Перестройка Донецка к Евро: окончательный вариант

«На новом автовокзале заканчиваются последние приготовления, и 17 мая он начнет работу», - рассказывает заместитель генерального директора по организации контроля и перевозок ОАО «ДОПАС» Константин Касьянов.

«Донбасс» узнал, почему новый автовокзал построили в таком странном месте, когда откроется аквапарк и что спрятано внутри монумента освободителям Донбасса

До начала чемпионата Европы по футболу, который стал толчком для строительного бума и масштабной реконструкции в Донецке, остался всего год. Теперь уже можно наверняка сказать, что изменится в городе к этой дате, а что останется по-старому. С помощью специалистов Главного управления градостроительства и архитектуры «Донбасс» выяснил, в каком состоянии сейчас находятся самые крупные и ожидаемые проекты, призванные преобразить шахтерскую столицу.

Автобусы объединяют с электричками

Пожалуй, самая актуальная перемена в эти дни - закрытие Путиловского автовокзала, который находится в стадии ликвидации, и перенос всех его маршрутов на новый автовокзал Западный. По словам городского головы Александра Лукьянченко, все основные коммуникации, необходимые для того, чтобы этот вокзал начал функционировать, уже готовы, и в этом месяце он начнет работу.

Однако своими глазами горожане новый вокзал не видели по одной простой причине - он находится где-то в Куйбышевском районе, на Красноармейском проспекте, в месте, о существовании которого до недавнего времени никто и не подозревал. Такой выбор городских властей у многих вызывает недоумение, тем более что изначально Путиловский планировали перенести всего лишь немного ближе к аэропорту. Однако затем план изменился, и, как выяснилось, определенная логика в этом есть: новый автовокзал должен стать частью целой транспортной системы, которая свяжет автобусный пригородный транспорт с железнодорожным.

Александр Каверин показывает, как будет расположен новый комплекс железнодорожного вокзала.

Александр Каверин показывает, как будет расположен новый комплекс железнодорожного вокзала.

Реконструкция донецкого железнодорожного вокзала, которая сейчас в разгаре, идет в соответствии с планом развития пригородных пассажирских перевозок. Он направлен на то, чтобы по области было удобно передвигаться не только маршрутками, но и электричками. Центральное здание вокзала для поездов дальнего следования останется тем же, что и сейчас, его лишь реконструируют. А вот для пригородных поездов строятся сразу два новых терминала: один справа от главного здания, другой - на противоположной стороне, за платформами. По карте видно, что, если двигаться по улице Артемовской, то от этого нового терминала совсем недалеко до Красноармейского проспекта и Западного автовокзала. По этому маршруту будет пущен городской транспорт, и благодаря такому расположению с железнодорожного на автовокзал будет гораздо быстрее и легче добраться, чем в район нынешнего Путиловского.

Перемены ожидают и Привокзальную площадь. Ее не будут перестраивать, а просто благоустроят, уберут торговые палатки и вернут ей тот облик, который она имела первоначально.

Уже практически готов новый терминал аэропорта «Донецк». Строительство и остекление полностью завершены, идут внутренние отделочные работы. Окончательный вид здания заметно отличается от проекта, который горожанам презентовали в сентябре 2009 года. Так, в середине вокзального комплекса возвышается башня, которой не было на проектных эскизах. Но элементы дизайна - это мелочи, главное - что новый аэровокзал будет введен в эксплуатацию уже в конце этого года.

Новый терминал донецкого аэропорта уже практически готов. От первоначального проекта он отличается наличием башни.

Новый терминал донецкого аэропорта уже практически готов. От первоначального проекта он отличается наличием башни.

Кстати, рядом с новым терминалом сохранится и историческое здание первого донецкого аэропорта 1933 года по-стройки. Сейчас оно находится на задворках Путиловского автовокзала, но проект VIP-терминала, который будет построен на этом месте, предполагает его сохранение и реконструкцию.

Донецкие парки берут пример с Нью-Йорка

Подходит к своему логическому завершению и благоустройство парка вокруг «Донбасс Арены». Первоначальная идея, которая включала в себя и аттракционы, и чуть ли не аквапарк, со временем сильно изменилась. Как видно уже сейчас, акцент сделан на спокойный созерцательный отдых и общение с природой. Теперь концепцию этого места всё чаще описывают в духе известного центрального парка Нью-Йорка, знаменитого своими ландшафтами, которые выглядят очень натурально, хотя созданы руками человека. Донецкий парк с нью-йоркским объединит и то, что он станет единственным местом в Украине, где разрешено ходить по траве и загорать на газонах. Кстати, уже сейчас здесь можно увидеть сидящих на траве людей, которых никто не прогоняет.

Идея музыкального парка, которая много обсуждалась в прошлом году, также найдет свое воплощение - уже этим летом среди деревьев должны появиться специальные противовандальные установки, из которых будет звучать негромкая классическая музыка.

Есть хорошая новость и для тех, кто любил старый добрый парк Ленинского комсомола: аллея, где расположены станция «Пионерская» детской железной дороги и «Поляна сказок», в ближайшие годы останется без изменений.

А на звание центра более активного и экстремального отдыха всё больше претендует парк имени Щербакова. Здесь, в районе бывшего кинотеатра «Зеленый», вовсю идет строительство аквапарка. Дончане давно мечтали о собственном комплексе водных аттракционов, но все предыдущие проекты не продвигались дальше разговоров. А на этот раз всё серьезно: весной 2012 года объект будет открыт. Он станет самым крупным и современным крытым аквапарком в Украине и будет работать круглый год. Причем крыша строится раздвижная, так что летом можно будет отдыхать под открытым небом.  Подробности его «начинки» держатся в секрете, но мы выяснили, что точно будет восемь основных горок, а также дет-ский городок и «тихая река».

Внутри памятника откроют музей

Внутри монумента «Твоим освободителям, Донбасс» завершается обустройство музея Великой Отечественной войны, сейчас идут отделочные работы. Поначалу музей планировали соорудить в традиционном стиле. Но потом подумали и решили, что жизнь не стоит на месте, и просто экспонатами под стеклом сейчас мало кого заинтересуешь. В итоге упор сделали на мультимедийные средства подачи информации. Кроме этого, внутри монумента выделили место и для маленькой экспозиции современного искусства. Увидеть всё это своими глазами дончане впервые смогут в День освобождения Донбасса.

Похоже, повезло наконец и областной художественной галерее, которая уже много лет ютится в совершенно не подходящем для нее месте (а точнее - в цокольном этаже жилого дома).

- Строительство нового здания для художественного музея - решенный вопрос, - говорит начальник отдела планировки и застройки Главного управления градостроительства и архитектуры Александр Каверин. - Этим объектом занимается областная власть, которая уже определилась с финансированием и зарезервировала для него земельный участок чуть ниже гостиницы «Виктория», возле водохранилища. Но этот проект решили не привязывать к Евро-2012, и строительство начнется сразу после окончания чемпионата.

Открытый конкурс на проект музея еще идет, победитель определится примерно через месяц. Но уже известно, что из-за особенностей рельефа здание будет построено так, что входы с разных сторон расположатся на разных этажах.

Проект реконструкции фасада цирка Космос, как видите, получился достаточно скромным. Но министерство культуры до сих пор не может осилить и этого.

Проект реконструкции фасада цирка «Космос», как видите, получился достаточно скромным. Но министерство культуры до сих пор не может осилить и этого.

А вот перспективы цирка «Космос», который тоже давно нуждается в реконструкции, пока  не столь ясны. Управлением генерального плана еще год назад был согласован проект нового фасада, светлого и нарядного, со скульптурной группой. Внутри больших изменений не предусматривалось (хотя они бы не помешали) - был только план ремонта подвесного потолка над ареной. В любом случае, до сих пор этот проект так и остается на бумаге. Всё это время руководство цирка безуспешно ждет помощи от министер-ства культуры, которое полтора года назад пообещало профинансировать ремонт, но так этого и не сделало.

В точно таком же положении находится и Дворец молодежи «Юность», который превратился в настоящий позор Донецка, пугая своим обшарпанным видом звездных гастролеров. Судя по всему, оказаться на балансе министер-ства культуры - это худшее, что может случиться с донецким зданием.

Метро: и всё-таки оно строится

Слово «метро» в применении к Донецку уже давно звучит как неудачная шутка. Но городские власти, как ни странно, по-прежнему верят в то, что его еще удастся построить. Конечно, уже не к Евро-2012, но когда-нибудь потом.

- Надежда еще не умерла, - говорит Александр Каверин. - Донецку нужно метро. Были разговоры об альтернативе, пытались придумать что-то попроще - мини-метро, скоростной трамвай. Но пока рабочим остается проект метро. И оно всё-таки строится. Мы очень надеемся запустить первую очередь, а дальше оно начнет потихоньку развиваться. Конечно, финансирование очень плохое. Дают от двадцати до сорока миллионов в год. Двадцати достаточно только на содержание того, что есть. А сорок - это чтобы еле-еле копать.


Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: