Она командовала Богатиковым и покорила Европу с балалаечником
Донецкий концертмейстер Наталья Синельникова - о работе со звездами и сценических казусах.
Автор музыки к гимну Святогорья и к песням «Донбасс» - газета боевая!» и «Нескорена Україна» (прозвучала на недавнем отчете нашей области в Киеве) накануне 65-летия, отмечаемого завтра, призналась, что вместо суеты вокруг стола она продолжит работу над триптихом «Греческие мотивы».
- До пяти лет я с родителями жила в Монголии, а потом мы переехали в Харьков. Любовь к музыке мне прививали прекрасными песнями, - рассказывает концертмейстер Донецкой государственной областной филармонии, заслуженная артистка Украины Наталья Синельникова. - Мама, бывало, варит борщик и заводит какую-то арию. Прекрасный голос был и у отца, в свое время руководившего Восточным ансамблем песни и пляски.
Наталья закончила в Харькове музыкальную школу, училище, консерваторию. Девушке с душой нараспашку хотелось всё ухватить, везде успеть. Один раз чуть не дохваталась…
- Дело было еще в училище. Мы с товарищем, Леонидом Чижиком, составляли фортепьянный дуэт. И играли джаз, который в ту пору СССР отметал как «буржуазную выдумку». Наслушаемся его на подпольных пластинках из рентгеновских снимков - и шпарим по памяти, со своими вариациями. Но как мы ни скрытничали, а однажды нас преподаватели «попалили», - грустно улыбается Синельникова. - Появился приказ о нашем отчислении… Остаться мне помогла слава «красного» деда, а Чижик плюнул на всё и рванул в Москву. Там он стал первым российским концертирующим джазовым исполнителем. С ним начинала карьеру Лариса Долина.
В 1967-м одаренная пианистка приехала в наши края. Пять лет проработала в консерватории шахтерской столицы, а с 1972-го является концертмейстером областной филармонии. Бог сводил ее с замечательными людьми. С одним из них, балалаечником Михаилом Логиновым, который первым исполнил на русском инструменте концерт Паганини, они составляли потрясающий дуэт, который нарекли «Виртуозы Донецка».
Наталью Синельникову и Михаила Логинова называли «Виртуозы Донецка». 1990 г.
- Мы с ним объездили всю Европу: Швейцария, Италия, Франция, Германия! Начинали свои сольники классической музыкой, потом переходили к украинским шлягерам и заканчивали рэг-таймами! Тысячные залы, живой звук - он на стуле с балалайкой, я - за роялем. Почти везде нам предлагали остаться. Так любили! - прикрывает глаза Синельникова. - К сожалению, мы расстались. Было тяжелое время, Логинов уехал в Россию, но там у него не сложилось…
С Богатиковым она познакомилась еще в Харькове, когда Юрий был третьекурсником, а Наталья работала в студенческом театре КВН, где отвечала за «музыкалку».
- Сижу как-то в зале и занимаюсь с женским квартетом постановкой своей песни. Страдаю, что до сих пор не могу отыскать подходящего солиста. И тут режиссер приводит мальчика небольшого росточка, худенького. «Попробуй, - говорит, - с ним». Он взял слова, ноты. Через пару дней репетируем - слышу прекрасный баритон. С эмоциями, настроением! И всё бы хорошо, но я, дотошная, гоняла ребят на репетиции до седьмого пота, оттачивая номер до совершенства. То не туда стал, то не так затянул… И вот, когда мы начали всё по новой уже в пятый раз, Юрий спускается ко мне в зал, подходит, приобнимает за плечи и говорит: «Ну, подожди, Наталья! Мы еще поглядим, кто кем будет…»
Вновь встретились они десятилетия спустя в Донецке, куда Богатиков в 1986-м приехал на гастроли уже будучи народным артистом СССР. Был без пианиста, и ему предложили Синельникову. Наталья и Юрий сразу узнали друг друга, со смехом вспомнили то студенческое выступление. И отработали вместе 22 стадиона!
- В нем было столько огня, живости, обаяния! - вспоминает Наталья Михайловна. - Завораживал одним своим появлением. Так, как его любили, мало кого любят из современных звезд. Машину с нами со стадионов выносили на руках! Он предложил мне работать вместе на постоянной основе. Но Богатиков жил в Ялте, как и мой бывший муж, с которым я не хотела видеться... Поэтому не согласилась.
Об этом, как и о многом другом, Синельникова ничуть не жалеет.
- Мы и в Донбассе были на прекрасном счету, - уверяет она. - На наших концертах с народной артисткой Раисой Кузнецовой, изумительно исполнявшей романсы в эстрадной манере, был постоянный аншлаг. Мы выступали три-четыре раза за сезон в филармонии, гастролировали! Всё творили здесь, на любимой земле.
Сын Сергей, подаривший маме двух внуков, тоже пошел по музыкальной стезе. Сейчас он, скрипач, живет в Германии. А Наталья Михайловна продолжает работать в филармонии, щедро делясь своим опытом с молодыми.
- Вы не только играете, но и пишете музыку. Есть в Донбассе места, как-то вас вдохновляющие?
- Обожаю Мариуполь! Особенно осенью, в дождь. Иногда просто беру утром билет, приезжаю туда, иду на городской пляж. Гляжу, накрывшись зонтом, на серое море и получаю такой заряд энергии! Что-то такое дает мне мерный шум грустных волн, на которые плачет небо… Знаете, я считаю, что если слово, которое, согласно Библии, было в начале начал, имеет конкретную, материальную форму, то музыка - это эфир, взывающий к твоим эмоциям: любви, печали, радости. Так что я занималась - и продолжаю - замечательным делом. И как неисправимый оптимист верю, что всё будет прекрасно и у каждого из нас, и у страны в целом.
«Здравствуйте!» на бис
- Когда мы начали часто ездить с сольными выступлениями, иногда роль ведущей приходилось выполнять мне, - рассказывает Наталья Синельникова. - Объявляла исполнителя, а потом уже садилась за фортепьяно. И вот один раз привезли мы программу в огромный зал ДК «Искра» Мариупольского завода им. Ильича. Вышла я и говорю: «Здравствуйте! Сейчас вы прослушаете то-то и то-то. Поет такая-то, аккомпанирует такая-то». Отчеканила, отыграла пару композиций. Певица удалилась. И вдруг меня «перемкнуло» - поднимаюсь, подхожу к микрофону и с этаким разудалым энтузиазмом выдаю всё сначала: «Здравствуйте…» И так далее. Зал просто лег...
Андрей Кривцун. Фото автора и из архива Натальи Синельниковой.