Украсили обитель сентябринками

Тысячи паломников приезжают в село Никольское Волновахского района, чтобы помолиться у часовенки с прахом основателя монастыря,  а заодно полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем и понимающими человеческий язык цветами.

Бесчисленное множество паломников ежедневно посещает монастырь села Никольское Волновахского района, где этим летом побывал патриарх всея Руси Кирилл. Одни - чтобы  помолиться,  другие - просто окунуться в море цветов.

Служат Богу и цветам


С кончиной монаха Зосимы страна потеряла не только ревностного слугу Божьего, но и достойного сына, который смог бы стать у ее главного кормила. Тому, что это не голословное утверждение, имеется великое множество подтверждений. Сосланный в глубинку настоятель за сравнительно короткий отрезок времени возродил угасающие храмы села Никольское Волновахского района, куда вскоре потянулись десятки тысяч прихожан, в том числе - сильные мира сего. Одни искали исцеления от телесных и душевных недугов, других просто интересовал человек светлого ума и неуемной энергии.

Любимая аллея схииеромонаха Зосимы.

В их числе был и автор этих строк. Не скрою, тогда я скептически воспринял фразу монаха:  «Через полтора  десятка лет здесь будет диво дивное». Во-первых, меня обманули еще в  детстве, пообещав, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме, а во-вторых, беседа протекала под музыку влаги, которая сочилась через многочисленные прорехи в  церковной кровле. Теперь же, признаюсь, мне просто стыдно за жирнющий вопросительный знак в конце фразы, которая на поверку оказалась пророческой.

Сегодня монастырь действительно представляет собой диво дивное. Великолепная  архитектура, доказывающая, что не перевелись на  земле Русской зодчие и мастера-строители, множество цветов, где добывают нектар пчелы монастырской пасеки и олеандровые бражники, которых трудник Сергей принял за колибри. Эти насекомые действительно напоминают тропических птичек, поэтому для установления истины понадобилось десятикратное увеличение на мониторе компьютера.

Впрочем, несостоявшаяся сенсация ничуть не омрачила общего впечатления от экскурсии по обители, где живут трудолюбивые люди, которые одинаково служат Создателю и редкой красоты растениям.

С пальмой - по душам

Дончанка Валентина Зинкевич не относится к числу ревностных прихожанок. Однако есть нечто, что роднит сугубо мирскую даму с трудницей Татьяной и монахиней Софией. Все они, оказывается, считают растения одушевленными существами, которые нуждаются не только в уходе, а и в добром слове.

Разумеется, кое-кому «беседы» с геранью, фикусом или комнатной пальмой могут показаться признаком отклонения от психической нормы. Но не будем делать скоропалительных выводов. По крайней мере, до тех пор, пока не узнаем подробности одного удивительного приключения, о котором я услышал от Валентины в монастырских стенах:

- Моей знакомой, - сказала она, - подарили пальму в горшке. Не скажу ничего худого, ухаживала она за новой «квартиранткой» подобающим образом. Регулярно поливала, не скупилась на удобрения. Однако вскоре пальма настолько зачахла, что знакомая вознамерилась выбросить ее вместе с горшком на помойку. А когда я выразила желание забрать пальму себе, бывшая хозяйка даже обрадовалась: «С превеликим удовольствием уступаю ее тебе. Только непонятно, на кой ляд тебе сдалась эта дохлятина?».

Еще по дороге, влача пальму под мышкой к новому месту жительства, Валентина принялась ей выговаривать: «Как тебе не совестно превращаться в мумию? А ну-ка сбрось хандру, докажи, что ты красавица не хуже других». И вы знаете, помогло. Спустя две недели пальма  действительно перестала хандрить, а через месяц и вовсе сделалась красавицей на  загляденье. И все при том, что поили ее той же водопроводной водой и подкармливали теми же удобрениями.

- Ничего удивительного, - пожала плечами матушка Софья.- К земле и всему на ней растущему нельзя приходить без Божьего слова и доброго настроения. Возьмите, к примеру, трудницу Татьяну. Она из тех людей, у которых зазеленеет даже высохший ивовый прутик.

И оживет сухая ветка

Все-таки язык предков был намного богаче, нежели нынешний, до невозможности загрязненный блатным жаргоном и позаимствованными выражениями. Ведь, согласитесь,  какое точное и емкое слово - «трудник». Трудник Евгений, трудница Татьяна... Когда эта немолодая уже женщина начинает говорить о розах, астрах и сентябринках, ее лицо становится удивительно привлекательным.

Татьяна - местная жительница. У нее - семья,  хозяйство, сад, огород, свой цветник, однако женщина ежедневно ухитряется выкроить час-другой, чтобы помочь Софье и другим монахиням, ухаживающим за зеленым убранством обители. И глядя, с какой  старательностью и любовью Татьяна взрыхляла почву на клумбе, я готов был поверить, что в руках ее действительно может зазеленеть сухая ветка.

Трудник  Евгений, мастеровой одного из заводов Донецка, под стать Татьяне. Благожелательно-общителен, словоохотлив, искренне считает, что монастырские цветы помогают обрести душевное равновесие. Собственно, за этим он и пришел в воздвигнутую схииеромонахом Зосимой обитель.

- В общей сложности,- признается добровольный экскурсовод,- планирую здесь пробыть полгода,  затем вернусь к станку. Дел в миру - непочатый край, можно сказать, одна большая конюшня царя Авгия.

Думаю, директор завода не прогадает, взяв Евгения на работу. Если человек трудится в поте лица совершенно безвозмездно, то это свидетельствует о многом. В частности, о бескорыстии и недюжинной духовной силе.

Общий трудовой стаж монахинь Анны и Григории перевалил за сотню лет. Однако обе они предпочитают проводить время в трудах праведных.

Отечеству пример

По причине инвалидности отец Моисей не может работать на земле. Но и он не сидит без дела, вяжет метлы, которыми метут монастырский двор и аллеи. Фигура колоритнейшая, рукоположен самим Зосимой, о котором отзывается с почтением и теплом. Исходящую от Моисея доброту чувствуют даже дикие голуби. Они безбоязненно таскают прутики на строительство гнезд чуть ли не из самых рук старца.

- Люба обитель птице и человеку, - говорит монах, откладывая в сторону готовую метлу. - Иной раз местные парни наберутся  до положения риз и идут в монастырь. «Чего - спрашиваю, - в пьяном виде заявились?». А они отвечают: «Просто на красоту поглядеть, свежим воздухом подышать».

В том, что на территории монастыря идеальная чистота, заслуга старца Моисея.

Но отец Моисей не так прост, как кажется. По поводу предвыборной кампании выдал весьма дельный совет:

- Я тогда еще в миру жил... В селе избирали председателя колхоза... Один из претендентов - молодой агроном, парень шустрый, язык подвешен в нужном положении. А все равно прокатили. И  прокатили потому, что у него дома забор на честном слове держится, крыльцо в засохшем помете. Так и сейчас...  Иные лезут на самый верх, обещают горы золотые, а у самих если не помет на крыльце, то душа завшивлена. Поэтому  гражданина следует  на эту  завшивленность проверять, воздавая должное по делам рук его... Нужен такой человек, который бы по силе духа равенствовал Зосиме. Вот уж действительно государственного ума был муж, трудник великий...

Что ж, в логике старцу Моисею не откажешь. Отечеству действительно необходим лидер, который бы ни в чем не уступал основателю дива дивного. Тогда, глядишь, не только здесь - по всей стране расцветут розы, хризантемы, гвоздики и небесного колеру сентябринки, а сама она станет обителью, где даже малому человечку найдется занятие по душе и место за обеденным столом.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: