствует детальное описание преступления должностного лица.

ВК не стала требовать исключения ст. 364–365 из национального законодательства, но отметила, что их следует применять с особой осторожностью. «Наказание за нарушение таких “бланковых” статей должно быть умеренным и должно быть ниже наказаний за более четкие правонарушения — к примеру, за коррупцию»,— настаивает ВК. В противном случае, по мнению ВК, страна нарушает Европейскую конвенцию по правам человека о соразмерности наказания и о необходимости четко определить границы правонарушения.

Как известно, Юлия Тимошенко была приговорена к 7 годам заключения по обвинению в нарушении по ст. 365. Этот срок означает, что ее правонарушение было особо тяжким, что вступает в противоречие с выводами Венецианской комиссии.


По материалам: www.kommersant.ua
Читайте также: