Водители и пассажиры подвергаются неоправданному риску
Когда пересекают мосты Старобешевского и Волновахского районов
Крутой нрав реки и... фур
Название реки - Сухая Волноваха - говорит само за себя. Вообще-то это даже не река, а ручей, который бы давно зачах без Новотроицкого рудоуправления и Докучаевского флюсо-доломитного комбината. По имеющимся сведениям, карьерные насосы обоих предприятий ежесуточно выдают «на-гора» сотни тысяч кубометров очищенной воды. Однако Сухая Волноваха в половодье ведет себя как и подобает настоящей реке и за годы своего существования успела проложить среди полей внушительных размеров русла. Не исключено, что ее бурный нрав и стал одной из причин разрушения автомобильного моста на трассе Амвросиевка - Старобешево - Докучаевск.
Впрочем, специалисты склонны придерживаться другой версии. По словам начальника отделения «Автодора», обслуживающего Старобешевский и Волновахский районы, Юрия Демишева, здесь не обошлось без влияния фур.
- Тяжеловесный транспорт, - говорит Юрий Петрович, - стал бичом магистралей и дорог местного значения. Особенно пострадали последние. Дело дошло до того, что отдельные участки проселков сделались непроезжими для вездеходов. Не выдержали резко возросшей нагрузки и мосты в сельской местности.
Переправа через Сухую Волноваху не стала исключением, в чем собкор «Донбасса» имел возможность убедиться еще весной текущего года. Дорожное полотно дало заметную просадку над поверхностью воды. А полное обрушение моста могло бы прервать сообщение Докучавского флюсо-доломитного комбината базы со Стыльским карьером и заодно удлинило бы маршрут Старобешево - Докучаевск на несколько десятков километров.
Загнали воду в трубы
Поэтому горняки исподволь начали готовиться к худшему варианту. Еще во время весенней инспекции председатель правления ДФДК Андрей Пономарев и главный инженер предприятия Юрий Поляков вчерне набросали план строительства запасного пути и подсчитали грядущие расходы. При этом развернутую деятельность руководство особо не афишировало: кто знает, как отреагировали бы инвесторы на такую самодеятельность.
Однако дальнейшие события подтвердили их правоту. Прошли весна, лето, осень, но к ремонту моста никто не приступал, а когда уже в декабре прибыли представители внедренческого предприятия «Мост», то выяснилось, что объект можно восстановить лишь после временного вывода из эксплуатации.
После такого заключения работы на переправе развернулись с полной силой. Требовалось в кратчайшие сроки загнать Волноваху в громадные трубы, сделать настил и, главное, отсыпать полотно. Помимо бульдозера и экскаватора, здесь ежедневно работают пять большегрузных самосвалов, которые уже перевезли не одну сотню кубометров горной массы.
- График работы очень плотный, - рассказывает директор по капитальному строительству предприятия Владимир Яицков. - И если погода не выкинет какую-нибудь фортель вроде снежных заносов или крепких морозов, управимся к середине будущего месяца.
Переправу, как и объездную дорогу, горняки строят сугубо для собственных нужд. Но они, по заверению Владимира Михайловича, не станут препятствовать движению пассажирского автотранспорта.
А под мостом прораб нас встретил
На будущий месяц ориентируются и ремонтники из внедренческого предприятия «Мост», которые возглавляет прораб Юрий Нетреба. Несмотря на молодость, парень хорошо ориентируется в общей обстановке, а его пояснения конкретны и исчерпывающи:
- Сейчас, - говорит он, - ведем сварочные работы на опорах. Сверху двое наших прибиваются к поврежденной балке, из-за которой, собственно, сооружение и дало крен. После того, как горняки дадут «добро» на движение по объездному пути, перекроем трассу и приступим к основной операции, целью которой является устранение деформации и увеличение грузоподъемности моста.
Многие водители почему-то не замечают ни предупреждающих знаков, ни работающих людей.
Во время интервью периодически приходилось повышать голос, чтобы перекрыть гул автомобильных моторов. Несмотря на предупреждающие знаки, оранжевые куртки рабочих и довольно скользкое полотно, водители не сбрасывали скорость.
- Не жалеют ни себя, ни других, - в сердцах сказал один из ремонтников, стряхивая с одежды грязные брызги. - И куда, спрашивается, летят? На тот свет, что ли?
Разумеется, отдельно стоящий мост, даже если он играет стратегическую роль, не может считаться поводом для журналистского расследования. Но дело в том, что более половины мостов сельской глубинки отслужили отведенные им сроки, а шесть (два в Волновахском и четыре в Старобешевском районах) находятся в аварийном состоянии.
- Данные сооружения - подводит итог Юрий Демишев, - могли бы простоять еще полтора-два десятилетия. Однако в результате безжалостной эксплуатации они сделались потенциально опасными объектами. По ориентировочным прикидкам, упомянутые шесть мостов за сутки пересекает порядка семисот автомобилей, в том числе - пассажирских автобусов. В итоге тысячи людей ежедневно подвергаются прямой опасности.
И это, к сожалению, не всё. Мосты сельской глубинки время от времени подвергаются набегам добытчиков металлолома. Наша газета уже писала о том, что по милости «металлистов» едва не произошло железнодорожное крушение на перегоне Докучаевск - Стыла, а неподалеку от волновахского села Николаевка микроавтобус с пассажирами лишь чудом не ушел в образовавшуюся на мосту дыру. Следовательно, причиной столь тревожного положения является не Сухая Волноваха и другие мелкие реки, а человеческий фактор, который, по мнению Юрия Демишева, обладает значительно большей разрушительной силой, нежели стихия.
Юрий Хоба. Фото автора.