Диверсанты с ломиком прервали движение поездов

Путь исправен и свободен.

... по главному пути перегона Великоанадоль - Южнодонбасская Донецкой железной дороги.

Повреждение грозило крушением поезда

«На перегоне Великоанадоль-Южнодонбасская зафиксирован сбой движения, вызванный нарушением целостности рельсовой колеи. В результате поезд №3010 задержан на 1 час 27 минут, а поезд №4302 - на 25 минут».
(Из служебной записки).

«В 23.40 на табло загорелась лампочка, сигнализирующая о неисправности на 1177-м километре. О случившемся я немедленно уведомила по инстанции. Была дана команда приостановить движение поездов на перегоне Великоанадоль-Южнодонбасская. Кто сообщил о ЧП в линейное отделение, сказать не могу».
(Из рассказа дежурной по станции Южнодонбасская Ольги Гринько).

«Согласно заключению судебно-технической экспертизы, главный четный путь был поврежден и приведен в непригодное для движения поездов состояние без немедленного проведения восстановительных работ... Повреждение четного главного пути на 10 пикете 1177-го километра нарушило нормальную работу транспорта, могло привести к крушению поезда, а также создало прямую угрозу для жизни людей». 
(Из акта).

«Партизанят» рецидивисты

Что такое крушение поездов, я знаю не понаслышке: в свое время пришлось вести репортажи с аварий, произошедших на перегоне Волноваха - Карань. И хотя обошлось без человеческих жертв, убытки исчислялись цифрами со многими нулями. Смятые вагоны, превращенные в щепки шпалы и причудливо скрученные рельсы напоминали  кадры кинохроники времен Великой Отечественной.

Насколько известно, партизаны в наших краях активности не проявляли. По крайней мере, оккупанты особых сил для охраны железной дороги не привлекали, лишь расстреляли двоих пареньков, которые пытались воровать уголь из вагона. А за последние годы на той же Южнодонбасской сотрудниками Волновахского линейного отделения милиции пресечено несколько десятков попыток хищения «черного золота». Причем некоторые граждане попадались по два, три и более раз.

«Поезда на этом участке идут со скоростью 110 километров в час»,  - говорит один из участников ликвидации повреждения главной магистрали монтер пути Захар Якубов.

К числу рецидивистов вполне можно отнести и некоего П., отбывавшего срок за «преступление против собственности и безопасности движения транспорта».  Но на путь исправления сей молодой человек не стал. Как рассказал нашему корреспонденту начальник следственного отдела Александр Федирко, П. вступил в сговор с неким Ч., который прежде тоже не отличался особым  законопослушанием. Запасшись ломом, разводным ключом и прочим необходимым инструментом, приятели глубокой ночью приезжали на «жигуленке» к неохраняемому  переезду. В качестве объекта был выбран главный четный путь, по которому поезда обычно двигались со скоростью в сто и более километров.

Хомут девице в подарок   

Но пока Ч. и П. доставали из багажника инструменты, я расскажу о двух случаях, свидетельствующих о том, что железная дорога сегодня нуждается в более действенной охране.

Итак, случай №1. На ветке Докучаевск - село Стыла Старобешевского района ушел под откос грузовой поезд. Прибывшая на место авторитетная комиссия установила факт умышленной порчи железнодорожной колеи, что в военное время расценивалось как диверсия со всеми последующими оргвыводами, то есть смертной казнью без суда и следствия. Несмотря на экстренные меры, злоумышленников обнаружить не удалось. Предположительно, ими могли оказаться жители села Коммунаровка, промышлявшие демонтажом соединяющих рельсы накладок и стыковочных болтов, каждый весом в один килограмм 15 граммов.

Случай №2. Вагонное депо, станция Волноваха, 23.30  по местному времени. Четверо молодых людей (в том числе один несовершеннолетний) пролезли под забором на территорию депо и за полтора часа утащили оттуда семь тяговых хомутов. Вахту бдительности у ограды несла девушка,  которую парни привлекли к операции.

Далее хомуты по одному грузили на тачку и переправляли в укромное место, чтобы затем сдать владельцу нелегального пункта по приему металлолома. Но, как оказалось, девица халатно отнеслась к поручению. В частности, она слишком поздно заметила оперативников линейного отделения, которые совершали ночной обход железнодорожного узла. Поэтому все семь тяжеленных хомутов были возвращены на законное место, чего нельзя сказать о десятках тонн накладок, болтов, сцепок и прочего имущества «Укрзалiзницi», которые завершили свой путь в плавильных печах.

Из путейцев - в злоумышленники

На полученное от диспетчера сообщение о повреждении пути в линейном отделении отреагировали незамедлительно. К месту предполагаемого ЧП срочно выехали оперативники Алексей Абрамчук и Виталий Петренко, которым уже неоднократно приходилось иметь дело с воришками.

«За час с небольшим Ч. и П. раскрутили 24 стыковых болта и восемь накладок общим весом 263 килограмма. При этом один из них нарушил контактное соединение. Испугавшись возможности поражения электрическим током, они погрузили похищенное в автомобиль и в 23.50 прибыли на первый километр железнодорожного пути, принадлежащего Великоанадольскому огнеупорному комбинату. Здесь Ч. и П. с 23.50 до 1.30 раскрутили 53 клеммных болта».
(Из обвинительного заключения).

Злоумышленники, как видим, успели причинить убыток и ведомственной ветке, однако он не идет ни в какое сравнение с последствиями, к которым могли привести их действия на 1177-м  километре главного пути. Там они, по сути дела, сняли крепления с нескольких рельсов. И если бы не экстренные меры, поезд №3010 ушел бы под откос на скорости сто километров в час. Следовательно, не было никакой гарантии, что поездная бригада смогла бы уцелеть в жуткой  мясорубке.

- Эта парочка, - говорит Александр Федирко, - едва не парализовала движение поездов на сутки с лишним, а убыток составил бы миллионы гривен. А ведь один из них - в недавнем прошлом работник железной дороги.

Перекурили... в наручниках  

Уверен, милицейское начальство поощрит оперативников Абрамчука и Петренко. То, что преступление не осталось безнаказанным, - их прямая заслуга. По пути следования парни обратили внимание на стоявший у обочины «жигуленок». Остановились, осветили фонариком салон и поняли, что попали в «яблочко». Один из оперативников занял пустующее место водителя, второй притаился неподалеку.

Ждать пришлось недолго. В 1.30 послышались голоса и сопение неизвестных, которые, судя по всему, волокли что-то увесистое. Дальше между ними произошел примерно такой диалог:

- Есть конкретное предложение перевести дух.

- Не возражаю. Сейчас возьму сигареты...

Договорить воришка не успел. От неожиданного толчка дверцей он летит в кювет, и спустя минуту на его запястьях оказываются наручники. Второй злоумышленник бросается наутек, но  Виталий Петренко уже начеку. Отработанный прием - и беглец  на  земле.

Потрудиться в поте лица довелось не только оперативникам, а и путейцам. Чтобы устранить  повреждение, им пришлось поставить на место недостающие болты и накладки. Что же касается  поездных бригад, то парни, скорее всего, так и не узнали причину задержки. Но это уже,  так сказать, дело не столь важное. Главное, что люди остались живы, а железная дорога ограничилась лишь косвенными потерями.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: