Оберег Валерьяновки в огне не горит и в лихие руки не дается
Надеясь на поддержку милостивой иконы Богородицы, жители этого волновахского села и сами отличаются хозяйской смёткой
«Чернозем залегает на аршин и более»
Село Валерьяновка основано в 1838 году выходцами из Черниговской губернии. Географическая привязка - курган Могила Гончариха, по сей день являющийся высшей точкой водораздела, где берут начало шесть малых рек: Кальчик, Малый Кальчик, Мокрые Ялы, Кашлагач, Мокрая и Сухая Волноваха. Во времена Запорожской Сечи здесь пролегал так называемый Нижний волок, по которому казаки добирались от Хортицы до устья Кальмиуса и обратно. Через водораздел проходило также одно из ответвлений чумацкого шляха, о чем свидетельствует цепочка выкопанных в незапамятные времена колодцев.
Храмовый праздник отмечается 21 сентября - именно в этот день валерьяновцы впервые увидели икону Богородицы, созданную на горе Афон безвестным монахом-живописцем. Икону (ориентировочный вес три пуда) доставили в Мариуполь пароходом, а из порта до самого села ее несли на руках крестьяне. Процессию возглавлял священно-служитель, имя которого, к сожалению, установить не удалось.
Солнечный лик Богородицы.
Изначальное название села - Аверьяновка. Местное население сохранило диалект предков («карова», «кабыла») и отличается ярко выраженным трудолюбием и хозяйской смёткой. Подтверждением тому служит место выбора земельного участка, где, по заключению еще царских исследователей-почвоведов, «чернозем залегает на аршин и более».
О. Анатолий (он же известный в недавнем прошлом полузащитник донецкого «Шахтера» Анатолий Раденко).
Несмотря на всеобщий спад, жители Валерьяновки сумели сберечь производственный потенциал, и сегодня входят в тройку наиболее стабильных хозяйств области. Здесь имеется свыше тысячи голов крупного рогатого окота, удой на корову - пять с половиной тысяч литров. Урожаи зерновых достигают пятидесяти и более центнеров с гектара. Только в этом году на приобретение новой техники и инвентаря потрачено несколько миллионов гривен. Средняя зарплата работника СОО «Валерьяновское» - две тысячи семьсот гривен.
Сгорела половина крыши
Предзимье властвовало над селом, окрестными полями и едва проступающим сквозь морось Великоанадольским лесом, а низкое небо, казавшееся закопченным потолком хижины гречкосея, властно возлежало на обновленной крыше Дома культуры.
- Здесь стояла деревянная церковь, - рассказывает сопровождавший корреспондента «Донбасса» сельский голова Константин Шаповалов. - В пятидесятых годах храм Свято-Рождества Богородицы снесли, а на его месте заложили фундамент будущего очага культуры.
А прошлым летом в Валерьяновке произошло чрезвычайное происшествие. Двое местных мальчишек забрались в Дом культуры и забавы ради разложили костер в зрительном зале. Сельчане, по словам Константина, действовали оперативно, чего нельзя сказать о профессиональных огнеборцах. Несмотря на уверения, что обесточено все село, они с места не сдвинулись до приезда бригады энергетиков. В результате огонь уничтожил не только мебель, но и половину крыши.
- Наши старушки по этому поводу шептались, мол, Господь наказал за то, что снесли храм, а на его месте построили клуб, - продолжает сельский голова. - Но я думаю, что здесь куда уместнее упомянуть, что к ответственности так и не были привлечены родители юных поджигателей. Они не уплатили даже штраф в размере пятьдесят одной гривни.
Очаг культуры и Божий храм
Следы летнего поджога сегодня почти не просматриваются. Крыша обновлена, потолок подшит свежим тесом, оконные проемы подготовлены к установке стеклопакетов, в уцелевшей части очага культуры закончен косметический ремонт.
«На ремонт Дома культуры только одних электродов израсходовали четыреста килограммов», - говорит сельский голова Константин Шаповалов.
- На восстановление из местного бюджета выделили несколько сотен тысяч гривен, - загибает пальцы Константин Викторович. - Примерно столько же пожертвовало сельхозпредприятие. Одних только электродов потрачено четыреста килограммов. Так что новоселье не за горами.
Для нового храма Свято-Рождества Богородицы подобрали живописное местечко на берегу небольшого пруда.
Строительство нового храма Свято-Рождества Богородицы приостановлено до весеннего тепла.
- Правда, наши старушки возроптали: не доживем, говорят, до того дня, когда зазвонят колокола церкви, - улыбнулся сельский голова. - Пришлось пойти навстречу. Отдали общине за символическую арендную плату здание старой школы. Строение столыпинских времен, однако простоит еще многие десятки лет. Верующие перенесли туда икону Богородицы, которая вместе с моими земляками прошла гражданскую войну, раскулачивание, гитлеровскую оккупацию и тому подобное. Сейчас в церкве-времянке как раз правится служба. Если имеете желание, могу проводить, а заодно познакомлю с отцом Анатолием. Он у нас сравнительно недавно, но уже успел стать в селе своим. Грамотный, располагающий к себе, деликатный, говорит просто, доходчиво. И в то же время скромен, как и полагается быть слуге Божьему.
На поклон к восставшей из пламени
После зимней серятины лик Богородицы показался прорубленным в тучах: на него как бы ниспадает солнечный свет, а мурлыкавшая у входа прадедовская печка создает атмосферу блаженства и уюта. К сожалению, Константин не успел предупредить, что отец Анатолий является противником проводимых во время богослужения фотосессий. В довершение ко всему, моя коллега по доброте душевной бросилась поднимать с пола коленопреклонённую крошечную старушку. Впоследствии отец Анатолий вынужден был прочесть небольшую лекцию, из которой мы уяснили, что фотовспышки препятствуют схождению в храм небесной благодати. И вообще, все наши журналистские заботы мешают народу молиться, а батюшке - править службу.
Но вернемся к иконе, ради которой, собственно, мы и приехали в Валерьяновку. По мнению знатоков, образ действительно писан на Афоне в позапрошлом веке и обладает даром исцеления, подтверждением чему служат многочисленные примеры. Но соль здесь в другом - в причастности иконы к истории села, а также удивительнейших приключениях рукотворного образа, благополучно пережившего всевозможные гонения и не менее благополучно восставшего из пепла.
- Когда храм разорили, икону погрузили на телегу вместе с другими образами и повезли в райцентр, - рассказывает жительница Валерьяновки Валентина Лупан. - Но ее в последний момент удалось выпросить Христине Исаковой. Впоследствии она хранилась в доме сестер Анны и Дарьи Гриценко. Так вот, однажды у них случился пожар. Возник он сам по себе, сам и погас. Сгорел, в частности, венчавший икону рушник, а на ней треснуло только стекло. Потом о богатой иконе прознали грабители. Воспользовавшись тем, что Дарья ушла в сельповскую лавку, они при помощи эфира усыпили Анну и пытались унести образ Богородицы. Только она не далась в лихие руки...
Дорогу усыпали цветами
Более подробно о похождениях старинной иконы, которая считается оберегом села, поведала заведующая музеем истории Валерьяновки, в прошлом педагог Александра Ходорченко:
- Имею все основания утверждать, что образ Богородицы заказала некая Пелагея Гриценко и что прибыл он в Мариуполь на пароходе. Конечно, если бы при разграблении храма не сожгли церковные записи, мы могли бы знать точную дату важного для нас события... Из опасения, что грабители могут вернуться, сестры передали икону на временное хранение в поселок Владимировка. Однако когда пришло время возвращать, соседи воспротивились. В спор пришлось вмешаться местному священнику. Он посоветовал изготовить несколько записок с названиями окрестных сел, а право тянуть жребий предоставить малолетнему ребенку...
- Вы бы только видели, с каким ликованием мои земляки встречали оберег! - восклицает заведующая музеем. - Несли на специально сделанных ношах, а дорогу усыпали цветами. И знаете, после возвращения жизнь в селе как-то стабилизировалась, возросли надои, нива сделалась более щедрой, а люди - зажиточнее. Ведь недаром же образ Богодицы у нас именуют «Милостивой».
Юрий Хоба. Фото автора и с сайта «Донбасс православный».