Утоляют жажду криницы чумацкого шляха

В этом благодатном уголке лица становятся светлее, а помыслы - чище.

Село Никольское Волновахского района известно на всю Украину своим монастырем и храмами, которые считаются шедеврами старинного и современного зодчества

Черный пепел сожженной истории

Берега речки Кашлагач, истоки которой находятся на склонах Волновахской возвышенности, человек начал обживать значительно раньше первой половины девятнадцатого века. Так, корреспонденту «Донбасса» недавно посчастливилось прикоснуться к каменному топору, подобранному в окрестностях Никольского одним из донецких охотников.

 Останавливались здесь на ночлег и чумаки, проложившие по правому берегу Кашлагача одно из ответвлений соляного шляха. Именно с чумаками молва связывает появление двух криниц, которые сегодня находятся на территории Свято-Никольской и Свято-Васильевской церквей. Целебна ли вода этих криниц, утверждать не берусь, скорее всего, здесь сказалось духовное наследие предков-степняков, возводивших даже малый источник в божественный ранг. Трепетное отношение к криницам передалось и потомкам. По крайней мере, тысячи приезжающих в Никольское паломников предпочитают утолять жажду не газировкой, а водой из выкопанных чумаками колодцев, у которых столь гармонично находятся обе церкви.

К сожалению, история села, уходящая во времена освоения Дикого поля, изобилует множеством белых пятен. Образовались прорехи по милости активистов-вандалов, которые без угрызений совести предали огню иконы старинного письма и церковные книги. Поэтому история Никольского, как и большинства отечественных сел, оказалась разорванной на две части, первая из которых (до 1917 года) напрочь уничтожена.

Сегодня белые пятна пытаются стереть два подвижника - монах Феофан из Свято-Успенского монастыря и школьный учитель Сергей Ядров. Как утверждает сельский голова Николай Кондращенко, ими собран обширный материал. Возможно, он ляжет в основу восстановленной истории села, которое обрело самую широкую известность благодаря великолепным образчикам храмового зодчества.

Возродили божью благодать

Никольское встречало дождем. Тяжелые, словно перезревшие ягоды, его капли вдрызг расшибались о купола величественного собора и крышу часовенки, под сводами которой упокоился основатель монастырского комплекса схиархимандрит Зосима. С небес рявкнул гром - и тут же отозвались все двадцать колоколов сельской глубинки. Пахло озоном, умытой землей и едва уловимо - дремлющими в канделябрах восковыми свечами.

- Бывал здесь множество раз, по делу и просто чтобы оттаять душой, - признается сельский голова. - Место благодатное, способствующее отдохновению и общению с Богом. Обилие цветов, роз и других декоративных растений влечет сюда паломников, любителей экзотики и просто бродяг.

О людях, чья судьба подобна перекати-полю, завожу речь с настоятелем монастыря о. Алипием. Смотрит внимательно и в то же время сквозь собеседника, будто пытается разглядеть пройденную им дорогу. Слова выверены, лицо - сошедшего с древней иконы старца, в без-укоризненно отбеленной годами бороде алмазно вспыхивает ниспосланная небесами дождевая капля.

Голодного накормим, нуждающегося в духовной поддержке приютим,- говорит настоятель монастыря отец Алипий.

«Голодного накормим, нуждающегося в духовной поддержке приютим»,- говорит настоятель монастыря отец Алипий.

- Наши ворота открыты для всех, - говорит настоятель. - Голодного накормим, нуждающегося в духовной поддержке приютим. Многие просятся остаться здесь навсегда. Мы, разумеется, не препятствуем, однако предупреждаем, что монашеская ряса порой бывает тяжелее барской шубы... Вот отец Моисей, с которым вы только что раскланялись, своим послушанием доказал, что достоин быть слугой Божьим. Другие же просто не находят в себе силы духа порвать с прежней жизнью. Особенно это характерно для бродяг... Но, повторяю, каждого ступившего на наш порог мы готовы принять как самого дорогого гостя.

А колхоз пустили под откос

О значимости Никольского в духовном мире свидетельствуют толпы паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Для них здесь строится гостиница на несколько сот мест, действуют три трапезные. Имеется при монастыре и богадельня, где в мире и покое завершают жизненный путь оставшиеся без присмотра старики. Но, к сожалению, в блеске куполов и колокольном звоне поблекла былая слава села-труженика. А ведь именно в Никольском существовал известный на всю округу колхоз имени Петровского, специализировавшийся на овощах и выращивании молодняка крупного рогатого скота.

Сельский голова Николай Кондращенко считает, что долг христианина ко многому обязывает.

Сельский голова Николай Кондращенко считает, что долг христианина ко многому обязывает.

- Построили комплекс на двенадцать тысяч голов, - вспоминает Николай Кондращенко. - Только одного мяса выдавали «на-гора» ежегодно порядка трех тысяч тонн, при деле находилось более четырехсот человек, часть из которых теперь работает на шахте «Южнодонбасская №1» и комбинате огнеупоров. А что, спрашивается, делать людям, когда огородничество и животноводство оказались полностью заброшены… Хотел бы обратить ваше внимание еще на один парадокс: занимающиеся отхожим промыслом земляки живут в селе, пользуются всеми доступными услугами, а подоходный налог с них взимают промышленные предприятия. А ведь нам важна каждая копейка. Например, еще позапрошлым летом постановили отремонтировать мосте через Кашлагач, однако из-за отсутствия финансов объект остается в аварийном состоянии.

Оставшийся в селе крупный рогатый скот теперь считают не тысячами, а единицами.

Оставшийся в селе крупный рогатый скот теперь считают не тысячами, а единицами.

Так уж получилось, что зашедшая в кабинет головы пенсионерка Раиса Северина разговор начала именно с упомянутого моста:

- Споткнешься - и окажешься в речке, - сказала она. - Или машина в воду слетит… В этой связи у меня просьба-наказ: передайте тем, кто собирается баллотироваться в Верховную Раду, что никольские бабушки пойдут голосовать не ранее, чем нам помогут починить мост.

Раиса Андреевна - профессиональный строитель, на счету ее бригады штукатуров-бетонщиц тридцать только одних сельских усадеб, работала она и на строительстве мощнейшего в округе животноводческого комплекса. Того самого, где сегодня не пахнет навозом и сеном.

- При земле кормилось четыреста человек, теперь их осталось вдесятеро меньше,- сердится посетительница. - Это, конечно, прекрасно, что в селе построили такую обитель и дали вторую жизнь Свято-Никольской церкви. Но было бы неплохо заодно восстановить разрушенное производство. Думаю, Господу будет куда приятнее, если в молитвах его упомянут уверенные в завтрашнем дне землепашцы, а не обремененные житейскими неурядицами безработные.

Долг христианина обязывает

Сельский голова, надо отдать ему должное, отлично справился с ролью экскурсовода. Он показал даже то, что, судя по всему, ему не очень хотелось показывать - заброшенное кладбище гитлеровских вояк. Один из них, если верить воспоминаниям старожилов, был расстрелян своими же за попытку мародерства.

- Лично мне, - говорит на прощание Кондращенко, - претит возиться с прахом оккупантов, от рук которых в годы Великой Отечественной погибло и пропало без вести 352 моих земляка. Но долг представителя власти и христианина обязывает навести порядок на немецком кладбище. Так запланировано и так будет сделано.

Что ж, рабочего настроя сельскому голове не занимать. И вообще, жизнь в Никольском не сошла на нет. Пусть сами сельчане ее медом и не считают, но она продолжается. Под перезвон колоколов, которые еще далеким предкам сулили надежду на угодные Создателю и людям перемены.

На берегах Кашлагача

Никольское основано в 1830 году выходцами из Курской, Харьковской, Полтавской и Киевской губерний. Расположено на берегах степной речушки Кашлагач, протекающей по границе Донецкого кряжа и Приазовской низменности. Население - 2065 человек, количество усадеб - 785.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: