Мост готов рухнуть
На автомобильном мосту на трассе Докучаевск - Стыла - Старобешево - Амвросиевка из-за деформации опорной балки прогнулись перила и четко обозначился разлом пешеходной дорожки. В любой момент он может обрушиться.
За четверть часа до катастрофы
- В позапрошлом году, - рассказывает начальник волновахского автодора Юрий Демишев, - добытчики металлолома привели в негодность сразу три моста: два неподалеку от старобешевского села Новоекатериновка и один на трассе Докучаевск - Николаевка. Если первую пару объектов мы восстановили сравнительно быстро, то с третьим пришлось изрядно повозиться.
К средствам, потраченным на ликвидацию диверсии, следует отнести пять тонн горючего, которые были сожжены на объездных дорогах водителями автобусов, грузовиков и легковых автомобилей. Но, как вы понимаете, ЧП на трассе Докучаевск - Николаевка могло привести к более тяжким последствиям. Как уже установлено, мост, из тела которого злоумышленники вырезали массивный швеллер, рухнул за семнадцать минут до того, как здесь должен был проследовать рейсовый автобус.
Сооружение долго не простоит, - констатирует главный инженер Докучаевского флюсодоломитного комбината Юрий Поляков.
К сожалению, тогда добытчикам металлолома удалось избежать наказания. Они, очевидно, поняли, что зашли слишком далеко, и не рискнули сдать добычу в ближайшие пункты скупки металлолома. По крайней мене, швеллера или их обрезки не были выявлены на территории Волновахского и Старобешевского районов.
Страховку - в металлолом!
А вот «металлистам», покусившимся на переброшенный через речку Сухая Волноваха железнодорожный мост, повезло меньше. Сотрудниками службы безопасности Докучаевского флюсо-доломитного комбината и раньше фиксировались случаи вредительства на ветке. Они носили единичный характер - складывалось впечатление, что неизвестные проводят пробу сил перед крупной операцией. И в конце концов прогноз подтвердился. Под видом путейцев добытчики металлолома срезали 140 метров проложенных на мосту страховочных рельсов.
- Таким образом, - говорит директор комбината по безопасности Виталий Яковенко, - зло-умышленники создали предпосылку для крушения грузовых поездов и поставили в опасность жизни членов локомотивных бригад. А с этим мы, естественно, мириться не имели права.
После случившегося железнодорожная ветка была взята под жесткий контроль. Устраивались засады в местах возможного появления «металлистов», проводились регулярные рейды. К операции были подключены члены локомотивных бригад, которые докладывали о посторонних лицах в «зоне риска». Как и предполагалось, злодеи вышли на промысел не раньше, чем закончились вырученные за рельсы деньги. Разумеется, опять во всеоружии - с бензиновым резаком и подручным инструментом.
- Злоумышленников, - продолжает Виталий Яковенко, - взяли с поличным. Те настолько опешили, что тут же во всем сознались, а заодно назвали фамилию гражданина, который скупал краденое. Полученные сведения мы немедленно передали сотрудникам Старобешевского райотдела милиции. Насколько мне известно, по данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
Фура идет на взлет
В силу конструктивных особенностей переброшенный через ту же Сухую Волноваху автомобильный мост не представляет особого интереса для добытчиков металлолома. Но получилось так, что именно он стал объектом повышенной опасности.
- «Возраст» сооружения, - признался Юрий Демишев, - исчисляется десятками лет и подходит к критическому. Далее, мост строился во времена, когда максимальный вес грузового транспорта не превышал десяти-двенадцати тонн. Следовательно, он не рассчитан на тяжеловесные фуры, которые оседлали второстепенные магистрали.
Начальник волновахского автодора, безусловно, прав. Когда генеральный директор ДФДК Андрей Пономарев, главный инженер этого предприятия Юрий Поляков и корреспондент «Донбасса» осматривали мост, по нему со скоростью 80 километров в час пронеслась фура. Ее водитель, похоже, не обратил никакого внимания на прогнувшиеся перила и четко обозначившийся разлом пешеходной дорожки.
- Как видите, - объясняет Юрий Поляков, - прогиб и разлом произошли в результате деформации опорной балки. Я, конечно, не специалист в области мостостроения, но, подозреваю, сооружение долго не простоит. Да, и еще вот что... Дорожники утверждают, что к разрушению объекта причастна карьерная техника. Не скрою, БелАЗы действительно ездят по этому мосту. Но крайне редко и без груза.
Через речку окольным путем
Начавшийся процесс разрушения волновахские автодорожники задокументировали и отправили акты в вышестоящие инстанции для принятия соответствующих мер. К бумагам приложены фотографии треснувшей балки, прогнувшихся перил и пешеходной дорожки, передвижение по которой сопряжено с риском для конечностей. Со своей стороны могу предложить снимок той самой фуры, водитель которой гнал на предельной скорости.
Тяжеловесная фура на взлете.
Что же касается докучаевских горняков, то они не стали ждать, когда законные хозяева приступят к починке моста.
- Этот процесс, - говорит гендиректор комбината Андрей Пономарев, - может затянуться на месяцы, а то и на годы. Поэтому нам самим придется строить объездную дорогу и временный мост, по которым пройдет карьерная техника. Курсирующие между Докучаевском и Стылой рабочие автобусы, скорее всего, придется пустить кружным путем через несколько сел Волновахского и Старобешевского районов. Это влетит предприятию в копеечку, но никто нам не позволит подвергать риску жизни людей.
Решение разумное и своевременное. Горняки решили не дожидаться, пока рухнет мост или его закроют на капитальный ремонт. Но все дело в том, что проблема не ограничивается только одним объектом. Так, по имеющимся у меня данным, каждый шестой мост сельской местности нуждается в срочной реконструкции. Как признался один из специалистов «Укравтодора», сооружения начнут сыпаться в ближайшие несколько лет. Причем безо всякого вмешательства добытчиков металлолома.
Юрий Хоба. Фото автора.