Отечество - на экспорт! Из морских ворот Донбасса массово вывозится сырье
В Мариуполе воздух стал заметно чище, однако это еще не означает, что город и морские ворота сегодня переживают лучшие свои времена.
О чем предупреждал Карл Маркс
Мариупольский торговый порт вполне мог служить иллюстрацией всеобщего кризиса. Правда, надо отдать должное докерам морских ворот Донбасса: свое хозяйство они содержат в образцовом порядке. Можно обойти все причалы, не думая о сапожной и платяной щетках. Некоторое исключение составляет территория у глиняных гор, разжижаемых почти стопроцентной влажностью воздуха. Но это, так сказать, издержки производства, да и не в них главное.
В семидесятых годах прошлого столетия портовые грузчики уже оставались без работы. Почти полтора месяца над Азовским морем свирепствовал затяжной норд-ост. Он заковал древнюю Меотиду в панцирь и сотворил на подходном канале десятки ледяных баррикад. Осилить преграду мог только атомоход «Арктика», который рубился в торосах северных морей, а не дизельные его собратья - «Афанасий Никитин» с ныне здравствующим «Капитаном Белоусовым».
Но, оказывается, есть вещи, которые на поверку сильнее стихии. Капитально отремонтированный летом ветеран ледокольного флота в борозде не ложится, люди и портовая техника постоянно находятся в готовности №1, однако всеобщий кризис, о котором предупреждал еще Карл Маркс, лишает возможности поработать на благо Отечества.
Поводыри с восьмого этажа
С верхотуры башни, на восьмом этаже которой находится служба регулирования движением судов, акватория порта почти не просматривалась. Но поводыри, в том числе старший лоцман-оператор Александр Токарев, видят все, начиная от ворот до приемной пары буев подходного канала, к которому пробивается караван. Александр - представитель сугубо морской династии. Отец - в недавнем прошлом известный капитан. По его стопам пошли сыновья-тройняшки. Правда, самый младший Анатолий, появившийся на свет с опозданием в четверть часа, несколько нарушил субординацию, опередив по службе брательников. Но о семействе мореходов - в другой раз.
Непростое дело - координировать движение каравана по забитому льдом каналу, от бровки до бровки которого всего сто метров, то есть лишь на две трети больше ширины иностранного судна, следующего за «Капитаном Белоусовым». Да и другие параметры балкера вполне впечатляющи: длина - около двухсот метров, осадка - пятнадцать. Такой при неудачном маневре может надолго запечатать морские ворота Донбасса.
- «Белоусов», я - «Радио-5»,- выходит на связь Александр. Что планируете?..
- Вначале проведу разведку, затем примем соответствующее решение.
- Добро, к вам с лоцманами выходит «Капитан Гисич».
Лишь силуэт в тумане
Буксировщик «Капитан Гисич», названный в честь известного судоводителя Азовского морского пароходства, я вначале услышал и лишь затем узрел, как из тумана выдвигается силуэт. А вообще при виде следующего во льду судна, или когда сам находишься на его борту, возникает странное ощущение. Кажется, что это не море, а заснеженная степь, которую вспарывает стальной лемех. Такое ощущение хорошо известно тем, кто куковал в многослойной перемычке, ожидая, когда сквозь туман прорежутся ходовые огни ледокола.
Увы, на борт «Капитана Гисича» попасть не удалось. Не сбылась и надежда засветло сделать снимок каравана, которому буксировщик вез лоцманов. Похоже, в управленческих недрах сработала бюрократическая система запрета. Её-то испытал на собственной шкуре каждый журналист. И вообще, попасть сегодня в порт еще сложнее, нежели на секретную военную базу.
В море с лоцманами на борту.
Отечество - на экспорт!
Впрочем, это - сущий пустяк на фоне происходящего. Я и прежде обращал внимание, что практически все заходящие в отечественные порты суда являются без груза. То есть даже невооруженным глазом можно обнаружить дисбаланс между импортом и экспортом. Кстати, караван, за движением которого наблюдал по монитору, тоже не исключение. Насколько я понял, два судна станут под зерно, одно - под уголь и еще одно - под металл.
Идет донецкий уголек.
Позапрошлым летом мне посчастливилось сходить в рейс на теплоходе «Михаил Исаковский», который доставил в итальянский порт Таранто несколько тысяч тонн слябов. Помнится, рядом с нами грузился прокатом и фурнитурой теплоход под испанским флагом. И то, и другое было сделано из украинского сырья на заводе Таранто, что позволило его владельцу заработать на каждой тысяче тонн слябов изрядную сумму.
К сожалению, это не единственный вид сырья, вывозимого за границу. Как подсчитал один из ведущих экономистов теневого кабмина, Украина таким образом теряет астрономические деньги, которые могли бы не только поддержать шатающуюся экономику, но и со временем вывести страну в число наиболее развитых европейских государств. Нo, увы, торговля сырьем, как мы видим в конкретно взятом случае, похоже, устраивает правящие верхи.
Сырье идет полным ходом за бугор
За 11 месяцев 2008 года экспорт товаров, по информации облстатуправления, составил 13,8 млрд. долларов. По этому показателю Донецкая область по-прежнему на первом месте в Украине.
Наибольшая доля экспорта в ближнее зарубежье приходится на Российскую Федерацию, в дальнее - Турцию, Германию, Италию. 65 процентов экспортных поставок - это черные металлы, несмотря на то, что вторая половина года значительно изменила ценовую ситуацию. В целом объем областного экспорта увеличился на 43 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Объемы импорта - 4,7 млрд. долларов. Практически поровну они разделены между странами СНГ и прочим миром. Опять той же РФ, Турцией, Германией, Италией, плюс - Китай.
Юрий Хоба. Фото автора.