«Стирол» ратует за льготу, обеднившую бюджет

За тонированными стеклами админздания ОАО «Концерн «Стирол» находится мозговой центр мощного предприятия, который без помощи города не может справиться с потерями от производственно-экономического кризиса.

Обращение четырех депутатов - работников ОАО «Концерн «Стирол» к сессии горсовета Горловки, попав в раздел «Разное», оказалось в повестке дня последним, 44-м, вопросом и рассматривалось уже после 14 часов. Но это не помешало ему стать «гвоздем программы». Несмотря на послеобеденное время, большинство народных избранников остались в зале и развернули жаркие дебаты. Впрочем, плата за землю как источник наполнения бюджета того стоила.

Отсрочка… навсегда?

Предыстория началась зимой. В пору газовых баталий в стране флагман химической индустрии отключили от голубого топлива. Основное оборудование стало, возобновление его работы обещало быть нескорым, а новая цена на газ, которая на 90 процентов формирует себестоимость продукции, не позволяла рассчитывать на возврат к прежним объемам производства. Оказавшись на грани выживания, предприятие экономило на всем. Однако, согласно еще докризисному решению горсовета, именно в это время Горловка перешла на новые нормативы денежной оценки земли, увеличившие базовую стоимость одного квадратного метра главного богатства громады в 2,6 раза. Народный депутат, почетный председатель наблюдательного совета ОАО «Концерн «Стирол» Николай Янковский специально прибыл на сессию, чтобы склонить депутатов к… мораторию на возросшие расценки. В этом, убеждал видный промышленник (и его поддержала фракция Партии регионов), будет послабление для всех видов бизнеса. Спонтанная льгота грозила обернуться многомиллионной дырой в бюджете, но после двух часов дебатов горсовет пошел на уступки химикам, чтобы дать им возможность за полгода оправиться от стресса.

Время пролетело, и стироловцы попросили продлить мораторий до 31 декабря: дескать, рассчитываться за землю в должной мере не в состоянии. Директор ООО «Стиролстроймонтаж» депутат Стефан Зделов подробно рассказал с трибуны о бедствии, которое терпит концерн. Основные производства работают в сокращенном режиме, часть продукции выпускают для внутренней переработки или на склад. Число работающих с 7100 человек сократили вполовину, зарплата упала более чем в два раза, за пять месяцев убытки составили 85 млн. гривен. Громадное хозяйство держится только на прежнем запасе прочности, и в таких условиях ежемесячно отдавать в бюджет за 390 гектаров около 900 тысяч гривен концерну не по силам.   К слову сказать, ОАО вообще не имеет правоустанавливающих документов на землю. Став лидером химической промышленности Украины, который в минувшем году реализовал продукции почти на пять миллиардов гривен, и рьяно оберегая  свою деловую репутацию, концерн до сих пор довольствуется актом постоянного пользования землей, выданным еще… азотно-туковому заводу. Там произошли серьезные рыночные преобразования. Однако, сменив государственную форму собственности на акционерную, мощное предприятие так и не оформило договор аренды земли. Это значит, оно по старинке платит скромный ежемесячный налог в 350 тысяч гривен вместо суммы аренды, которая второе больше.

Льгота не прошла

Помощник нардепа Янковского в Верховной Раде Николай Губатенко специально прилетел из Киева проконтролировать ход обсуждения. Причем химикам хватало адвокатов. Одни предрекали, что бремя земельных платежей  снова заставит работодателей всех калибров сокращать персонал и зарплаты (а это снизит поступления в бюджет с доходов физических лиц) или поднимать цены на товары и услуги. Другие стращали остановкой «Стирола», которая больно ударит по городу. Но никто из ораторов не говорил, чем компенсировать льготу,  противоречащую законодательству и обедняющую казну.

- Зимой мы сделали благое дело для большинства предприятий. У нас было достаточно времени, чтобы освободиться от неиспользуемых площадей и по-хозяйски посмотреть, где ужать расходы. Мы привыкли считать, что на «Стироле» мощнейший инженерно-технический потенциал, прекрасные специалисты. Но не надо кичиться своей маркой и пугать остановкой концерна. Этого ни в коем случае нельзя допустить, - уверен директор ООО «Никитртуть» депутат Михаил Ханин. - Концерн обычно скрывает свои трудности, не дает объективной информации, его представители не являются на городские заседания. На последнем совещании по экономии энергоресурсов в условиях кризиса тоже никого не было, даже не позвонили! Они, видите ли, выше этого.

Безобразие! Никакое закрытое общество не может быть закрыто от интересов громады. Избиратель перестанет нас уважать, если мы примем такое решение и обидим тех, кого нельзя обижать.

Депутат горсовета, директор ООО «Никитртуть» Михаил Ханин уверен, что избранники громады не имеют права обижать тех, кого нельзя обижать.

Руководитель ЗАО «Стирол-Пак» депутат Леонид Мизяк заявил, что его коллеги-химики допустили ошибку. Обращение о продлении моратория могли бы подписать все депутаты. Ой ли?! Предложение, опасное для жизнеобеспечения города, не прошло. При семи воздержавшихся и 17 проголосовавших «против» только 30 человек (вместо 36, предусмотренных регламентом) поддержали льготу для сильного. За землю - богатство громады - с 1 июля всем придется платить по новой денежной оценке.

В мэрии хватаются за голову

В городе хватает предприятий, которые оказались в более критическом положении. За пять месяцев фонд заработной платы суммарно упал на 65 миллионов, а задолженность по ней выросла на 1,6 млн. гривен. В целом мораторий обернулся потерями бюджета в 13 миллионов, из которых семь - на совести «Стирола». Такого положения, как сейчас, по мнению экономистов и мэра Горловки Ивана Сахарчука, не было никогда.

Мэр Горловки Иван Сахарчук: «До конца года в бюджете города не хватает 24 миллионов гривен. Как прожить громаде?».

По самым скромным расчетам, до конца года в местной казне не хватает 24 миллионов гривен, в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта перешли на жесткий режим экономии. Впервые за все трудные времена власти не в состоянии выделить хоть какую-то дотацию  ЖКХ. Город живет за счет беспроцентной ссуды. Она не погашена, и на очередную он рассчитывать не вправе.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: