Посевать нужно из рукавицы, а пироги печь в виде месяца!
Череда январских праздников продолжается. В ночь на пятницу мы отмечаем еще один Новый год. Только «старый». О его истоках, а также особенностях празднования в нашем регионе «Донбассу» рассказали ученые умы Донецкого национального университета.
Космический переходный период
- Известно, что определение «старый Новый год» связано с календарной реформой. Но подобным образом «поехали» многие праздники, а дважды мы гуляем лишь этот. Почему? - интересуюсь у доцента кафедры украинской филологии и культуры ДонНУ Натальи Шаповаловой.
- Дело в том, что в данном случае слово «старый» напоминает нам еще и о древних традициях. Именно поэтому самый необычный праздник постсоветского пространства не смогли стереть ни время, ни многочисленные изменения в общественной и политической жизни. Наши далекие предки считали, что каждый год Космос переживал своего рода «переходный период», находясь на грани бытия и небытия. Этот особенный отрезок, известный нам как святки, согласно древнейшим мифам, длился с 6 по 19 января, то есть - с Рождества Христова до Крещения. Так что фактически настоящий старый Новый год праздновался двенадцать суток (это число у древних считалось сакральным и связывалось с законами мироздания), наполненных особым магическим смыслом. Они требовали ритуалов, часть которых дошла до наших дней. Это и семейное застолье, и новогодние пожелания родственникам и друзьям, и карнавальные костюмы, и, конечно же, обряд посевания (засевания).
- Наталья Петровна, а каким образом выбор пал именно на эти зимние дни?
- Люди внимательно следили за природными явлениями, и то, что происходило на земле, связывали с движением планет, уделяя особое внимание солнцу, месяцу, первой звезде на ночном небе. Как раз между 6 и 19 января солнце проходит через созвездие Стрельца, которое у древних славян связывалось с именем Сварога - божества Небесного света.
Щедривка вам - не колядка!
- Что такое «маланкування» и «Васили»?
- В христианском календаре 13 января связано с именем преподобной Мелании Римлянки, которую народ переиначил в Маланку, а 14-е, день Обрезания Господнего, - с именем святого Василия. Праздничные молодежные развлечения предновогодним вечером и называют «маланкуванням», а его - Щедрым, с надеждой на грядущие хороший урожай и благополучие. Считалось, что в это время в каждый дом, на каждое крестьянское поле, в каждый хлев с неба спускался Щедрый бог, который может исполнить любое желание. Тогда-то и пели особенные песни зимнего цикла - щедривки, в том числе общеизвестные: «Щедрий вечір, добрий вечір, добрим людям на здоров'я!».
- А в чем разница между предрождественскими колядками и щедривками, которые исполняются под старый Новый год?
- Они действительно похожи. И те, и другие несут в себе радость, ощущение чего-то нового, содержат поздравления и добрые пожелания хозяевам и их детям, а те, кто их исполняет, получают символические дары. Песни эти связаны с единой вереницей зимних праздников и верой наших предков в магическую силу слова, поэтому так старательно разучивались и передавались от поколения к поколению. А разница состоит в том, что колядки изначально прославляли рождение солнечного божества Коляды, а щедривки - молодого Месяца, в форме которого, кстати, пеклись раньше в Новый год пироги и вареники. В Щедрый вечер в семье проводился такой обряд: мать просила детвору выйти из комнаты и ставила на столе большую миску с пирожками. Отец садился за стол, наклонив голову, чтобы лица не было видно за этим вкусным символом щедрости, богатства. Ребятишки, войдя в комнату, спрашивали, где же отец, а тот отвечал: «Дай Боже, чтобы и в Новом году вы меня так же не видели!».
«Творцы Вселенной»
- Откуда пришел обряд посевания?
- Наши предки считали, что мир был создан путем засевания волшебного поля (неба) золотым зерном (звездами). В момент нового рождения Вселенной нужно было заново пережить всё то, что когда-то обеспечило появление мира. Вот они и сеяли-веяли, становясь на эти двенадцать священных суток «творцами Вселенной». Кстати, земная обработка поля также приравнивалась к сотворению мира. Так что полевые работы раньше были вовсе не прозаическим занятием. То есть засевание было призвано обеспечить не только богатый урожай на наших полях, но и порядок во всей Вселенной. Так что мальчики и мужчины, которые и сейчас на рассвете старого Нового года приходят вас поздравить, - продолжатели древней красивой традиции.
- Каким зерном правильнее посевать?
- Наши предки всегда брали для этого самое лучшее - пшеницу или рожь. Живое, не дробленное зерно (и уж, конечно, не манная крупа, какой из нее урожай!) должно было в комплексе с добрыми словами-пожеланиями обеспечить семье хороший урожай, благополучие, здоровье и процветание в Новом году. Сыпали его не горстями из карманов, как многие сейчас делают (голая рука - признак бедности), а из специально связанной по такому поводу заботливыми мамиными или бабушкиными руками теплой шерстяной рукавички. Это тоже было своего рода пожелание: чтобы год выдался таким же «теплым и пушистым», а еще - «богатым» (шерсть - напоминание о домашних животных, которые считались воплощением богатства). Ну а «волшебные слова-пожелания» совсем не сложные: «Сею, вею, посеваю! С Новым годом поздравляю!», «Хай родиться жито, пшениця і всяка пашниця! На щастя, на здоров’я, на Новий рік!».
В Горловке вызывали Ленина и... Есенина
- В Донбассе проживает 114 национальностей, так что вычленить какую-то единую традицию встречи старого Нового года у нас практически невозможно, - отмечает доцент кафедры русской литературы, кандидат филологических наук ДонНУ, крупнейший специалист в области устного народного творчества Петр Тимофеев. - Люди приезжали сюда на заработки, потом оседали, их психология со временем менялась. Но внутренняя связь между теми, кто ушел на заработки, и родней, оставшейся в дальних селах, сохранялась. Так и появились у нас смешанные традиции. К примеру, щедривки, как правило, исполняются на украинском языке, а беседа ведется на русском… Сплелись в затейливый узор и обряды - Дона, Западной Украины, прочих мест, откуда к нам явились переселенцы.
«В селах и городах блюдце при гадании использовали по-разному», - рассказывает Петр Тимофеев.
В селе Торское (Краснолиманский район), к примеру, во время святок забивали колесо с телеги в лед. Закрепляли так, чтобы оно вмерзало и могло крутиться. Потом приделывали к нему длинное «плечо», к которому, в свою очередь, - сани. Колесо раскручивали, сани мчались, будто карусель. А символизировала эта конструкция солнцеворот, радость от того, что зима начинает сдавать права…
- В детстве во время святок в том же Торском я сам участвовал в одном обряде. Правда, тогда для меня это была просто забава, - вспоминает Петр Тимофеевич. - Мы заливали водой высоченные склоны, которые вели прямо к реке под названием Черный Жеребец. И мчали по ледяной дорожке вниз на немыслимой скорости. Гора олицетворяла горе и преграды, а река, на которую вылетали сани, была символом широкого жизненного простора.
Если в селах на старый Новый год гадали (к примеру, наливали в блюдце воды, рядом сыпали пшено, открывали дверь и запускали петуха: если он начинал клевать пшено - всё в порядке, если же сразу приступал к воде, то муж будет пьяница), устраивали вертепы (этим и сейчас славится Звановка, что в Артемовском районе), то в городах предпочитали… спиритические сеансы.
- Это было особенно распространено в 60-70 годы прошлого века в Горловке, Енакиеве, Дзержинске, Славянске, Мариуполе, - продолжает Тимофеев. - Люди, собравшиеся на такие сеансы, чертили на листе круг, квадраты, расставляли соответствующим образом буквы и цифры. Потом брали фаянсовое блюдце, переворачивали его и клали на лист. Каждый прикасался к нему, загадывал определенное желание, задавал интересующие вопросы. И оно начинало метаться от буквы к букве, складывая слова. Что интересно, чаще всего вызывали духов… Ленина и Есенина. Я присутствовал несколько раз на подобных действах в Горловке. Однажды заявил, что блюдце, скорее всего, толкают. В ответ присутствующие подозвали поближе и показали, что их пальцы не доставали до него на считанные миллиметры! Это уже потом я узнал, что биоэнергетика способна и не на такое. Можно гнуть ложки, видеть человека насквозь. Потенциал человека огромен, но раскрывается почему-то лишь вследствие чрезвычайных ситуаций.
Что же до обряда посевания, то, по словам Петра Тимофеевича, в обязательном порядке ребята ходили к крестным матерям, которые почитались наряду с родными. Деток, устами которых, как известно, глаголет истина (соответственно, магическая сила щедривок увеличивается), принято благодарить. Но если раньше это были конфеты, то теперь, чаще всего, деньги.
- Сейчас, увы, многие традиции забываются, - сетует ученый. - Идет американизация общества, мы утрачиваем созидательное начало. Конечно, хорошо, что восстанавливают церкви, но они лишь поддерживают и лечат душу. А наполняют ее народные культурно-исторические традиции.
Андрей Кривцун. Фото автора.