Море наступает на усадьбы со скоростью метр в год

Консультант по оползням, директор научно-внедренческого предприятия «Марс» Виталий Высотюк уверен,  что Обрыв еще можно спасти.

В новоазовском селе Обрыв один из жителей уцелел лишь чудом, рухнув с 20-метровой высоты вместе с лопатой и несколькими тоннами глины.

Познакомились мы с Александром Николаевичем  во дворике крошечной усадьбы. Загорелый до неправдоподобия абориген прямо с порога объявил, что сегодня двойной праздник, ради чего он и принял причитающуюся норму:

- Спас и еще мне исполнился пятьдесят один годок!

Осуждать Александра не поднялась рука: ровно двенадцать месяцев  назад он попал в передрягу, из которой удается выбраться далеко не каждому. Копал огород, как земля под ногами вдруг разверзлась...

К морю - на лопате

- Лечу, - хохочет владелец усадьбы, - верхом на ломте глины весом в  несколько тонн и думаю только о том, чтобы не потерять лопату. А потом как плюхнусь в набежавшую волну, только брызги полетели. Когда очухался, понял, что живой. Только мертвый бы не услышал, как жена на верхотуре визжит. «Дура, - кричу ей, - отойди подальше, не то совсем огорода лишимся!». Добрался домой окружным путем. Перетянули мне ребра простынкой и стакан обезболивающего вкатили... Нет, к докто-рам не обращался. А напрасно... Видишь, левая бочина деформировалась.

Рассказ летуна консультант по оползням, директор научно-внедренческого предприятия «Марс» Виталий Высотюк выслушал внимательно. Правда, куда больше его заинтересовала карта, на которую Александр наносит сдаваемые древней Меотиде позиции:

- Вот тут туалет был... унесло. Улетел в тартарары и подвал с двумя вишнями. А в среднем море наступает со скоростью один метр в год.

Местными властями отчаянный мужик  откровенно недоволен. Дескать, ничего не делают, чтобы остановить ползущую тихой сапой катастрофу:

- Все  ссылаются на отсутствие денег и ждут помощи от государства. Но ведь и самим надо шевелиться. Надеюсь, вы обратили внимание на автомобильные покрышки под обрывом?

А вон, чуть поодаль, один из соседей примитивный ряж соорудил. И, знаете, помогает... А если из бетонных кубов простенькие волноотбойники поставить, глядишь, целы были бы туалет с подвалом, да и я бы не кувыркался с  двадцатиметровой высоты.

Пропасть на месте, где был подвал и стояли вишни в новоазовском селе Обрыв

«Недавно, - сетует Александр Николаевич, - здесь был подвал и стояли две вишни. Ныне на том месте пропасть».

Пройтись по песчано-резиновому пляжу не удалось: мешали лодочные гаражи, о железные ворота которых разбивались грязные волны...

- Диагноз неутешительный, - подвел итог Виталий Высотюк, - однако не безнадежный. Людей, конечно, следует отселить подальше и всерьез заняться берегом. А для начала я бы запретил новостройки.

Злой разлом


Стык берега и моря горазд на сюрпризы. Особенно дурную славу заслужил участок побережья у села Юрьевка Першотравневого района, где на мелководье в двадцати метрах от уреза воды едва не утонул учащийся одной из мариупольских школ и погиб спасавший его дядя. Трагедия на пляже Юрьевки породила несколько версий. Но, по убеждению консультанта, причина кроется в глобальном разломе коренных пород, пересекающем всё Азовское море.

О существовании больших и малых разломов я впервые узнал от начальника Приазовской геолого-разведочной экспедиции Алексея Малого. Он же показал корреспонденту  «Донбасса» прелюбопытнейшую карту Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. Так вот, основатели сел и самого уездного города сумели определить местонахождение коварных трещин.

- А никакого чуда здесь нет, - объяснил Алексей Васильевич, - просто далекие предки последовали примеру лис, которые никогда не роют норы в гиблых местах. К слову, Юрьевка не исключение. Это уже в наше время пансионаты и базы стали строить на самом разломе.

- He следует рассматривать земную твердь в качестве единого монолита, - пополнил мои  знания Виталий Александрович. - Она состоит из плит, которые пребывают в постоянном движении. Особенно заметны данные процессы на берегах морей и океанов. Поэтому прежде чем приступить к борьбе с оползнями, надо перво-наперво обратить внимание на наличие разломов.

Земная кора в вертикальном разрезе тоже весьма неоднородна. Слой глины, слой воды, слой песка и вновь вода. Получается что-то вроде сырого пирога, который беспрестанно сползает в сторону моря. Это движение заметно отслеживается в верхнем ярусе села Мелекино, которое местные жители пытаются задержать при помощи подпорных сооружений.

Укрепить берег можно


- Потомки рыбаков, - констатирует Виталий, - совершают грубейшую ошибку. Следует не запирать разжиженные массы, а дать возможность воде свободно выйти наружу, лишив тем самым слоеный пирог зыбкой основы. Как это сделать на практике, мы с моим учителем,  известным ученым Евгением Соболевым можем подсказать и даже принять практическое участие в укреплении строптивых берегов Азовского моря.

Имеются  разработки по спасению мариупольского поселка Песчаный, сел Мелекино, Бабах-Тарама, Обрыв и других. Остановка - за исполнителем.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: