Новый аэропорт в Донецке: УЕФА хочет подстраховаться

Проект здания нового аэропорта

У Донецка появились неплохие шансы построить новый аэровокзал до ноября 2011 г. Это произойдет, если финансирование из госбюджета будет осуществляться без срывов. Правда, эксперты УЕФА считают, что город все еще должен предоставить дополнительные гарантии выполнения проекта в срок.

Донецким властям удалось расставить почти все точки над i в вопросе подготовки местного аэропорта к Евро-2012. Новые воздушные ворота Донецка будет проектировать Институт строительства Хорватии IGH dd (сейчас проект находится на стадии эскиза), а строить – компания «Альтком». Как заявил представитель IGH dd архитектор Велимир Нейтхарт, за основу проекта аэровокзала в Донецке взят терминал в аэропорту Загреба, рассчитанный на прием 5 млн. пассажиров в год.

Определены также сроки и источники финансирования. Общая стоимость реконструкции аэропорта составит 3,571 млрд. грн., основная часть которых поступит из госбюджета. Так, в 2008-12 гг. (строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) началось еще в прошлом году) будет выделено 3,2 млрд. грн. Свою лепту должен внести и Донецкий облсовет в объеме 288,7 млн. грн. При этом на разработку проекта и строительства нового аэровокзала предусмотрены 1,3 млрд. грн. (госбюджет - 1,1 млрд. грн., облбюджет - 200 млн. грн.).

Стоит отметить, что Донецк уже получил финансирование из облбюджета для подготовки проекта аэровокзала. А в правительстве уверяют, что с выделением средств проблем не будет: как в 2009 (в соответствии с программой, в этом году бюджет должен выделить 191 млн. грн. на строительство новой ВПП и 4,8 млн. на разработку искусственного аэродромного покрытия и мест стоянки самолетов), так и в 2010 г.

Что же касается сроков, то временной фактор, действительно, можно отнести к критическим. За два года новый аэровокзал в Донецке должен быть построен фактически с нуля. При этом в соответствии с требованиями УЕФА аэропорт во время проведения полуфинального матча Евро-2012 должен обеспечить прием 32 тыс. пассажиров за 10 часов.

Однако проектировщики нашли выход и из этой ситуации. Строительство терминала разбито на два этапа. Как пояснил В.Нейтхарт, первый может быть завершен за 18 месяцев. За это время должен быть построен непосредственно аэровокзал, и таким образом выполнены требования УЕФА по пассажиропотоку. Еще полгода понадобится для установки в новом аэровокзале всего необходимого оборудования.

Правда, на доработку проекта и дизайна IGH dd необходимо еще полгода. Но, по словам В.Нейтхарта, проект настолько обширен, что строители могут приступить к работам с 1 октября. Напомним, что ранее председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк заявил, что строительство аэровокзала должно начаться 10-15 октября. Таким образом, весьма вероятно, что уже в ближайшие недели «Альтком» приступит к возведению терминала.

Тем не менее, на всякий случай перестраховавшись, Донецкая ОГА договорилась с компанией «Сименс Украина» о развертывании (в случае необходимости) временных аэровокзальных терминалов. Этот резервный план власти могут запустить уже в конце лета 2010 г. в случае срыва бюджетного финансирования.

Как заявил директор департамента «Временные терминалы» компании «Сименс Португалия» Хосе Арсению: «Мы более, чем уверены, что в Донецке будет инфраструктура, чтобы принять чемпионат. Но даже если потребуется строительство временных терминалов, мы менее чем за восемь месяцев можем осуществить их полный монтаж». По словам директора ДП «Сименс Украина» Эггера Максимилиана, временные терминалы могут быть либо приобретены донецкими властями в собственность, либо взяты в аренду, включая затраты на эксплуатацию.

Сейчас компания «Сименс Украины» анализирует пассажиропоток в Донецкой области. «Нам необходимо изучить, какая вместимость аэропорта, чтобы разработать проект строительства, соответствующий требованиям УЕФА», - пояснил Х.Арсению. Сбор информации в Донецке, Луганске и Мариуполе уже начат. Напомним, что последние два города рассматриваются, как города возможного размещения запасных аэропортов.

В целом же, разбивка строительства нового аэровокзала в Донецке на две фазы произвела благоприятное впечатление и на чиновников УЕФА, и на представителей Кабмина. «Это был хороший пункт презентации. Т.е. первая фаза - это именно организация аэропорта для чемпионата 2012 г., а вторая фаза - реализация самого проекта после чемпионата», - подчеркнул М.Каллен.

«Мы должны строить терминал по проекту, который реалистичен с точки зрения времени, потому что это наиболее критический фактор и с точки зрения возможности осуществления строительства, - говорит И.Васюник. – Поэтому мы настаивали и договорились с донецкой властью о том, что до 2012 г. за счет средств госбюджета мы готовим первую очередь – 240 тыс. кв.м. А на рубеже 2012 г., после того, как мы построим эту часть, будет опыт и понимание развития экономической ситуации и ситуации на рынке авиаперевозок, можно будет реализовать и вторую, следующую фазу проекта».

Вместе с тем, прогнозная стоимость возведения нового аэровокзала в Донецке по ходу реализации проекта, скорей всего, будет откорректирована. Как заявил председатель совета директоров ФПГ «Альтком» Александр Тисленко, точная сумма проекта будет ясна, когда будет закончено проектирование проекта в целом. На реализацию первой фазы и половины второй фазы запланировано €130 млн. На окончание реализации второй фазы проекта необходимо порядка €25-30 млн.

Впрочем, окончательно судьба реконструкции донецкого аэровокзального комплекса должна решиться в ближайшие три недели. «Я не считаю, что проект был полностью представлен. Это были всего лишь какие-то идеи, – резюмировал после окончания презентации эскизного проекта аэровокзала М.Каллен. – Поскольку мы должны говорить не только о том, как аэропорт будет выглядеть, но и о транспортировке. Поэтому я думаю, что мы получим необходимые доказательства в течение трех последующих недель: аргументы относительно того, действительно ли проект будет закончен к 2012 г».

Остается лишь добавить, что донецкий блицкриг в реконструкции аэровокзального комплекса стал возможен во многом благодаря уступкам Кабмина. Напомним, что привлечь инвестора для терминала на условиях заключения с ним договора аренды на 50 лет не удалось. Тендер объявлялся дважды, но оба раза безуспешно. Ситуация изменилась 4 августа, когда правительство издало постановление №884 (в силу оно вступило 27 августа), которым Донецкой ОГА было разрешено закупать работы по реконструкции терминала по упрощенной процедуре – у одного участника и без согласования с Минэкономики. В соответствии с действующим Положением о госзакупках при закупке у одного участника тендер не проводится: с участником просто заключается договор.

Кроме этого, как пояснил И.Васюник, Кабмин наделил Донецкую ОГА расширенным и полномочиями. «Несколько недель назад правительство прияло решение о передаче функции заказчика вплоть до утверждения типа проекта строительства областной государственной администрации. Это также на порядок сокращает процедуру согласования и реализации проекта. Нормативный срок реализации презентованного в Донецке терминала 24 месяца. И это в нас вселяет уверенность, что проект будет реализован своевременно» - заявил чиновник.


По материалам: www.ugmk.info
Читайте также: