Перестройка Донецка к Евро: окончательный вариант
«Донбасс» узнал, почему новый автовокзал построили в таком странном месте, когда откроется аквапарк и что спрятано внутри монумента освободителям Донбасса
До начала чемпионата Европы по футболу, который стал толчком для строительного бума и масштабной реконструкции в Донецке, остался всего год. Теперь уже можно наверняка сказать, что изменится в городе к этой дате, а что останется по-старому. С помощью специалистов Главного управления градостроительства и архитектуры «Донбасс» выяснил, в каком состоянии сейчас находятся самые крупные и ожидаемые проекты, призванные преобразить шахтерскую столицу.
Автобусы объединяют с электричками
Пожалуй, самая актуальная перемена в эти дни - закрытие Путиловского автовокзала, который находится в стадии ликвидации, и перенос всех его маршрутов на новый автовокзал Западный. По словам городского головы Александра Лукьянченко, все основные коммуникации, необходимые для того, чтобы этот вокзал начал функционировать, уже готовы, и в этом месяце он начнет работу.
Однако своими глазами горожане новый вокзал не видели по одной простой причине - он находится где-то в Куйбышевском районе, на Красноармейском проспекте, в месте, о существовании которого до недавнего времени никто и не подозревал. Такой выбор городских властей у многих вызывает недоумение, тем более что изначально Путиловский планировали перенести всего лишь немного ближе к аэропорту. Однако затем план изменился, и, как выяснилось, определенная логика в этом есть: новый автовокзал должен стать частью целой транспортной системы, которая свяжет автобусный пригородный транспорт с железнодорожным.
Александр Каверин показывает, как будет расположен новый комплекс железнодорожного вокзала.
Реконструкция донецкого железнодорожного вокзала, которая сейчас в разгаре, идет в соответствии с планом развития пригородных пассажирских перевозок. Он направлен на то, чтобы по области было удобно передвигаться не только маршрутками, но и электричками. Центральное здание вокзала для поездов дальнего следования останется тем же, что и сейчас, его лишь реконструируют. А вот для пригородных поездов строятся сразу два новых терминала: один справа от главного здания, другой - на противоположной стороне, за платформами. По карте видно, что, если двигаться по улице Артемовской, то от этого нового терминала совсем недалеко до Красноармейского проспекта и Западного автовокзала. По этому маршруту будет пущен городской транспорт, и благодаря такому расположению с железнодорожного на автовокзал будет гораздо быстрее и легче добраться, чем в район нынешнего Путиловского.
Перемены ожидают и Привокзальную площадь. Ее не будут перестраивать, а просто благоустроят, уберут торговые палатки и вернут ей тот облик, который она имела первоначально.
Уже практически готов новый терминал аэропорта «Донецк». Строительство и остекление полностью завершены, идут внутренние отделочные работы. Окончательный вид здания заметно отличается от проекта, который горожанам презентовали в сентябре 2009 года. Так, в середине вокзального комплекса возвышается башня, которой не было на проектных эскизах. Но элементы дизайна - это мелочи, главное - что новый аэровокзал будет введен в эксплуатацию уже в конце этого года.
Новый терминал донецкого аэропорта уже практически готов. От первоначального проекта он отличается наличием башни.
Кстати, рядом с новым терминалом сохранится и историческое здание первого донецкого аэропорта 1933 года по-стройки. Сейчас оно находится на задворках Путиловского автовокзала, но проект VIP-терминала, который будет построен на этом месте, предполагает его сохранение и реконструкцию.
Донецкие парки берут пример с Нью-Йорка
Подходит к своему логическому завершению и благоустройство парка вокруг «Донбасс Арены». Первоначальная идея, которая включала в себя и аттракционы, и чуть ли не аквапарк, со временем сильно изменилась. Как видно уже сейчас, акцент сделан на спокойный созерцательный отдых и общение с природой. Теперь концепцию этого места всё чаще описывают в духе известного центрального парка Нью-Йорка, знаменитого своими ландшафтами, которые выглядят очень натурально, хотя созданы руками человека. Донецкий парк с нью-йоркским объединит и то, что он станет единственным местом в Украине, где разрешено ходить по траве и загорать на газонах. Кстати, уже сейчас здесь можно увидеть сидящих на траве людей, которых никто не прогоняет.
Идея музыкального парка, которая много обсуждалась в прошлом году, также найдет свое воплощение - уже этим летом среди деревьев должны появиться специальные противовандальные установки, из которых будет звучать негромкая классическая музыка.
Есть хорошая новость и для тех, кто любил старый добрый парк Ленинского комсомола: аллея, где расположены станция «Пионерская» детской железной дороги и «Поляна сказок», в ближайшие годы останется без изменений.
А на звание центра более активного и экстремального отдыха всё больше претендует парк имени Щербакова. Здесь, в районе бывшего кинотеатра «Зеленый», вовсю идет строительство аквапарка. Дончане давно мечтали о собственном комплексе водных аттракционов, но все предыдущие проекты не продвигались дальше разговоров. А на этот раз всё серьезно: весной 2012 года объект будет открыт. Он станет самым крупным и современным крытым аквапарком в Украине и будет работать круглый год. Причем крыша строится раздвижная, так что летом можно будет отдыхать под открытым небом. Подробности его «начинки» держатся в секрете, но мы выяснили, что точно будет восемь основных горок, а также дет-ский городок и «тихая река».
Внутри памятника откроют музей
Внутри монумента «Твоим освободителям, Донбасс» завершается обустройство музея Великой Отечественной войны, сейчас идут отделочные работы. Поначалу музей планировали соорудить в традиционном стиле. Но потом подумали и решили, что жизнь не стоит на месте, и просто экспонатами под стеклом сейчас мало кого заинтересуешь. В итоге упор сделали на мультимедийные средства подачи информации. Кроме этого, внутри монумента выделили место и для маленькой экспозиции современного искусства. Увидеть всё это своими глазами дончане впервые смогут в День освобождения Донбасса.
Похоже, повезло наконец и областной художественной галерее, которая уже много лет ютится в совершенно не подходящем для нее месте (а точнее - в цокольном этаже жилого дома).
- Строительство нового здания для художественного музея - решенный вопрос, - говорит начальник отдела планировки и застройки Главного управления градостроительства и архитектуры Александр Каверин. - Этим объектом занимается областная власть, которая уже определилась с финансированием и зарезервировала для него земельный участок чуть ниже гостиницы «Виктория», возле водохранилища. Но этот проект решили не привязывать к Евро-2012, и строительство начнется сразу после окончания чемпионата.
Открытый конкурс на проект музея еще идет, победитель определится примерно через месяц. Но уже известно, что из-за особенностей рельефа здание будет построено так, что входы с разных сторон расположатся на разных этажах.
Проект реконструкции фасада цирка «Космос», как видите, получился достаточно скромным. Но министерство культуры до сих пор не может осилить и этого.
А вот перспективы цирка «Космос», который тоже давно нуждается в реконструкции, пока не столь ясны. Управлением генерального плана еще год назад был согласован проект нового фасада, светлого и нарядного, со скульптурной группой. Внутри больших изменений не предусматривалось (хотя они бы не помешали) - был только план ремонта подвесного потолка над ареной. В любом случае, до сих пор этот проект так и остается на бумаге. Всё это время руководство цирка безуспешно ждет помощи от министер-ства культуры, которое полтора года назад пообещало профинансировать ремонт, но так этого и не сделало.
В точно таком же положении находится и Дворец молодежи «Юность», который превратился в настоящий позор Донецка, пугая своим обшарпанным видом звездных гастролеров. Судя по всему, оказаться на балансе министер-ства культуры - это худшее, что может случиться с донецким зданием.
Метро: и всё-таки оно строится
Слово «метро» в применении к Донецку уже давно звучит как неудачная шутка. Но городские власти, как ни странно, по-прежнему верят в то, что его еще удастся построить. Конечно, уже не к Евро-2012, но когда-нибудь потом.
- Надежда еще не умерла, - говорит Александр Каверин. - Донецку нужно метро. Были разговоры об альтернативе, пытались придумать что-то попроще - мини-метро, скоростной трамвай. Но пока рабочим остается проект метро. И оно всё-таки строится. Мы очень надеемся запустить первую очередь, а дальше оно начнет потихоньку развиваться. Конечно, финансирование очень плохое. Дают от двадцати до сорока миллионов в год. Двадцати достаточно только на содержание того, что есть. А сорок - это чтобы еле-еле копать.
Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.